Профильный труд. Адаптированная программма для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5- 9 классы
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

Данная программа предусматривает подготовку учащихся со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках профильного труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы VIII вида с тяжелыми и множественными нарушениями развития обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_po_profilnomu_trudu.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

«Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                  Директор ГКОУ Школа VIII 2124 СП30

        М.Л.Позывайлова                                                                                   «___»____________________2017г.

АДАПТИРОВАНННАЯ ПРОГРАММА

«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»

для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

  5- 9 классы

                                           

 

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                на МО учителей                                                                                

ГКОУ школа2124 сп30

 «__» ______________ 2017 г.

Председатель МО ______ Хандажапова С.Б.

2017 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой основы при создании программы для детей со сложной структурой дефекта взяты программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала 5-9 классы, сборник 2», под редакцией Воронковой В.В. и программа Галле А.Г., Кочетовой Л.Л. по обслуживающему труду ля детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. Данная программа предусматривает подготовку учащихся  со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных  и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках профильного труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы VIII вида со сложной структурой дефекта обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.

 Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Обучение   данной программе предусматривает решение следующих задач:

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
  • коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
  • формирование социально - нормативного поведения в окружающей среде;
  • содействие физическому развитию умственно - отсталого ученика.

Программа предусматривает снижение требований к знаниям и умениям учащихся, поскольку у детей со сложной структурой дефекта:

  • недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
  • наблюдаются трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми и трудовыми навыками;
  • низкий уровень ориентирования  в окружающей действительности;
  • снижено понимание обращенной речи – предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
  • слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослого;
  • снижена мотивация к любой трудовой деятельности.

Необходимо учитывать уровень возможностей детей с проблемами развития, влияющий на степень освоения трудовых навыков:

1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.

2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.

3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с  помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.

         Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока.

        Поскольку у учащихся со сложной структурой дефекта снижены охранные рефлексы, предусмотрено большое количество часов на изучение правил техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.

В программу по профильному труду включены следующие разделы:

  • сохранение и поддержка здоровья;
  • сезонные работы по уборке пришкольной территории;
  • уборка  помещения;
  • уход за комнатными растениями;
  • уход за одеждой и обувью
  • работа в столовой;
  • профориентация и трудоустройство.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена. Экзамен проводится в щадящем режиме. Важна не столько оценка полученных знаний и умений, сколько оценка старательности и трудолюбия.

Учебные и практические занятия проводятся в условиях кабинета обслуживающего труда, школьной территории (столовая, класс, лестница),  на школьном участке, на предприятиях соцкультбыта.

Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.

С целью наибольшей подготовленности ученика со сложной структурой дефекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые умения (работа с инвентарем и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам - основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.

             

Учебно-тематический план

5 класс (102 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Предмет профильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения.

1

2.

Сохранение и поддержание здоровья

4

6

2.

Сезонные работы на пришкольной территории

8

21

3.

Ежедневная уборка помещения

12

21

4.

Уход за одеждой и обувью

7

8

5.

Уход за комнатными растениями

4

8

6.

Повторение.

Итоговый контроль

2

Всего

38

64

ИТОГО

102

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Предмет профильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. Соблюдение санитарно - гигиенических требований.  

Сохранение и поддержание здоровья

Предметное содержание.

  • правила здорового образа жизни.
  • гигиена рук.
  • предметы и средства личной гигиены
  • Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви;
  • периодичность и правила мытья рук в течение дня;
  • санитарно-гигиенические требования к полотенцу;

Учащийся получает навыки:

  • использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
  • ухаживать за руками;
  • содержать в чистоте предметы личной гигиены

Практические работы:

  • выбор мыла для мытья рук и ног;
  • выбор полотенца (для рук, для ног);
  • мытье рук;
  • нанесение крема на руки;

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Режимы работы на территории: летний и зимний.
  • Хозяйственный инвентарь для садовых и хозяйственных работ.
  • Спецодежда: перчатки, халат.
  • Летние работы: сбор листвы в валки и кучи, правила расчистки дорожек, подметание дорожек, работы в саду (сгребание мусора с клумб).

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • дорожки с твердым покрытием ;
  • правила летней уборки дорожек с твердым покрытием;
  • понятия: дерево, куст, газон, клумба, садовые цветы;
  • названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • назначение инвентаря для садовых и хозяйственных работ;
  • порядок хранения инвентаря;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке.

Учащийся получает навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
  • ухаживать за руками  после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • надевание спецодежды для работы;
  • подготовка к хранению инвентаря и спецодежды;
  • приемы держания инвентаря и приспособлений;
  • летние работы:

- подметание дорожек с твердым покрытием;

- сгребание мусора с клумб;

  • уборка инвентаря на место хранения;
  • уход за руками после работы.

       

           Ежедневная уборка помещения

Предметное содержание.

