Знакомство с авторской программой по предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития" 5- 9 классы
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

Выступление на методобъединении  учителей средних и старших классов ГКАОУ школы "Центр развития и коррекции" №2124

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znakomchstvo_s_programmoy.ppt972.5 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_programmoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ Алексеенко О.В. Знакомство с авторской программой по предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5- 9 классы

Слайд 2

Профильный труд Расширение индивидуальных и интеллектуальных ресурсов личности Развитие манипулятивной функции рук Формирование умения адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия Формирование умений использовать инвентарь и спецодежду по назначению Развитие речи и пополнение словарного запаса Формирование пространственных представлений

Слайд 3

Модули программы УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ РАБОТА В СТОЛОВОЙ УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ САДОВЫЕ РАБОТЫ

Слайд 4

УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ Теоретические основы знать Элементы помещения, названия, назначение Алгоритм уборки помещений Правила безопасной работы с инвентарем и моющими средствами уметь Организация технологического цикла Понимать словесную инструкцию Составлять индивидуальный план подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки технологически правильно убирать помещения осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его Иметь опыт функциональное назначение элементов помещения Практические работы для отработки необходимых навыков Рефлексия

Слайд 5

Теоретические основы знать Алгоритм сервировки стола и уборки после еды Алгоритм мытья посуды Правила безопасной работы с моющими средствами уметь Организация технологического цикла Понимать словесную инструкцию Осуществлять сервировку стола подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для мытья посуды технологически правильно мыть посуду, убирать стол после еды осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его Иметь опыт функциональное назначение предметов посуды и приборов Практические работы для отработки необходимых навыков Рефлексия Виды посуды по назначению РАБОТА В СТОЛОВОЙ

Слайд 6

Теоретические основы знать Виды работ на участке (осенние, весенние, зимние) элементы территории Правила безопасной работы с инвентарем уметь Организация технологического цикла Понимать словесную инструкцию Определять на местности составляющие пришкольной территории подбирать и использовать по назначению инвентарь и спецодежду технологически правильно выполнять сезонные виды работ на участке осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его Иметь опыт Планировка пришкольной территории Практические работы для отработки необходимых навыков Рефлексия назначение инвентаря для садовых и хозяйственных работ САДОВЫЕ РАБОТЫ

Слайд 7

Теоретические основы знать Санитарно- гигиенические требования для ухода за комнатными растениями Общие представления о комнатных растениях правила ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, удаление пыли, мытье поддонов; уметь Организация технологического цикла Понимать словесную инструкцию правила личной гигиены подбирать и использовать по назначению инвентарь и спецодежду технологически правильно осуществлять уход за комнатными растениями осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его Иметь опыт инвентарь для ухода за комнатными растениями Практические работы для отработки необходимых навыков Рефлексия назначение посуды и инвентаря для ухода за комнатными растениями УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Слайд 8

Теоретические основы знать Алгоритм ежедневного ухода за различными видами обуви Правила ежедневного ухода за одеждой Правила безопасной работы с моющими средствами уметь Организация технологического цикла Понимать словесную инструкцию применять по назначению инструменты, приспособления, используемые для швейных работ технологически правильно выполнять этапы сушки обуви технологически правильно стирать носки осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его Иметь опыт функциональное назначение предметов для ухода за одеждой и обувью Практические работы для отработки необходимых навыков Рефлексия правила безопасной работы колющими и режущими инструментами УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ

Слайд 9

Разноуровневое дифференцированное обучение. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала Организация индивидуального контроля Проведение нестандартных уроков: применение сюжетно – ролевых игр и компьютерных презентаций применение проектного метода. Создание ситуации успеха. Применение педагогической поддержки.

Слайд 10

Виды педагогической поддержки Обучение без принуждения Взаимообучение Оптимальность темпа Применение тестовых заданий. Применение алгоритмов Адаптация содержания Обязательный показ выполнения задания

Слайд 11

Уборка листвы с газонов ГРАБЛИ ВЕЕРНЫЕ ГРАБЛИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

Слайд 12

Тест :Уборка 7 класс 1. Назови назначение моющих средств. 2.Обведи красным карандашом картинку: что нужно сделать , если моющее средство попало в глаза. 3.Назови и укажи стрелками части лестницы Ступени Перила Лестничная площадка

Слайд 13

7 класс Алгоритм уборки пола 1. 2 3. 4. 5.

