"Речецветик"
консультация на тему

Комарова Марина Александровна

Презентация и конспект семинара-практикума для воспитателей на методическом объединении
«РЕЧЕЦВЕТИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rechetsvetik1.ppt1.95 МБ
Файл rechetsvetik_praktikum.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум для воспитателей «РЕЧЕЦВЕТИК»

Слайд 2

Цель: повышение культуры речи воспитателей ДОУ Задачи : познакомить педагогов с составляющими компонентами речевого развития; побуждать интерес к предлагаемой совместной деятельности, освоению различных форм приобретения речевого опыта; формировать эмоциональную заинтересованность; развивать интонационную выразительность речи, просодических компонентов речи, чувство коллективизма; активизировать всех участников образовательного процесса в реализации логопедического практикума. способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Слайд 3

Что такое культура речи? Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, грамматики и словоупотребления), а также: умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.

Слайд 4

Что такое культура речи? Кроме того, это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культура речи может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от "сорных" слов.

Слайд 5

Компоненты речи Запомнить компоненты речи Помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность , правильность и точность линий, Богатство красок, чистота , Как выразительны , красивы, Уместны все ее цвета! РЕЧЬ Логичность

Слайд 6

Компонент речи правильность - соответствие речи языковым нормам

Слайд 7

Компонент речи точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Слайд 8

Компонент речи логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Слайд 9

Компонент речи чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний диалектизмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).

Слайд 10

Компонент речи выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Слайд 11

Компонент речи Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Слайд 12

Компонент речи уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения ( под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса ) .

Слайд 13

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.

Слайд 14

Наши ошибки! Чо – что (што), ихние- их, нету – нет , оделися- оделись , обезбаливающий - обезболивающий , уплотишь- уплатишь , оплатишь, заплатишь , салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть , позвОнит - позвонИт, катАлог- каталОг

Слайд 16

Практикум «Проверь себя!»

Слайд 17

Правильность речи Задание: «Расставьте ударения» срЕдства фенОмен новорождЁнный тОрты бАнты деньгАми слИвовый красИвее облегчИть баловАть

Слайд 19

Логичность Задание: «Исправь ошибку в предложении»

Слайд 20

Точность

Слайд 21

Задание «Современная реклама»

Слайд 28

Богатство Задание: «Родственные слова» (снег и зима)

Слайд 29

Задание: « Объяснить фразеологизмы». - «По спине бегут мурашки» -«Считать ворон» -«Держать в ежовых рукавицах» - «Чесать языки» -«Задать головоломку»

Слайд 30

«Интонационная выразительность» Задание: прочитать стихотворение А. Барто «Мишка» с различной интонацией: Вы - телеведущая новостей Вы - капризная принцесса Вы – иностранец Вы - лиса (из басни Крылова) Вы - грузин, говорящий тост

Слайд 31

ИТАК: Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно: не делать грубых ошибок; не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Рябинка»

Логопедический практикум

для воспитателей

«Речецветик»

Подготовила: учитель-логопед

Комарова М.А.

Троицк 2016

Цель: повышение культуры речи воспитателей ДОУ.

Задачи:

  • познакомить педагогов с составляющими компонентами речевого развития;
  • побуждать интерес к предлагаемой  совместной деятельности, освоению различных форм приобретения речевого опыта;
  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • развивать интонационную выразительность речи, просодических компонентов речи, чувство коллективизма;
  • активизировать всех участников образовательного процесса в реализации логопедического практикума.
  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Проведение практикума

         Добрый день, уважаемые коллеги!

   Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи. Вот некоторые из них (на доске карточки с афоризмами и цитатами).

   Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

  А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

  Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?

   Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

    Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

   Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

    Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

    Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

    Предлагаю поиграть в игру «Цветик-речецветик» и вспомнить семь компонентов речи.

Запомнить компоненты речи

Помогут радуги цвета.

Ведь радуга, как речь, замечу,

Игрива, звучна и проста.

Логичность, правильность и  точность линий,

Богатство красок, чистота,

Как выразительны, красивы,

Уместны все ее цвета!