  • Значение ежедневной уборки служебного помещения.
  • Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.
  • Режим уборки помещений.
  • Элементы помещения, названия, назначение.
  • Последовательность уборки помещений для занятий;
  • Спецодежда: перчатки, фартук.
  • Инвентарь и приспособления для подметания пола.
  • Инвентарь и приспособления для ухода за подоконником.
  • Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и функциональное  назначение элементов помещения (окна, двери, стены, пол.)
  • правила и последовательность уборки;
  • названия и назначение предметов инвентаря;
  • правила подметания пола;
  • правила ухода за подоконником;
  • название и назначение, правила хранения предметов спецодежды;
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки класса;
  • технологически правильно подметать пол (щеткой, веником);
  • осуществлять отжим тряпочки для пыли;  
  • технологически правильно протирать подоконник;
  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря;
  • проветривание помещения;
  • надевание рабочей одежды;
  • наполнение таза водой;
  • отработка приемов полоскания и отжима тряпочки;
  • мытье классной доски;
  • подметание пола, покрытого линолеумом;
  • влажная  уборка подоконника;
  • сбор и вынос мусора из класса;
  • уборка инвентаря на место хранения;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

Уход за одеждой и обувью

Предметное содержание.

  • Назначение и виды спецодежды.
  • Правила ежедневного ухода за одеждой и обувью;
  • Сушка мокрой обуви:
  • Хранение спецодежды и обуви

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • назначение спецодежды и обуви
  • ежедневный уход за рабочей одеждой;
  • размещение одежды и обуви в месте хранения;
  • особенности сушки мокрой обуви;

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
  • подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
  • технологически выполнять этапы ухода за мокрой обувью;
  • осуществлять уход за одеждой, правильно хранить ее;

Практические работы:

  • выбор спецодежды для выполнения служебных обязанностей в зависимости от вида работ;
  • подготовка обуви к сушке;
  • набивание обуви газетной бумагой;
  • размещение рабочей одежды на месте хранения: на плечиках, на полке.

Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Санитарно- гигиенические требования для ухода за комнатными растениями;
  • Общие представления о комнатных растениях;
  •  Отличительные особенности поверхности листьев комнатных растений:

- гладкие;

- бархатистые;

- колючие.

  • Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями;
  • Полив растений

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • название и назначение, правила хранения предметов спецодежды для ухода за комнатными растениями;
  • отличительные особенности строения листьев комнатных растений;
  • посуда и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • правила полива комнатных растений
  • правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями

Учащиеся получают навыки:

  • использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • технологически правильно поливать  комнатные растения;
  • ухаживать  за руками до,  во время и после работы.

Практические работы:

  • определение особенности строения листьев комнатных растений;
  • полив растений;
  • уход за руками до, во время и после работы.

Учебно-тематический план

6 класс (102 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Вводное занятие.

Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения.

1

2.

Сохранение и поддержание здоровья

2

3.

Работа в столовой

4

14

4.

Сезонные работы на пришкольной территории

10

28

5.

Уборка помещения

4

8

6.

Уход за одеждой и обувью

4

8

7.

Уход за комнатными растениями

5

12

8.

Повторение.

Итоговый контроль

2

Всего

32

70

ИТОГО

102

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Кабинет обслуживающего труда. Правила безопасной работы и поведения. Профессии МОП. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

Сохранение и поддержание здоровья

Предметное содержание.

  • Личная гигиена во время физической работы
  • Уход за руками.
  • Предметы личной гигиены. Их назначение и уход за ними.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви;
  •  Правила соблюдения личной гигиены во время физической работы ;
  • Санитарно-гигиенические требования к полотенцу;

Учащийся получает навыки:

  • ухаживать за кожей рук и ногтями;
  • содержать в чистоте предметы личной гигиены;
  • подбирать косметические средства для ухода за кожей рук

Практические работы:

  • Стрижка ногтей на руках и уход за кожей рук;
  • выбор полотенца (для рук, для ног);

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Садовый инвентарь, используемый в разное время года.
  • Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат.
  • Режимы работы на территории: летний и зимний.
  • Летние работы: перекопка земли вокруг кустов, правила расчистки дорожек, подметание дорожек, сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы,  подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений.
  • Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • дорожки с сыпучим и сборным  покрытием;
  • особенности летней уборки дорожек с сыпучим и сборным  покрытием;
  • уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка;
  • понятия: цветник, виды цветов на пришкольном участке;
  • уход за газоном и цветником в разные сезоны;
  • комплекс работ на пришкольной территории;
  • названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • назначение инвентаря;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке;
  • правила ухода и хранения инвентаря.

Учащийся получает навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • находить объекты (дерево, кустарник) на  плане - схеме пришкольной территории.
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы (подметание, сгребание, перекопка, рыхление) и следить за своей осанкой;
  • осуществлять уход за инвентарем, устанавливать на место хранения;
  • ухаживать за руками  после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • летние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- сгребание опавших листьев граблями;

-сгребание мусора с клумб;

-выдергивание и удаление сорных растений;

-вскапывания  и рыхление участка;

- выравнивание почвы граблями;

- высадка рассады на клумбы;

- полив клумбы из лейки

- сбор листвы в валки и кучи;

  • зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега;
  • уход за инвентарем и установка его на место хранения;
  • уход за руками после уборки.

Уборка помещения 

Предметное содержание.

  • Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия;
  • Помещения школы, названия и назначение;
  • Школьная мебель. Значение ухода за мебелью.
  • Виды покрытия мебели: полированное и неполированное дерево, окрашенные поверхности, пластик.
  • Уход за школьной мебелью.
  • Инвентарь и приспособления для уборки школьной мебели.
  • Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • режим уборки различных помещений школы;
  • названия и функциональное назначение предметов мебели и оборудования класса;
  • рациональную последовательность уборки;
  • правила и способы удаления пыли и грязи с поверхности мебели;
  • названия и назначение предметов инвентаря для ухода за мебелью;
  • последовательность действий и рабочие приемы (освободить убираемую поверхность от предметов, протереть поверхность влажной или сухой тряпкой, вернуть на место предметы);
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
  • правила безопасной работы.
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для ухода за мебелью;
  • определять способ удаления пыли (влажный или сухой);
  • технологически правильно удалять пыль с предметов мебели различными способами, следить за осанкой;
  • при влажной уборке (набирать в таз воду нужной температуры, добавлять в случае надобности моющее средство, смачивать и отжимать, расправлять и правильно удерживать ее в руке, совершать правильные движения по поверхности, промывать тряпочку после окончания работы и вывешивать ее для просушки, убирать тряпочку и таз в шкаф на хранение);
  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • удаление пыли и грязи с жесткой мебели (столы, стулья, шкафы) сухой тряпочкой;
  • набирание в таз воды нужной температуры;
  • смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе;
  • удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой;
  • уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
  • уход за руками до и после уборки.

Работа в столовой.

Предметное содержание.

  • Название и назначение предметов мебели и оборудования столовой.
  • Уход за поверхностью предметов мебели и оборудования столовой.
  • Санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой.
  • Предметы чайной посуды.
  • Сервировка стола для завтрака.
  •  Последовательность мытья чайной  посуды.
  • Средства и приспособления для мытья посуды.
  • Моющие средства для мытья посуды.
  • Правила безопасной работы с моющими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • названия  и назначение предметов  мебели в столовой;
  • названия  и назначение кухонного оборудования: мойка, плита, холодильник, посудомоечная машина;
  • названия  и назначение предметов чайной посуды;
  • правила сервировки стола к чаю;
  • названия и назначение моющих средств;
  • правила и последовательность мытья посуды;
  • правила безопасной работы с моющими средствами.

Учащиеся получают навыки:

  • ухода за предметами мебели и оборудования столовой;
  • организовывать рабочее место для мытья посуды;
  •  соблюдения правил безопасной работы с моющими средствами;
  • уборки со стола после еды;
  • мытья посуды.

Практические работы:

  • влажная уборка столов после еды;
  • сервировка стола к завтраку;
  • уборка стола после еды;
  • организация рабочего места для мытья посуды;
  • выбор средств и приспособлений для мытья посуды;
  • набирание на губку необходимого количества моющего средства;
  • выбор и надевание рабочей одежды для мытья посуды;
  • мытье чайной  посуды;
  • уход за руками.

Уход за одеждой и обувью

Предметное содержание.

  • Назначение и виды спецодежды.
  • Правила ежедневного ухода за одеждой.
  • Ручная стирка носков.
  • Инвентарь и приспособления для ручной стирки.
  • Свойства и особенности ниток, применение.
  • Ножницы, правила безопасной работы.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • назначение спецодежды и обуви;
  • способы чистки одежды одежной щеткой (влажная, сухая);
  • назначение инвентаря и приспособлений для ручной стирки;
  • назначение хозяйственного мыла, стиральных порошков;
  • последовательность выполнения ручной стирки;
  • размещение одежды и обуви в месте хранения;
  • организация рабочего места при работе с нитками;
  • правила безопасной работы с ножницами;

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
  • подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
  • чистить одежду влажной и сухой щеткой;
  • размещать рабочую одежду в шкафу: на плечиках, на полке;
  • применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки (таз, прищепки, напольную сушку);
  • выбирать мыло или порошок для ручной стирки носков;
  • технологически выполнять этапы ручной стирки носков;
  • соблюдать правила безопасной работы с ножницами;
  • технологически правильно выполнять завязывание узелков на концах шнурка, связывания бантиком и петлей;

Практические работы:

  • чистка одежды сухой и влажной одежной щеткой;
  • упражнения по размещению рабочей одежды на месте хранения: на плечиках, на полке;
  • ручная стирка тонких носков;
  • связывание ниток и завязывание бантиком и петлей;
  • изготовление кисточки из цветных ниток.

Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Общие представления о комнатных растениях.
  • Виды комнатных растений:

-декоративно-лиственные;

-декоративно-цветущие.

  • Условия, необходимые для жизни и роста комнатных растений.
  • Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.
  • Полив комнатных растений.
  • Опрыскивание комнатных растений.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • условия, необходимые для жизни и роста растений (свет, вода, температура воздуха);
  • емкости и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • правила полива и увлажнения почвы комнатных растений;
  • правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями

Учащиеся получают навыки:

  • использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • технологически правильно поливать  комнатные растения;
  • ухаживать  за руками до,  во время и после работы.

Практические работы:

  • определение влажности почвы;
  • полив растений;
  • опрыскивание растений;
  • уход за руками до, во время и после работы.

Учебно-тематический план

7 класс (136 часов)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Вводное занятие. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений.

1

2.

Сезонные работы на пришкольной территории.

16

34

3.

Медицинская помощь.

2

2

4.

Работа в столовой

6

14

5.

Уборка учебных и служебных помещений.

6

14

6.

Уход за одеждой и обувью

6

14

7.

Уход за комнатными растениями

6

14

8.

Повторение.

