ПРОГРАММА «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
рабочая программа на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов, детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения от 6-18 лет посредством театрализованной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_tvorchestva.docx262.39 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

ПРОГРАММА

по развитию коммуникативных навыков

у детей-инвалидов, детей  с психическими расстройствами и отклонениями поведения от 6-18 лет

посредством театрализованной деятельности

«РАДУГА   ТВОРЧЕСТВА»

http://ds3.marian.obr55.ru/files/2016/10/0f3978723f91a00bbd0dabb0572d9f3d.jpg

Разработчики:  

Л.Г. Моисеева, заведующий

реабилитационным отделением

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Т.В. Разакова, воспитатель,

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г.Урай, 2017 г.

Содержание

Словарь терминов

3

  1. Пояснительная записка

4

1.1 Целевая группа

6

1.2. Цель программы

6

1.3. Задачи программы

6

1.4. Формы работы

7

1.5. Методы работы

8

1.6. Основные принципы работы

8

  1. Содержание программы

9

2.1. Этапы реализации программы

9

2.2. Направления деятельности и их содержание

10

2.3. Календарно-тематическое планирование занятий

11

2.4. Работа с родителями                                                                                        

15

2.5. Ресурсы

16

2.5.1.Кадровые ресурсы

16

2.5.2. Материально-технические ресурсы

16

2.5.3. Информационные ресурсы

17

2.5.4. Методические ресурсы

17

2.6. Контроль и управление программой

18

2.7. Результаты

20

2.7.1.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

19

2.8.Список литературы

21

Приложения

22

Приложение 1. Оценка знаний у детей с 6 до 18 лет, основам театрализованной деятельности.

Приложение 2. Сценарии кукольных спектаклей.

  Приложение 3.  Сценарии театральных сценок.

Словарь терминов

Абилитация — развитие у ребёнка функций, отсутствующих у него изначально или нарушенных, предотвращение появления у ребёнка с нарушениями ограничений активности (жизнедеятельности) и участия в жизни общества.

Адаптация — приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменяющимся условиям среды. Адаптивное поведение — поведение человека, позволяющее ему наилучшим способом приспосабливаться к складывающимся ситуациям жизни. Адаптация психическая — свойство психики, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная — активное приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Адаптация социально-психологическая — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в ее ролевую структуру.

Аутизм — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрезмерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний.

Барьер общения — трудности психического порядка, возникающие в процессе общения.

Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст связывают с процессом онтогенетического развития, психологический — с развитием психических функций на том или ином этапе онтогенетического развития в рамках отдельных психических процессов, что создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личностном развитии. Воспитание — процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, формирование личности человека; специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Коммуникативные способности – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества.

Пояснительная записка

Актуальность программы

«Театр поучает так,

как этого не сделать толстой книге»
Франсуа Мари Вольтер

Как показывает практика, в настоящее время увеличилось количество детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения

со сложными нарушениями в развитии, что определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация и абилитация.

В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями БУ «Комплексный центр с социального обслуживания населения «Импульс»  на 30.12. 2016 г.  состоят на учёте 124 ребёнка-инвалида  в возрасте от 1 до 18 лет, из них: с психическими расстройствами 30 детей, болезнями нервной системы 20 детей,  врождёнными аномалиями развития  18 детей,  болезни органов зрения 10 детей,  болезни органов слуха 5 детей,  заболеваниями крови 3 детей, 8 детей с нарушениями обмена веществ,  ДЦП 17детей, дети с расстройствами аутистического спектра 13 детей.

У детей-инвалидов наблюдаются нарушения в коммуникативной сфере, грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, трудности при ориентировке в пространстве, нарушена познавательная деятельность, незрелость эмоционально-волевой сферы (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого) и отклонения в поведении. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, у них наблюдается быстрая утомляемость, а у детей с повышенной возбудимостью – нарушения в концентрации  внимания, сосредоточенности.

Все вышеперечисленное в конечном итоге затрудняет развитие высших психических процессов, самостоятельной адаптации к жизни и приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источника развития.

Опыт работы и длительные наблюдения,  позволили сделать вывод, что у большинства  детей-инвалидов (расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью) наблюдается хорошая механическая память, что создаёт условия для сохранения следов эмоциональных переживаний и стереотипизации восприятия окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, но воображение имеет характер патологического фантазирования.

Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. По мнению выдающегося отечественного философа Ю.М. Лотмана, «искусство является формой передачи жизненного опыта поколений, а также средством человеческого общения». Это позволяет рассматривать искусство в качестве универсального источника развития коммуникативной сферы, углубляющего понимание реального человеческого общения.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению. Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через игровую деятельность.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Исследователи, изучающие театрализованную деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева). Однако системные исследования особенностей использования театрализованной деятельности отсутствуют, если не считать отдельных рекомендаций по включению данного вида деятельности в коррекционную работу с дошкольниками. (В.В.Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Н.Д. Соколова и др.).

По мнению Л.С. Выготского, проблемы в развитии у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру». Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.

Театрализованная деятельность, является таким источником всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, которая развивает творческий потенциал, повышает умственную активность, совершенствует речевые навыки, развивает психические процессы, внимание, эмоциональную память, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К.С. Станиславского) и готовит детей с нарушениями  развития к жизни и труду, тем самым,  формируя опыт социальных навыков поведения.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. 

Приобщение детей к театрализованной  деятельности - это непростая задача из-за стереотипности их собственных проявлений и уязвимости по отношению к стимулам окружающей среды.

Только при условии последовательного знакомства детей с нарушением в развитии с элементами театрализованных игр, а затем - дозированное включение в активные театрализованные действия (инсценировки, спектакли, праздничные выступления), позволит им привыкнуть к таким необычным формам активности, а также - получить удовольствие от особого синкретического действа, в котором объединены искусство слова, музыки и пластики.

Последовательная коррекционно-развивающая работа средствами искусства при целенаправленном педагогическом воздействии на детей с нарушениями в развитии будет способствовать  раскрытию их внутреннего потенциала и становлению способности к социальной адаптации.

Срок реализации программы: 1 год (2017год), циклично.

  1. Целевая группа

Целевая группа на которую направлена программа, являются дети-инвалиды, дети  с психическими расстройствами и расстройствами поведения от 6 до 18 лет.

  1. Цель программы

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения посредством театрализованной деятельности.

  1. Задачи программы

организационные:

-изучить литературу по формированию театрализованной деятельности у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

-создать предметно-пространственную развивающую среду по организации театрализованной деятельности с детьми-инвалидами, детьми с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

-разработать календарно-тематическое планирование занятий с детьми-инвалидами, детьми с психическими расстройствами и расстройствами поведения по формированию театрализованной деятельности;

-организовать группы детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения занимающихся по формированию театрализованной деятельности.

         практические:

-развивать коммуникативные навыки,  творческие способности у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

-повысить родительскую компетентность в вопросах развития  детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

аналитические:

-анализ эффективности реализации программы.

1.4. Формы работы

В рамках реализации программы используются следующие формы работы:

  • групповая работа (занятия проводятся два раза в неделю, в первую или вторую половину дня);
  • индивидуальная работа (на индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки);
  • свободная работа с материалами  (самостоятельная деятельность детей);
  • мастер-классы (совместная деятельность воспитателя, родителей и детей – изготовление атрибутов);
  • консультирование родителей;
  • разработка буклетов и памяток, пособий для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей  с  психическими расстройствами и расстройствами поведения;
  • досуги, тематические вечера «Любимые сказки», «Театральные встречи»;
  •  тематические беседы;
  •  групповые консультации;
  •  домашние сочинения сказок и различных историй.

Программные мероприятия проводятся согласно индивидуальной программе получателя социальных услуг (ИППСУ):

-социально-педагогические услуги (диагностика, коррекция, консультирование) – 10 занятий за 1 курс реабилитации;

-организация досуга (праздники, культурные мероприятия) – до 8-ми мероприятий за курс.

Продолжительность занятия определяется индивидуальными и возрастными особенностям детей:

30 мин. —  возрастная группа от 6 до 11 лет,

40 мин. — возрастная группа от 12 до 18 лет.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза за курс реабилитации: вводная — в январь – феврале (сентябрь), итоговая — апрель (ноябрь).