1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи

7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.

Наши ошибки!

Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит –позвонит.

Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.

Главной нашей задачей является — исправление данных ошибок!

Часть II.

Организация:     

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.

Итак, «Правильность речи»

Задание 1. Расставьте правильно ударения в словах:

  • свЁкла, щавЕль, столЯр, киломЕтр, жалюзИ, каталОг, докумЕнт, договОр,

обеспечЕние, танцОвщица, срЕдства, фенОмен, новорождЁнный, тОрты,

бАнты, деньгАми, слИвовый, красИвее, облегчИть, баловАть.

 Задание 2. Игра «Карусель слов». Определите род существительных.

Игроки крутят «волчок» и определяют род предметов, изображенных на карточке.

  «Логичность»

Задание 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

«Точность»

Задание: «Скажи иначе»

Игроки берут карточку и пока сыпется песок (30 сек.) они  объясняют слова, используя синонимы, антонимы или другие подсказки.

Задание: «Толковый словарь»

Игроки читают определение слова, а другие его угадывают.

Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
  • Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
  • Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

«Богатство»

   Задание: “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова.

Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.

  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 
  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. 

 

Задание: «Объяснить фразеологизмы».

- «По спине бегут мурашки» - волноваться, испытывать страх

-«Считать ворон» - отвлекаться, ротозейничать, быть рассеяным

-«Держать в ежовых рукавицах» - очень строго и суровообходиться  с кем-либо

- «Чесать языки» - сплетничать, злословить

-«Задать головоломку» - сделать кому-то выговор, замечание, наказать

«Интонационная выразительность»

Задание: прочитать стихотворение А Барто «Мишка» с различной интонацией:

  1. Вы - телеведущая новостей
  2. Вы - капризная принцесса
  3. Вы - иностранец
  4. Вы -  лиса из басни Крылова
  5. Вы - грузин, говорящий тост.

Таким образом, конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно:

  • не делать грубых ошибок;
  • не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.

О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в различные словари – в мир слов. В них кладезь мудрости вековой.

          Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне было…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

 

Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

 

 

 

 

Высказывания великих людей о речи

 

 

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).

 

 

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.

 

  

 Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя.                                          М.Монтень

 

 

 

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»

                                          (А.П.Чехов).

 

 

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Из «Книги притчей Соломоновых»

 

 

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. 

                                 Наполеон

 

  

  • свекла  
  • щавель
  • столяр
  • километр
  • жалюзи

  • каталог
  • документ
  • договор
  • обеспечение
  • танцовщица

  • сливовый
  • красивее
  • облегчить
  • баловать
  • деньгами

  • новорожденный
  • феномен
  • торты
  • банты
  • средства

   

 

  • Он полный невежа в вопросах искусства.

 

  • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

 

  • Коля является ведущим лидером нашей группы.

  • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

 

  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

 

  • Все дети своевременно выполнили заданное задание.

 - «По спине бегут мурашки»

-«Считать ворон»

-«Держать в ежовых рукавицах»

- «Чесать языки»

-«Задать головоломку»

Вы - телеведущая новостей

Вы - капризная принцесса

Вы – иностранец

Вы -  лиса из басни Крылова

Вы - грузин, говорящий тост

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт здоровья ТО "Речецветик"

Паспорт здоровья ТО "Речецветик"....

Конспект праздника правильной речи "Цветик-речецветик" в форме КВН

Цель: закреплять знания детей полученных на логопедических занятиях....

ТО "Речецветик" 2018 г.

Творческое обьединение "Речецветик"...

Паспорт авторского дидактического пособия по развитию речи: "Речецветик"

Авторское дидактичсекое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи для старших дошкольников. Представляет собой цветок, на каждом лепестке которого задания на развитие и соверше...

Педагогический проект "РЕЧЕЦВЕТИК"

quot;Речецветик" - это долгосрочный педагогический проект, разработанный с целью профилактики речевых нарушений у детей. Проект был реализован в тесном сотрудничестве учителей-логопедов, педагог...

Образовательная программа объединения "Речецветик"

Данный материал будет полезен коррекционным педагогам....