Итоговый контроль

1

Всего

44

92

ИТОГО

136

                             

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Режимы работы на территории: летний и зимний
  • Плодовые деревья на участке. Кустарники. Правила ухода.
  • Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
  • Спецодежда: рукавицы, перчатки, фартук.
  • Летние виды садовых и хозяйственных  работ (подметание дорожек и площадки, уборка листвы с газонов, сбор  и перенос  листвы, удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника, уборка растительных остатков на территории цветника, перекопка почвы, обрезка кустов, посев семян на рассаду, полив).
  • Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега, уборка снега в специально отведенные места.
  • Секатор: назначение, уход за ним, хранение.
  • Правила работы с секатором.
  • Обрезка сухих и поломанных веток.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • виды плодовых деревьев;
  • понятия ствол, крона, приствольный круг;
  • правила ухода за плодовыми деревьями;
  • правила вскапывания приствольного круга;  
  • название, назначение  и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке;
  • правила подметания дорожек, сгребания листвы, переноса листвы;
  • правила прополки сорняков на клумбе (вручную), полива клумбы из лейки;
  • назначение и правила работы с секатором;
  • технику безопасной работы с секатором.

Учащиеся получают навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
  • определять сухую, поломанную ветку для ее удаления;
  • безопасно работать с секатором и правильно его хранить.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • летние работы:

- подметание дорожек;

- уборка листвы с газонов;

- сбор  и перенос  листвы.

- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

- уборка растительных остатков на территории цветника

-вскапывание приствольного круга лопатой.

-сгребание мусора с клумб;

- посев семян на рассаду;

- высадка рассады на клумбу;

-прополка сорняков на клумбе;

- полив почвы из лейки

- отработка приемов работы с секатором (вхолостую);

-обрезка сухих и поломанных веток.

-уход за руками после работы;

-очистка  инвентаря и установка на место хранения.

  • зимние работы:

- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;

-сбор снега в кучи;

Работа в столовой 

Предметное содержание.

  • Санитарно-гигиенические требования при работе в столовой.
  • Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари.
  • Уход за посудой и кухонной утварью
  • Моющие и чистящие средства.
  • Правила безопасной работы на кухне.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • санитарно - гигиенические требования к посуде;
  • об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
  • требования к температуре воды для мытья посуды;
  • виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
  • предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
  • чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
  • особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
  • порядок мытья посуды;
  • последовательность мытья посуды.

Учащиеся получают навыки:

  • организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
  • сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
  • набирать на губку необходимое количество моющего средства;
  • мыть вначале менее загрязненную посуду;
  • чистить посуду в соответствии с покрытием;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;

Практические работы:

  • организация рабочего места;
  • определение видов покрытий посуды;
  • выбор моющих и чистящих средств;
  • мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
  • уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • уход за руками после мытья посуды.

Уборка учебных и служебных помещений.

Предметное содержание.

  • Виды учебных и служебных помещений в школе.
  • Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол).
  • Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска).
  • Виды покрытий пола.
  • Гигиенические требования к помещению.
  • Устройство лестницы в школе (ступени, пролет, площадка, перила или поручни)
  • Правила безопасности при уборке лестницы.
  • Последовательность уборки лестницы.
  • Инвентарь и приспособления для уборки.
  • Моющие средства для уборки.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем и его хранение.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • названия и назначение строительных элементов помещения, и виды  покрытий
  • правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
  • правила мытья стенной панели, двери;
  • назначение и устройство  лестницы в здании;
  • правила безопасности при уборке лестницы;
  • правила подметания лестницы;
  • правила мытья лестницы;
  • последовательность уборки лестницы;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

 Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
  • замечать непорядок;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:

-мытье  стенной панели, двери;

    - удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;

-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;

-мытье лестницы;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
  • подметание лестницы веником;
  • сбор мусора в совок;
  • протирка перил (поручней);
  • мытье ступеней и площадок лестницы моющими средствами;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки. 

Медицинская помощь.

Предметное содержание.

  • Домашняя аптечка (состав).
  • Первая медицинская помощь при мелких ранах (микротравмы).

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и хранение домашней аптечки;
  • названия и назначение  основных лекарственных средств из  домашней аптечки;
  • правила и порядок оказания первой помощи при микроранах

Учащийся получает навыки:

  • подбирать перевязочные материалы и средства дезинфекции из содержания аптечки;
  • оказания первой помощи при микроранах;

Практические работы:

  • выбор перевязочных материалов из содержания аптечки;
  • выбор средств дезинфекции для обработки ран, порезов, ссадин из содержания аптечки;

Уход за одеждой и обувью

Предметное содержание.

  • Виды труда по уходу за обувью (мытье, сушка).
  • Принадлежности для ухода за обувью.
  • Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы, хранение игл(игольница, подушечка для игл).
  • Подготовительный и заключительный этап работы со швейной иглой.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • правила ухода за обувью (мытье, сушка);
  • значение и необходимость каждого вида ухода за обувью;
  • названия и назначение принадлежностей для ухода за обувью и место их хранения;
  • название и назначение инструментов и приспособлений для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы, хранение игл (игольница, подушечка для игл);
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
  • правила безопасной работы с иглой и ножницами;
  • правила и  приемы вдевания нитки в иглу, и закрепление нитки повторением двух- трех стежков на одном месте;
  • правила пришивания вешалки к одежде.