  1. Методы и приёмы

                В работе с детьми-инвалидами и детьми с психическими расстройствами и расстройствами поведения используются следующие методы и приемы:

         -наглядный – рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, компьютерных презентаций,  видеороликов;  

         -практический – помощь ребенку в способности делать простейшие образные движения; обращения внимания малыша на мимические и пантомимические жесты, их комментирование, согласование с интонационно выразительными фразами, стихами, песнями; демонстрация разноплановых театральных реквизитов - платков, кукол-перчаток, элементов костюмов; знакомство с театральными атрибутами, характерными признаками и деталями, связанными с персонажами сказок и мультфильмов; приобщение к систематическому слушанию с выразительно богатыми интонациями исполняемых сказок, стихов, потешек; помощь  в выполнении образных действий, повторять движения и действия героев, показанные взрослым, мимические и пантомимические жесты; участие в показе кукольных спектаклей, постановка сценок, выступления на концертах, конкурсах; «Театр песни»; звуковое «озвучивание»; импровизированная театрализация песен, эмоционально выразительное их выполнение; игры-драматизации с музыкальным сопровождением, подготовленные взрослыми и детьми; прослушивание небольших сказок и музыкальных произведений, концерты силами детей (в том числе, для малышей), постановка несложных представлений кукольного или настольного театра; использование диалогово-ролевых и пантомимических игр; разноплановые выступления на сцене.

       -словесный – беседы,  чтение стихов,  исполнение песен, прослушивание сказок, разгадывание загадок.

        Используемые приемы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, предметно-наглядный, двигательный, обогащение словарного запаса прилагательными, наречиями.

  1. Основные принципы
  1. Принцип учёта типологических и индивидуальных психофизических потребностей детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения.
  2. Принцип коррекционной направленности воспитательно-реабилитационного процесса.
  3. Принцип развивающей направленности воспитательно-реабилитационного процесса, ориентирующий его на развитие личности ребенка и расширение его «зоны ближайшего развития».
  4. Принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении.
  5. Принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений в различных жизненных ситуациях, позволяющей обеспечить готовность детей с ограниченными возможностями к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
  6. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной,  коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

  1. Содержание программы
  1. Этапы реализации программы

Табл. 1

Задачи

Этапы

Сроки

I этап- организационный

-Изучение  и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития детей-инвалидов, детей  с психическими расстройствами и отклонениями поведения  посредствам театрализованной деятельности.

-Создание предметно-пространственной развивающей среды по организации театрализованной деятельности.

-Создание банка методик по изучению коммуникативных навыков и творческих способностей детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения.  

-Разработка календарно-тематического планирования коррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами, детьми с психическими расстройствами и отклонениями поведения  по формированию театрализованной деятельности

Январь 2017 г.

II этап –практический

-Проведение диагностики  по изучению уровня развития коммуникативных навыков и  творческих способностей  у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения

февраль-март

2017 г.

-Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами, детьми  с психическими расстройствами и отклонениями поведения  по формированию коммуникативных навыков посредствам театрализованной деятельности

февраль–май (сентябрь-ноябрь)

2017 г.

-Консультирование, проведение практических  занятий с родителями (законными представителями) по повышение компетентности в вопросах развития детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения

январь-декабрь

III этап- аналитический

-Обработка полученных данных (оценка динамики развития детей-инвалидов, детей  с психическими расстройствами и отклонениями поведения)

Март,

Ноябрь 2017 г.

-Анализ результативности реализации программы

-Определение перспектив реализации программы и корректировка программы с учётом выявленных на практике дополнений и изменений, диссеминация опыта в профессиональном сообществе

Декабрь 2017 г.

-Демонстрация опыта в профессиональном сообществе

Декабрь

2017г.

январь 2018г.

  1. Направления деятельности и их содержание

Программа по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения от 6-18 лет посредством театрализованной деятельности «Радуга творчества» включает в себя два направления.

Диагностическое направление  реализуется на первом этапе реализации программы, где  проводится диагностическое обследование детей, с целью определения уровня  коммуникативных навыков, творческих способностей детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, для проведения  диагностики применяются методики, разработанные Рождественской Н.В. «Диагностика актёрских способностей» (приложение 1).

С целью выявления уровня владения навыками  художественного чтения, ритмики детей проведён опрос родителей.  Данные опроса послужили основой для, разработки и  проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами, детьми с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

После проведения программных коррекционно-развивающих мероприятий  проводится повторная диагностика с использованием диагностического инструментария,  который был использован на первоначальном этапе, с целью выявления динамики. А так же опрос родителей.

