Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
статья на тему

Андреева Светлана Николаевна

Для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность  учителя-дефектолога и родителей в организации

познавательно-речевого развития дошкольников

 с отклонениями в развитии

Работая по теме «Поиск эффективных приемов и методов, влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии», я пришла к выводу, что одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, это работа с родителями, так как большую часть времени дети находятся в семье. Несмотря на то, что дети, посещающие коррекционные дошкольные учреждения, получают всестороннюю помощь специалистов, с ними проводятся занятия, оздоровительные процедуры, но зачастую этого оказывается мало, так как малыши болеют или находятся на санаторно-курортном лечении, а по возвращении в детский сад очень часто с ребенком приходится начинать работу с начала. Поэтому важна совместная работа родителей с педагогами ДОУ. То, что ребенок видит, слышит и узнает в детском саду, обязательно должно закрепляться дома.

 Я поставила перед собой цель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Чтобы данная работа была целенаправленной, поставила задачи.

  1. Привлекать родителей к проблемам воспитания детей в детском саду.
  2. Обучать правильной организации досуга детей.
  3. Учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманности.
  4. Формировать из родителей коллектив единомышленников, способных воплощать новаторские идеи в воспитании своих детей.
  5. Знакомить с теоретическими знаниями по педагогике, с традиционными и нетрадиционными методами работы с детьми.
  6. Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого родителя в педагогически процесс.
  7. Настроить на активное участие в жизни детского сада.

Прежде чем начать работу в данном направлении, изучила литературу, сделала подборку памяток для родителей, составила перспективный план работы с родителями на год. В этом плане отразилось: собрания, школа для родителей, открытые занятия, выставки. Для участников собрания изготовила пригласительные буклеты. На первом родительском собрании ознакомила родителей с годовым планом.

Мне хочется порекомендовать вам некоторую литературу, которую использовала в своей работе. В книге, «Работа ДОУ с семьей» авторов Козловой А.В. и Дошеулиной Р.П., вам будут представлены разные виды диагностических исследований, в виде таблиц,  опросников, анкет, тестов. Также вы сможете найти рекомендации по планированию с перечнем тем собраний в разных возрастных группах, конспекты лекций, консультации, мониторинги.

Если в вашей группе есть дети с отклонениями в развитии, рекомендую использовать книгу Мастюковой Е.М. и Московкиной А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии». Эта книга поможет вам оказать любую консультативную помощь родителям,  имеющим  особенных детей.

Книга английского автора Дженни Лешли  поможет вам решить некоторые психолого-педагогические проблемы, которые встают перед педагогами и родителям.  В центре внимания автора вопросы коррекции поведения детей и развития речи.

Очень интересно представлена психокоррекционная работа с родителями в книгах Ткачевой В.В. В них вы можете найти рекомендации по формированию и организации психокоррекционных групп, конспекты групповых занятий. В своей работе мы используем рекомендованные  Викторией Валентиновной аутотренинги,  релаксации, разминки в виде игр.

В книге «Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ» авторов Микляевых Н.В. и Яровой Ю.В. вы узнаете о современных подходах к анализу и моделированию ситуаций в целостном воспитательно-образовательном процессе и организации сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.

Познакомиться с системой взаимодействия педагогов с семьей можно в книге «Приходите к нам на праздник» авторов Сидоровой Л.А., Шарифуллиной К.Ш. и Яговкиной Т. В.. Также здесь можно найти сценарии праздников и развлекательных мероприятий.

«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», автором-составителем которой является Глебова С. В., можно познакомиться с системой работы с родителями и педагогическим коллективом. Издание содержит материалы, рассчитанные на педагогов с целью структуирования работы с родителями, а также конспекты мероприятий с участием родителей.

Анкета: «Помогите нам, пожалуйста» помогла узнать какие родительские собрания, встречи, занятия, экскурсии хотят посетить родители, что необходимо учитывать, приглашая их на собрания, занятия и консультацию, наиболее свободные дни и часы недели, которыми располагают родители, какую помощь могут оказать сами родители в проведении совместных мероприятий.

По результатам анкеты был разработан перспективный план работы с родителями на год. В нем указывается месяц, планируемое мероприятие,  его цель, ответственный и дата проведения. В проведении мероприятий принимали участие воспитатели, логопед, дефектолог, психолог, медсестра лечебной физкультуры, музыкальный руководитель и сами родители.

К каждому собранию для родителей изготавливали пригласительные открытки, в которых было написано приглашение на собрание и даны памятки для родителей по воспитанию детей. Чтобы заинтересовать родителей предстоящей встречей, мы тщательно продумывали текст приглашения.

Памятка «Для Вас,  родители» знакомит с режимом работы и услугами детского сада.

Объединение педагогов детского сада и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которое можно обозначить как доверительный деловой контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...

Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...