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
  • определять, какой вид ухода необходим предъявленному предмету обуви;
  • называть виды труда по уходу за обувью;
  • мыть резиновую обувь;
  • сушить мокрую обувь из разных материалов: кожаную, резиновую, текстильную;
  • рационально размещать обувь в отведенном для нее месте хранения;
  • подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
  • соблюдать правила безопасной работы с иглой и ножницами;
  • технологически правильно выполнять подготовительные и заключительные работы со швейной иглой;
  • технологически правильно выполнять пришивание вешалки к одежде.

Практические работы:

  • мытье резиновой обуви;
  • сушка резиновой обуви;
  • определение материала, из которого изготовлена обувь;
  • определение необходимого вида ухода предъявленному предмету обуви;
  • упражнения по вдеванию нитки в иголку;
  • закрепление нитки в начале и конце строчки;
  • шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг);
  • пришивание вешалки.

Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Декоративно – цветущие и декоративно – лиственные растения.
  • Изменения, происходящие в растениях в разное время года.
  • Группы комнатных растений: светолюбивые и теневыносливые.
  • Условные обозначения принадлежности растений к определенной группе.
  • Размещение растений в помещении в зависимости от потребности в освещении и величины.
  • Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.
  • Полив комнатных растений.
  • Опрыскивание комнатных растений.
  • Рыхление земли в горшке комнатных растений.
  • Мытье поддонов.
  • Удаление пыли с  крупных плотных, гладких листьев комнатных растений.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Строение растения: стебель, лист, почка;
  • изменения, происходящие в растениях в разное время года;
  • Факторы, влияющие на растение: вода, свет, температура;
  • правила ухода за комнатными растениями: полив и увлажнение почвы комнатных растений, рыхление земли в горшке, удаление пыли,  мытье поддонов;
  • условные обозначения принадлежности растений к определенной группе.
  • емкости и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями

Учащиеся получают навыки:

  • определять декоративно- лиственные и декоративно- цветущие растения;
  • использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  • технологически правильно поливать  и опрыскивать комнатные растения;
  • технологически правильно мыть поддоны;
  • технологически правильно рыхлить почву;
  • технологически правильно удалять пыль с листьев;
  • ухаживать  за руками до,  во время и после работы.

Практические работы:

  • определение влажности почвы;
  • полив растений;
  • опрыскивание растений;
  • рыхление почвы;
  • мытье поддонов;
  • удаление пыли с крупных плотных гладких листьев;
  • уход за руками до, во время и после работы.

Учебно-тематический план

8 класс (136 часов)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Вводное занятие. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений.

1

Сезонные работы на пришкольной территории.

14

38

2.

Сохранение и поддержание здоровья

4

3.

Работа в столовой

6

14

4.

Уборка служебных помещений.

4

14

6.

Уход за одеждой и обувью

6

14

7.

Уход за комнатными растениями

4

16

8.

Повторение.

Итоговый контроль

1

Всего

40

96

ИТОГО

136

                                 

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии профильного  труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение.

Сохранение и поддержание здоровья

Предметное содержание.

  • Влияние окружающей среды на здоровье.
  • Профилактика вредного воздействия окружающей среды.
  • Значение  личного участия в благоустройстве окружающей среды.
  • Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • понятие о гигиене  ближайшего окружения
  • понятие о гигиене дыхания;
  • источники естественного и искусственного света.

Учащийся получает навыки:

  • поддерживать чистоту окружающей среды;
  • поддерживать чистоту воздуха в помещении;
  • поддерживать световой режим в помещении.

Практические работы:

  • проветривать помещение;
  • узнавать температуру воздуха в помещении по настенному термометру;

Работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Общие сведения о гигиене ближайшего окружения.
  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение.
  • Режимы работы на территории: летний и зимний.
  • Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года, назначение, хранение, правила безопасной работы с ним.
  • Спецодежда, правила хранения.
  • Летние виды работ (уборка растительных остатков с территории цветника, очистка дорожек и детской площадки от опавших листьев, пересадка многолетних цветковых растений, уход за зелеными насаждениями: перекопка почвы, обрезка, посадка рассады, высадка рассады на клумбы, полив, прополка).
  • Зимние виды работ (уборка снега с крыльца и дорожек)
  • Техника безопасности при работе с садовым и хозяйственным инвентарем.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • планировку пришкольной территории (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон);
  • виды различных покрытий садовых дорожек;
  • виды декоративных и садовых  растений, деревьев, кустарников, их строение;
  • виды цветковых растений;
  • правила обработки земли под деревьями ;
  • правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора.
  • правила ухода за зелеными насаждениями (перекопка почвы, обрезка, полив);
  • названия назначение  и порядок хранения предметов садового инвентаря для обработки почвы;
  • названия назначение  и порядок хранения предметов хозяйственного  инвентаря для ухода за садовыми дорожками с различными покрытиями;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила подготовки почвы к посадке растений;
  • правила посадки готовой рассады в открытый грунт;
  • правила прополки сорняков на клумбе;
  • правила уборки снега с дорожек и крыльца;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы секатором;
  • правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

 Учащиеся получают навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу, цветник;
  • определять строение деревьев и кустарников;
  • применять хозяйственный и садовый инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно выполнять работы по:

-очистки дорожек и детской площадки от опавших листьев;

-уборки растительных остатков с территории цветника;

-пересадки растений;

-уборки снега с дорожек и крыльца;

- подготовки почвы к посадке растений;

-посадки цветочной рассады;

- поливу растений;

  •  безопасной работы  секатором.
  • оказания себе медицинской помощи при травме (смазывать ранку йодом, накладывать бактерицидный пластырь).