Слайд 14

Технологическая карта высадки рассады в открытый грунт 8 класс 1. 2 3. 4. 5. 6. Вскопать землю (почву) лопатой Выровнять землю граблями аккуратно, не придавливая, посадить росток и присыпать землёй полить саженец из лейки Вымыть руки, смазать кремом. Выкопать совком в земле лунку



Предварительный просмотр:

Знакомство  с адаптированной программой

по предмету

 «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»

для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

  5- 9 классы

                                                                               Учитель трудового  обучения      

                                                                                                                                                     Алексеенко О.В.

 Москва  

              (слайд 1) Адаптированная программа по трудовому обучению («Профильный труд») для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития с  5- 9 классы разработана  на основе  программы Мирского С.Л. «Подготовка младшего обслуживающего персонала».

            (слайд 2) Трудовое обучение, как учебный предмет,  является одним из ведущих в системе подготовки  школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его  специфику: все  получаемые  учащимися  знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

    (слайд 3) На протяжении 5-9 классов создаются условия для последовательного овладения школьниками умениями, навыками, компетенциями, общими для группы родственных занятий младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений с прилегающими территориями, рабочий зеленого хозяйства, мойщик посуды, уборщик служебных и производственных помещений, лестничных площадок. Программа разрабатывалась с применением модульной технологии. В программу включены следующие модули:

  • сезонные работы по уборке пришкольной территории;
  • уборка  помещения;
  • уход за комнатными растениями;
  • уход за одеждой и обувью
  • работа в столовой.

(слайд4,5,6,7,8 )Модуль представлен как учебный элемент в форме «стандартизированного буклета», состоящего из следующих компонентов:

1. Точно сформулирована цель;

2. Список необходимого оборудования, материала, инструментов;

3. Список смежных учебных элементов;

4. Собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровожденный подробными иллюстрациями;

5. Практические занятия: алгоритмическое освоение умений и навыков.

6. Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленная в данном учебном элементе.

Все модули программы включают в себя по 3 учебных элемента (знать, уметь, иметь опыт):

1уэ теоретические основы: определение понятий,  алгоритмы работы по темам модуля, правила безопасной работы с инвентарем.

2уэ организация технологического цикла:  планировать работу, составлять индивидуальный план, подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления, осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его,   технологически правильно выполнять работу по темам модуля.

3 уэ анализ выполненной работы: практические работы для отработки необходимых навыков, рефлексия.

Модуль можно рассматривать и как программу обучения внутри которой возможна дифференциация содержания, методов обучения, уровня самостоятельности, темпа учебно-познавательной деятельности учащихся.

В программе учитывалась реализация индивидуального подхода к учащимся с овз в нескольких направлениях. (слайд 9)

Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - 1, 2 и 3.

1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.

2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.

3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с  помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.

Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации ученика.

Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне 1, 2 или 3. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

Распределение тем и часов по конкретному модулю может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.

           В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ.

        Учебные и практические занятия проводятся в условиях кабинета обслуживающего труда, школьной территории (столовая, класс, лестница),  на школьном участке.

    (слайд 10)    С целью наибольшей подготовленности ученика с тяжелыми и множественными нарушениями развития к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые умения (работа с инвентарем и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам - основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.

              Для эффективной реализации содержания программы используются рабочие тетради по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., учебник для учащихся с овз (умственной отсталостью, сложной структуре дефекта) с 6-9 класс, учебник «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс, Галле А.Г.,Головинская Е.Ю., учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Зырянова В.А., Хаминова И.А. «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 8 класс.

(слайд 11,12, 13 ) Разработаны авторские задания по темам модулей программы, технологические карты, алгоритмы работ, презентации к урокам. Практическая направленность заданий и широкое использование визуального ряда обеспечивает возможность использования разработанных заданий в работе с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена. Экзамен проводится в щадящем режиме. Важна не столько оценка полученных знаний и умений, сколько оценка старательности и трудолюбия. Для выявления знаний и умений учащихся были разработаны авторские экзаменационные билеты.

       Таким образом, программа позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых коррекционных технологий с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В современной коррекционной педагогике на данном этапе недостаточно разработана проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми  и множественными нарушени...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Профильный труд. Адаптированная программма для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5- 9 классы

Данная программа предусматривает подготовку учащихся со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...