Коррекционно-развивающее направление – включает в себя цикл коррекционно-развивающих  занятий, которые проводятся два  раза в неделю по подгруппам и индивидуально с учётом возможностей детей-инвалидов, детей  с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Система работы по формированию театрализованной деятельности включает в себя три последовательных этапа:

1-ознакомление с художественными произведениями.

     Воспитатель  осознанно выбирает художественное произведение для работы. Вначале выразительно читает произведение, а затем беседует с детьми по прочитанному, поясняя и выясняя понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности, распределяет роли. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала является рассматривании иллюстраций, анализ эмоционального состояния персонажей, изображённых на картинах. Также важно для успешного формирования творческой активности приобщать детей-инвалидов к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

2- подготовка к инсценированию.

На этом этапе используются  различные  виды работ направленные на развитие речи и  словесно-логического мышления: пальчиковые игры, упражнения на развитие связной речи, работа по  сюжетным картинкам.

Важным аспектом  в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения художественно – образных навыков при предоставлении  детям возможности выразить себя  в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов. Здесь работа воспитателя  направлена на развитие у детей-инвалидов, детей  с психическими расстройствами и расстройствами поведения  силы голоса и темпа речи, мелких движений кисти, чувства ритма, эмоций, настроения, координации движений, пантомимической выразительности, формирование правильного звукопроизношения.

В своей деятельности воспитатель использует  элементы  сказкотерапевтического рисования и решение проблемных ситуаций по сказочному сюжету. Дети-инвалиды, дети с психическими расстройствами и расстройствами поведения  рисуют  сказочных героев, сказочную страну «волшебными красками», где их учат находить разные существа и придумывать о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Также на занятиях используются: мимические упражнения (пластические игры и пантомимы), которые  служат для снятия мышечного напряжения, развития двигательной способности,  а также передачи  характера  персонажей.

Погружение в различные стихии: эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Музыкально-ритмические упражнения оказывают коррекционное воздействие на детей с нарушениями в развитии, развивая все компоненты речи, слуховые функции, двигательные сферы, память, внимание, мелкую и  общую моторику.

При подготовке к инсценированию произведения дети-инвалиды, дети  с психическими расстройствами и расстройствами поведения  совместно с воспитателем и родителями готовят атрибуты и костюмы.

3- презентация произведения.

    Показ  сказки предлагается на открытых мероприятиях, праздниках, где зрителями являются специалисты Учреждения, родители.

  1. Календарно-тематический план занятий

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом индивидуальных особенностей детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Календарно-тематический план занятий

Табл. 1

№№п/п

Тема занятия

Программное содержание

Игры и упражнения

Дата проведения

Кол-во

часов

1.

Знакомство с театрализованной деятельностью

Рассказать детям о том, какую роль играет театрализованная деятельность в жизни человека, показать ширму, перчаточных кукол

Игра с мячом «Давайте познакомимся»

06.02

2017г.

(18.09)

1

2.

Пойми меня

Кукольный спектакль «Капризка»

Развивать внимание, память, образное мышление;

Воспитывать усидчивость, развивать интерес к просмотру кукольных спектаклей, отвечать на вопросы по содержанию

Игры «Измени голос» «Отгадай загадки»

10.02

(22.09)

1

3.

Чтение русской народной сказки «Репка»

Изготовление атрибутов

Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка»

Использовать цветную бумагу, картон, шаблоны, гуашь

Игры «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика «Весёлые друзья»

13.02

(25.09)

1

4.

Импровизация русской народной сказки «Репка»

Разучивание стихов к 23 февраля

Использовать атрибуты, передавать характер героев

Прививать детям любовь к поэтическому слову Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, обращать внимание на выразительные средства, прививать чуткость к поэтическому слову

Упражнение «Имитация движений животных

Упражнение «Космонавты»

17.02

(28.09)

1

5

Игровая программа, посвящённая 23 февраля

Углублять знания о Российской армии

Воспитывать уважение к защитникам Отечества

Стихи и песни на военную тематику

20.02

(02.10)

4

6

Игровая программа «Карусель загадок»

Развивать интерес художественной литературе

Пополнить литературный багаж загадками

«Весёлые стихи и скороговорки»