Практические работы:

  • определение  составляющих зон пришкольного участка;
  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • летние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- уборка листвы с цветника и клумб;

- сбор листвы в ведро и мешки;

- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника;

- пересадка многолетнего цветкового растения;

-  сбор  и перенос  растительных остатков;

- подготовка ящиков для посевов, выращивание рассады;

- перекопка почвы под деревьями и на клумбе;

- сгребание мусора с клумб;

-прополка сорняков на клумбе;

- сбор мусора  в ведро и мешки;

 -  обрезка сухих и поломанных веток и поросли;

- посадка садовой рассады однолетних цветковых растений;

- полив саженцев из лейки.

  • зимние работы

- уборка снега с дорожек;

- уборка снега с крыльца.

  • уход за руками после уборки.
  • очистка  инвентаря и установка на место хранения.
  • ролевая игра «первая медицинская помощь».

Работа в столовой

Предметное содержание.

  • Понятие о гигиене питания
  • Требования к работнику столовой: одежда, культура поведения.
  • Столовая посуда, назначение.
  • Столовые приборы, назначение.
  • Сервировка стола к обеду.
  • Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
  • Уход за посудой и кухонной утварью.
  • Мытье и хранение посуды.
  • Приспособления и материалы для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.
  • Моющие и чистящие средства для мытья посуды.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • виды кухонной посуды и инвентаря;
  • название и назначение столовой посуды;
  • название и назначение столовых приборов;
  • правила пользования столовыми приборами;
  • правила сервировки стола к обеду;
  • правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
  • правила санитарных требований при сборе грязной посуды со столов;
  • правила уборки и протирки, столов после еды;
  • правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов;
  • правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами
  • названия назначение  и порядок хранения приспособлений и материалов для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • различать кухонную посуду и инвентарь;
  • пользоваться столовой посудой и столовыми приборами по назначению;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
  • мыть столовую посуду и столовые приборы;
  • сервировать стол к обеду
  • убирать и протирать столы после еды.

Практические работы:

  • определение предметов столовой посуды ;
  • определение предметов столовых приборов;
  • сервировка стола к обеду;
  • уборка стола после еды;
  • организация рабочего места для мытья посуды;
  • выбор моющих и чистящих средств для мытья посуды;
  • мытье посуды и столовых приборов;
  • уход за салфетками, щетками для уборки столов ;
  • уход за руками до и после уборки.

Уборка служебных помещений.

Предметное содержание.

  • Санитарно - гигиенические требования к содержанию санузла.
  • Устройство санузла.
  • Виды санитарно- технического оборудования санузла.
  • Спецодежда для уборки санузлов.
  • Инвентарь и приспособления для уборки.
  • Моющие средства для уборки санузлов.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем, спецодеждой, хранение.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • назначение и устройство санузла.
  • виды санитарно- технического оборудования санузла;
  • правила и периодичность уборки санузла;
  • правила ухода за различными поверхностями санузла;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
  • порядок мытья и чистки кафельных стен и раковины.
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • выбирать моющее или чистящее средство для ухода за раковиной, кафельной плиткой;
  • пользоваться спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы;
  • оказывать себе первую помощь при попадании моющих средств на кожу и в глаза, обращаться за помощью к близким, в медучреждение;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки санузла и следить за осанкой при:

-мытье кафельных стен и раковины;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;

Практические работы:

  • выбор моющего или чистящего средства;
  • выбор спецодежды;
  • мытье  кафельных стен, раковины;
  • уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
  • уход за руками после уборки.

Уход за одеждой и обувью

Предметное содержание.

  • Виды труда по уходу за обувью (мытье, сушка)
  • Назначение вешалки в предметах одежды.
  • Мелкий ремонт одежды  (пришивание вешалок)
  • Приемы пришивания вешалки к одежде.
  • Электроутюг: устройство, назначение.
  • Наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • виды материалов для изготовления рабочей обуви;
  • правила ухода за обувью (мытье, сушка);
  • средства и приспособления для ухода за обувью;
  • правила и последовательность пришивания вешалок к одежде;
  • правила безопасной работы с электроутюгом;
  • подготовка утюга к работе;
  • правила наложения накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды .

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
  • определять, какой вид ухода необходим предъявленному предмету обуви;
  • называть виды труда по уходу за обувью;
  • мыть резиновую обувь;
  • сушить мокрую обувь из разных материалов: кожаную, резиновую, текстильную;
  • рационально размещать обувь в отведенном для нее месте хранения;
  • подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
  • технологически правильно выполнять пришивание вешалок к одежде;
  • соблюдать правила безопасной работы с электроутюгом;
  • технологически правильно выполнять наложение декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
  • Практические работы: мытье резиновой обуви;

  • сушка резиновой обуви;
  • определение материала, из которого изготовлена обувь;
  • определение необходимого вида ухода предъявленному предмету обуви;
  • определение места для вешалки на предмете одежды;
  • отмерять и отрезать кусок тесьмы (шнурка) нужной длины.
  • пришивание вешалок к одежде;
  • наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.

Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Общие представления о комнатных растениях (повторение).
  • Обрезка сухих и поврежденных листьев.
  • Виды удобрений.
  • Подкормка растений удобрениями.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • правила полива и опрыскивания растений;
  • рыхление почвы;
  • правила удаления пыли с гладких  листьев;
  • правила удаления сухих и поврежденных  листьев;
  • виды удобрений;
  • правила подкормки  растений;
  • правила техники безопасности при  работе с удобрениями;
  • правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями.

Учащиеся получают навыки:

  • определять декоративно- лиственные и декоративно- цветущие растения;
  • технологически правильно поливать  и опрыскивать комнатные растения;
  • технологически правильно рыхлить почву;
  • технологически правильно удалять пыль с листьев;
  • мыть поддоны;
  • выбирать удобрения для цветущих и не цветущих растений;
  • строго соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями.

Практические работы:

  • полив растений;
  • опрыскивание растений;
  • рыхление почвы;
  • мытье поддонов;
  • удаление пыли с крупных плотных гладких листьев;
  • обрезка сухих и поврежденных листьев;
  • подкормка растений.

        

                                 

Учебно-тематический план

9 класс (136 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

Профессии профильного труда: дворник, уборщик производственного помещения.

1

Сезонные работы на пришкольной территории.

16

36

Профориентация и трудоустройство.

1

Работа в столовой

6

14

Уборка служебных помещений.

6

14

Уход за одеждой и обувью

6

14

Уход за комнатными растениями

6

14

Повторение.

Итоговый контроль

2

Всего

44

92

ИТОГО

136

                       

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии обслуживающего труда. Дворник, уборщик производственных помещений. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Виды декоративных кустарников, их значение, сезонный уход.
  • Функциональные обязанности дворника.
  • Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб.
  • Режимы работы на территории: летний и зимний.
  • Хозяйственный инвентарь, используемый  в разное время года.
  • Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
  • Спецодежда в зависимости от вида работ.
  • Летние работы: уборка дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе, уход за деревьями и кустарниками.
  • Зимние работы уход за тротуарами, дорожками, крыльцом.
  • Правила безопасной работы с инвентарем.

 

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • функциональные обязанности дворника;
  • виды дорожных покрытий;
  • виды  декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними;
  • названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы при уборке территории;
  • правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
  •  правила обрезания сухих веток секатором;
  • Правила подготовки семян на рассаду и посева их;
  • Правила пикировки рассады;
  • Правила высаживания рассады в открытый грунт;
  • Правила перекопки почвы на клумбах;
  • Правила выравнивания почвы граблями;;
  • правила безопасной работы при уборке снега;
  • правила работы скребком;
  • правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
  • порядок вызова служб «01», «02», «04»;
  • порядок сообщения информации в экстренном случае.

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
  • планировать работу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:

-подметании дорожек с твердым покрытием;

-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;

-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;

-обрезании сухих и поломанных веток;

-сгребании снега со ступеней крыльца, дорожек;

  • применять правила безопасной работы на практике;
  • набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;

Практические работы:

  • летние работы:

-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;

-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

-перекопка приствольных кругов под деревьями и кустарниками;

-обрезание сухих и поломанных веток секатором;

-подготовка семян на рассаду и посев;

-пикировка рассады;

-высаживание рассады в открытый грунт

  • зимние работы:

-уборка снега с асфальтированных дорожек;

-очистка крыльца от снега;

  • ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы», «зимние опасности».

     Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Повторение: правила ухода за комнатными растениями.
  • Виды готовых почвенных смесей и дренажей для комнатных растений.
  • Правила безопасной работы с землей и средства защиты при работе.
  • Пересадка комнатных растений.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • правила ухода за комнатными растениями;
  •  правила техники безопасности при  работе  с удобрениями;
  • виды готовых почвенных смесей и дренажей;
  • Правила посадки комнатных растений.

Учащиеся получают навыки:

  • правильно подобрать место для комнатного растения в соответствии с особенностями его произрастания;
  • готовить раствор для подкормки растений в соответствии с инструкцией;
  • технологически правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать и опрыскивать растения, рыхлить почву, удалять пыль с гладких листьев; мыть поддоны;
  •  подкармливать растения;
  • соблюдать правила безопасной работы и использовать средства защиты при работе с землей;
  • готовить цветочные горшки к посадке растений (чистка, дезинфицирование)
  • соблюдать технологию пересадки комнатных растений.

Практические работы:

  • полив растений;
  • опрыскивание растений;
  • удаление пыли с гладких листьев;
  • мытье поддонов;
  • подкормка растений;
  • пересадка растений.

Уборка служебных помещений.

Предметное содержание.

  • Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
  • Виды служебных помещений.
  • Элементы помещений и технических конструкций.
  • Материалы для изготовления элементов помещений и технических конструкций; покрытия (дерево, пластик, стекло, шпон, краска, обои).
  • Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
  • Виды половых покрытий.
  • Технология мытья пола, покрытого  линолеумом и метлахской плиткой, паркетом.
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
  • Моющие и чистящие средства, применяемые для окон и стен.
  • Технология мытья окон.
  • Технология мытья стен, покрытых краской.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
  • виды служебных помещений;
  • названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.)  и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
  • виды покрытий  пола (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • название и назначение материалов для изготовления элементов помещения, виды покрытий и их качественные характеристики (дерево, пластик, стекло, шпон, краска, обои);
  • правила мытья окон;
  • правила мытья стен, покрытых краской;
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила ухода за руками после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
  • находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
  • подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
  • подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
  • осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
  • определять виды полов и покрытий;
  • технологически правильно мыть пол с разным видом покрытия;
  • технологически правильно мыть оконные переплеты, радиаторы, подоконники;
  • технологически правильно мыть оконные стекла;
  • технологически правильно мыть стены, покрытые краской;
  • технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
  • соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
  • применять правила безопасной работы на практике;
  • ухода за руками после уборки.

Практические работы:

  • выбор моющих и чистящих средств по инструкции на упаковке;
  • мытье оконных переплетов, подоконников, радиаторов;
  • мытье оконного стекла;
  • мытье стен, покрытых краской;
  • уход за инвентарем и приспособлениями.
  • мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет).
  • уход за руками до и после уборки.

Работа в столовой.

Предметное содержание.

  • Санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде.
  • Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
  • Чистящие и моющие средства для мытья посуды.
  • Спецодежда, ее назначение, уход за ней.
  • Понятие о санитарии и личной гигиене.
  • Уборка обеденного зала.
  • Сервировка столов в школьной столовой.
  • Оборудование и приспособления для мытья посуды.
  • Посуда для сервировки столов к обеду;
  • Уход за посудой и кухонной утварью.
  • Уход и хранение инвентаря и приспособлений для мытья посуды.
  • Моющие и чистящие средства для мытья посуды.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Санитарно- гигиенические требования к кухонной и столовой посуде;
  • название, назначение  предметов кухонного оборудования;
  • правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;
  • последовательность операций при сервировке и уборке стола;
  • виды кухонной посуды и инвентаря;
  • названия и назначение посуды для сервировки стола;
  • способы чистки столовых приборов;
  • соблюдение правил техники безопасности при работе с горячей водой, моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм при мытье посуды.
  • технологический цикл мытья посуды;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • способы защиты и ухода за кожей рук;

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • убирать помещение пищеблока;
  • готовить столы к приему пищи согласно санитарно - гигиеническим требованиям;
  • сервировать и убирать обеденные столы;
  • ухаживать за металлической, фарфоровой, стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств;
  • называть и различать посуду для сервировки стола;
  • называть и различать кухонную посуду и инвентарь;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;

Практические работы:

  • экскурсия в школьную столовую;
  • выбор моющих и чистящих средств;
  • обработка инвентаря и приспособлений  моющими растворами;
  • протирка и дезинфекция столов;
  • сервировка стола к обеду;
  • уборка обеденного зала;
  • организация рабочего места для мытья посуды;
  • чистка столовых приборов;
  • выбор спецодежды для мытья посуды;

Уход за одеждой и обувью

Предметное содержание.

  • Виды материалов для изготовления рабочей обуви.
  • Виды труда по уходу за рабочей обувью (мытье, сушка).
  • Виды и назначение рабочей одежды.
  • Средства  и инвентарь для ручной стирки.
  • Виды мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, зашивание распоровшегося шва)
  • Электроутюг: устройство, назначение.
  • Наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
  • Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • виды рабочей одежды;
  • виды материалов для изготовления рабочей обуви;
  • правила ухода за обувью (мытье, сушка);
  • средства и приспособления для ухода за обувью;
  • правила и последовательность ручной стирки носков;
  • технику безопасности при работе с иглой и ножницами;
  • последовательность выполнения ремонта одежды;
  • правила безопасной работы с электроутюгом;
  • правила наложения декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
  • правила и последовательность  втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.

Учащийся получает навыки:

  • технологически правильно очищать обувь от пыли и грязи;
  • мыть резиновую обувь;
  • выбирать инвентарь и  средства для ручной стирки носков;
  • пользоваться электроутюгом;
  • соблюдать правила безопасной работы с электроутюгом;
  • выполнять ручные швы;
  • пришивать пуговицы;
  • технологически правильно выполнять наложение декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
  • технологически правильно выполнять втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.

Практические работы:

  • мытье резиновой обуви;
  • определение материала, из которого изготовлена обувь;
  • стирка носков;
  • зашивание распоровшегося шва;
  • пришивание пуговицы;
  • определение вида ремонта одежды;
  • накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
  • втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.

Профориентация и трудоустройство.

Предметное содержание.

  • Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
  • Имидж молодого человека.
  • Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • краткую характеристику профессий «дворник», «мойщик посуды», «уборщик производственных помещений»;
  • наличие трудового договора как официального документа;
  • молодежный и деловой стиль одежды;
  • права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;

Учащиеся получают навыки:

  • вести диалог с представителями колледжей;
  • подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
  • Практические работы:
  • Ролевая игра: «я собираюсь на работу: подбор одежды».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической  работы, экскурсии.

        Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.

        Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  3. Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
  4. Гладкая В.В., Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (корррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-
  5.  Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  6. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
  7. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
  8. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
  9. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
  10.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
  11.  Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  12.  Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых коррекционных технологий с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В современной коррекционной педагогике на данном этапе недостаточно разработана проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми  и множественными нарушени...

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Знакомство с авторской программой по предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития" 5- 9 классы

Выступление на методобъединении  учителей средних и старших классов ГКАОУ школы "Центр развития и коррекции" №2124...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...