24.02

(06.10)

4

7

Театральная игра

Драматизация сценки «Три мамы»

Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в драматизации, эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестами, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы

Игры «Семь сыновей» «Ходим кругом»

«Шалтай – болтай»

01.03

(09.10)

3

8

Разучивание стихов к 8 марта

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, обращать внимание на выразительные средства, прививать чуткость к поэтическому слову

Игры «Пришей пуговицу» «Приготовь бутерброд»

Танец «Стирка»

05.03

(13.10)

2

9

Концертно-поздравительная программа, посвящённая 8 марта «Мамочка любимая»

Формировать стремление активно участвовать в концертах

Приучать осмысленно использовать приобретённые знания и умения в свободной деятельности

Развивать творческие способности, память, речь, умение правильно вести себя в различных ситуациях

Весёлые стихи, песни, сценка

06.03

(16.10)

1

10

Кукольный спектакль «Любочка и её помощники

Воспитывать усидчивость, развивать интерес к просмотру кукольных спектаклей, отвечать на вопросы по содержанию

Игра «Рифмы»

Скороговорки

10.03

(20.10)

2

11

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Продолжать работу над техникой речи; заучивание стихотворного текста; добиваться пластического изображения походки героев сказки

Задания для речевой интонационной выразительности

13.03

(23.10)

1

12

Изготовление масок к сказке «Лиса и заяц»

Учить имитировать характерные движения персонажей, пантомимическим этюдам

Использовать цветную бумагу, картон, шаблоны, гуашь

Игры-превращения, образные упражнения

17.03

(27.10)

2

13

Репетиция русской народной сказки «Лиса и заяц»

Продолжать работу над техникой речи; добиваться пластического изображения походки героев сказки

Игра «День – ночь»

20.03

(01.11)

2

14

Эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике

Изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос

Игра «Зеркало», «Испорченный телефон», «Угадай эмоцию»

27.03

(07.11)

4

15

Кукольный спектакль «Друзья познаются в беде»

Воспитывать усидчивость, развивать интерес к просмотру кукольных спектаклей, отвечать на вопросы по содержанию

Голосовая гимнастика

03.04

(10.11)

1

16

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Развивать интерес к художественной литературе

Пополнить литературный багаж новой сказкой

Игра «Подготовка космонавтов», «Полёт на луну»

07.04

(13.11)

1

17

Чтение сказки на новый лад «Курочка Ряба»

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в драматизации, эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестами, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы

Упражнение «Попробуй повтори»

Артикуляционная гимнастика

10.04

(17.11)

3

18

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

развивать дикцию, память, внимание, воображение детей

Закреплять понятие «рифма»

Игра «Бывает не бывает»

Упражнение «Имитация движений животных»

14.04

(20.11)

2

19

Игровое упражнение «Танцевальный конкурс»

Стимулировать творческие проявления в исполнении свободного танца (для музыкального сопровождения используются аудиозаписи)

Игровые упражнения музыкально-образной импровизации

17.04

(22.11)

3

20

Разучивание стихов о весне

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, обращать внимание на выразительные средства, прививать чуткость к поэтическому слову

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

21.04

(24.11)

2

21

Игровая программа «Литературное ассорти»

Развивать интерес к художественной литературе

Пополнить литературный багаж загадками, считалками, скороговорками

Упражнения на изображение различных животных, предметов, людей, контрастные по характеру образы

Артикуляционная гимнастика

24.04

(27.11)

1

22

Кукольный спектакль «Кот, петух и лиса»

Воспитывать усидчивость, развивать интерес к просмотру кукольных спектаклей, отвечать на вопросы по содержанию

Развивать умения изображать различных животных, предметы,  людей, контрастные по характеру образы

Игровые упражнения музыкально-образной импровизации

28.04

(29.11)

1

  1. Работа с родителями

Учиться творчеству можно только при поддержке  родителей.

С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения  и повышения их компетентности разработан план взаимодействия с родителями, где  представлены  различные формы работы: досуги, тематические вечера «Любимые сказки», «Театральные встречи», беседы, консультации, домашние сочинения сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов (табл.3).

План взаимодействия с родителями

Табл. 3

п/п

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1

Беседа «Знакомство родителей с программой «Радуга творчества»

-привлечь внимание родителей к реализации программы

Февраль

2

Концертно-поздравительная программа «Мамочка любимая»

- чтение стихов

-исполнение песен

-постановка сценки

Март

3

Памятка «Театр, как средство развития и воспитания детей»

Стендовая информация

Индивидуальные беседы

Апрель

4

Памятка «Театральные игры»

Привлечь родителей к закреплению знаний, полученных в реабилитационном отделении  дома

Май

5

Памятки: «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»;

«Животные в русских народных сказках»

Привлечь родителей к закреплению знаний, полученных в реабилитационном отделении  дома

Июнь

6

Семинар-практикум «Мой любимый сказочный герой»

Повышение компетентности родителей, трансляция опыта

Июль

7

Семинар-практикум «Домашний театр своими руками»

Повышение компетентности родителей в вопросах развития  детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения

Октябрь

8

Буклет «Радуга творчества»

Распространение опыта

Ноябрь

2.5.Ресурсы

2.5.1. Кадровые ресурсы

В реализации программы участвуют следующие специалисты реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями:

Табл. 3

п/п

Должность

Кол-во

единиц

Функции работников

1.

Заведующий отделением

1

Руководство деятельностью отделения в рамках реализации программы

2.

Воспитатель

1

Предоставление социально-педагогических услуг. Проведение занятий по развитию творческих способностей детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения

  1. Материально-технические ресурсы

Табл.4

Наименование оборудования

Область применения

Реабилитационное

оборудование

Произведения детских писателей, русских народных сказок, произведений

 знакомство с произведениями детский писателей, русских народных сказок для расширения кругозора, постановки  спектаклей, представлений

театральная ширма

 используются для проведения кукольных спектаклей

перчаточные куклы

маски сказочных героев

используются для проведения театрализованных представлений

Материал для развития мелкой моторики: краски, гуашь, кисти, альбомы

изготовления атрибутики для спектаклей

Наглядные пособия «Собери картинку», «Узнай по звуку», «Что на что похоже?», «Что изменилось?»

используется для развития памяти, речи, мелкой моторики, творческого воображения.

2.5.3.Информационные ресурсы

- официальный сайт Администрации города  Урая - http://old.uray.ru/ ;

сайт БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» -http://impulsuray.ru/;

- городская газета «64 меридиан»;

- городская газета «Интерес»;

-интернет-сообщества инновационных образовательных программ, проектов и идей «На пути к успеху» Центр «Пед Тест»;

-институт развития современного образования «Сократ»  «Профессиональный рост».

2.5.4.Методические ресурсы

Контрольно – диагностические  методики, применяемые в работе с детьми

1 раздел. Контрольно – диагностические  методики, применяемые в работе с детьми

Название

Разработчик

Источник

Диагностика развития познавательной сферы ребёнка

1

Диагностика изучения уровня сформированности театрализованной деятельности

Аринина О.Н., Бойко Н.В., Варникова С.В.

Аринина О.Н., Бойко Н.В., Варникова С.В. «Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп» Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов». – М., evidentis, 2011.

2

Диагностика изучения игровых позиций детей

в играх-драматизациях

Чурилова Э.Г.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Учебное пособие. – М.:Махаон, – 22 с.:М., 2010.

3

Изучение актёрского мастерства

Бочкарева Л.П.

Бочкарева Л.П. «Методическое пособие для специалистов дополнительного образования. Театрально-игровая деятельность»: – Ульяновск: ИПКПРО, 2012.

4

Исследование уровня творческого воображения

Марцинковская

Т. Д.

Диагностика психического развития детей. – М.: Linka- Press, 2011.

Тест «Кляксография»

2 раздел. Методические материалы, применяемые в работе с целевой группой

1

Тесты для детей 2-3 лет

Земцова О.Н.

Земцова О.Н.»Тесты для детей 2-3 лет»: Учебн. пособие. – М.: Махаон, 2014. – 112с.: ил. – (Умные книжки).

2

Учебное пособие по речевому развитию «Поле речевых чудес»

Репина З.А.,

Васильева Т.В.

Репина З.А., Васильева Т.В. «Поле речевых чудес»: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «ГриКо» 2012. – 180с.

3

Учебное пособие «Аппликация»

Гусакова М.А.

Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях».-3-е изд.,  М.-Просвещение, 2014.-128 с.

4

Театрализованные занятия в детском саду

Маханева М.Д.

Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «ГриКо» 2013. – 180 с. М., 2011г.

5

Давайте нарисуем кошек, собак и других животных

Джейн Р.

Джейн Р. «Давайте нарисуем кошек, собак и других животных».-Минск, 2012г.

6

«Кукольный театр дошкольникам»

Караманенко Т.Н.

Караманенко Ю.Г.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М.: Просвещение, 2013г.

7

Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование

Сорокина Н.Ф.

Сорокина Н.Ф. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2011г.

8

Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.

Доронова Т.Н.

Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2014г.

  1. Контроль и управление программой

Дети-инвалиды, дети с психическими расстройствами и растройствами поведения в возрасте от 6 до 18 лет

РОДИТЕЛИ

(законные представители)

В программе применяются приемы педагогического контроля, оценки и стимулирования деятельности  участников. В качестве педагогического контроля используется наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе выполнения практических работ. Поддерживается и стимулируется творческая активность участников, детей – инвалидов, детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения в ходе проведения мероприятий по развитию творческих способностей.

Контроль за исполнением плана мероприятий в рамках реализации программы осуществляет заведующий реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями.  Воспитатель осуществляет самоконтроль. По итогам реализации программы творческий отчёт воспитателем представляется экспертно – методическому совету учреждения.  Распространяет опыт в профессиональном сообществе.

  1. Результаты

2.7.1. Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Решение поставленных задач программы  позволит добиться предполагаемых результатов и определить эффективность реализации мероприятий в соответствии с критериями эффективности (таблица 4).

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Табл.4

Наименование

задачи

Ожидаемый  результат

Критерии эффективности

1

Изучить литературу по формированию театрализованной деятельности у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения

Повышение профессиональной компетентности специалиста

Перечень изученной литературы

2

Создать предметно-пространственную развивающую среду по организации театрализованной деятельности с детьми-инвалидами, детьми  с психическими расстройствами и отклонениями поведения

 

на 75% укомплектована

предметно-пространственная развивающая среда материалами и оборудованием по формированию театрализованной деятельности

Анализ укомплектованности предметно-развивающей среды, материалами и оборудованием по формированию театрализованной деятельности

3

Разработать календарно-тематического планирования занятий с детьми-инвалидами, детьми  с психическими расстройствами и отклонениями поведения по формированию театрализованной деятельности

Разработан календарно-тематический план

Использование календарно-тематического плана при проведении занятий

4

Организовать группы детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения занимающихся по формированию театрализованной деятельности 

Сформированы группы для проведения занятий

Доступность, охват детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения

100 % охват с психическими расстройствами и отклонениями поведения от 6 до 18 лет.

5

Развивать коммуникативные навыки,  творческие способности у детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и отклонениями поведения

Повышение речевой активности, увеличение уровня развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

Участие детей в творческих конкурсах различного уровня и театрализованных постановках в учреждении и для социальных партнёров 

-на 20% увеличится количество  детей являющихся участниками творческих конкурсов;

-на 25% увеличится количество  детей с высоким уровнем коммуникативных навыков;

у 50% улучшится уровень эмоционально-волевой и творческих способностей;

- у 55% улучшится  развитие  когнитивных процессов.

6

Повысить родительскую компетентность в вопросах развития  детей - инвалидов, детей  с психическими расстройствами и отклонениями поведения

Увеличение доли родителей  до 90%  активно принимающих участие в реабилитационном процессе.

100%  родителей, активных участников реализации программы

7

Проанализировать эффективность реализации программы.

Выявление динамики показателей и эффективности программы.

  1. Список литературы

  1. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2014.
  2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для педагогических училищ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольное учреждениях».-3-е изд.,  М.-Просвещение, 2014.-128 с.
  3. Джейн Р. Давайте нарисуем кошек, собак и других животных.-Минск, 2012г.
  4. Земцова О.Н. Тесты для детей 2-3 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2014. – 112с.: ил. – (Умные книжки).
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2011.
  6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2012.
  7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2012.
  8. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Linka- Press, 2011.
  9. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  10. Репина З.А. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «ГриКо» 2012. – 180с.
  11. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
  12. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  14.  Чурилова Э.Г.   Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Учебное пособие. – М.:Махаон, – 22 с.:М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЯