«Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе проектной деятельности», 2017
статья

Сычева Екатерина Дмитриевна

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное

учреждение Иркутской области « Специальная (коррекционная)

школа – интернат №19 г. Тайшета»

«Эстетическое воспитание детей

с умственной отсталостью

в процессе проектной деятельности»

Подготовила: Сычева Екатерина Дмитриевна, воспитатель I кв. категории

Тайшет

2017

Эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, С.М. Миловская).

С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и. правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную, сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы

Внеклассная работа во вспомогательных школах и школах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т.п.); б) групповая (занятия кружков, студий секций, команд и т.п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке пению, игре на музыкальных инструментах и т.п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

Эффективность эстетического воспитания умственно отсталых школьников повышается, если эта работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения, музыки и т.д. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным, особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:

 - развитие познавательных навыков учащихся,

- развитие критического и творческого мышления,

 - умение ориентироваться в информационном пространстве,

 - умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ·

- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

   Благодаря методу проектов и использованию информационных компьютерных технологий появилась возможность вовлечь обучающихся с ОВЗ в активную деятельность по выполнению творческих проектов.

   Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Таким образом, ребята под руководством учителя, воспитателя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

   Нелюбовь детей с нарушениями развития к описанию своей работы кроется в недостаточных умениях анализировать и оценивать свою деятельность, представлять результаты анализа и оценки в письменном виде. Для преодоления этих трудностей обучающимся предлагались различные алгоритмы выполнения работы, инструкционные карты. В процессе работы над проектами осуществляются связи с предметами: математика, чтение, изобразительное искусство, история, музыка, компьютерные информационные технологии.  

   По продолжительности обучающимися выполняются краткосрочные и долгосрочные проекты, по виду деятельности – информационные (например, сообщение об изучаемом объекте), практико-ориентированные (изготовление изделий из бумаги, дерева, бисера, лент) и творческие проекты. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.

При выборе темы проекта обучающиеся учатся анализировать не только свои потребности, но и школы, города. Тематика проектов подбирается только с учетом личных интересов и способностей обучающихся.

Учащиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации, причем самостоятельно. В качестве информационного методического обеспечения могут использовать учебную, справочную, научно-популярную литературу, источники из Интернета.

        Таким образом, в этом учебном году проектная деятельность основывалась на программе внеурочной деятельности «Проектная деятельность», согласно календарно-тематическому планированию. Занятия проводились 1 раз в неделю. Содержание программы было разделено на два блока: теоретический и практический. Работая над теоретическим блоком, ребята познакомились со способами мыслительной деятельности, упражнялись в выявлении проблем и изменении собственной точки зрения, наблюдали экспериментировали, учились выдвигать предположения, работали с источниками информации. А так же на первом этапе работали над первым пробным проектом «Ах, синема, синема!», в процессе работы над которым разрабатывали костюмы для выступления, придумывали идею для него, подбирали песенный репертуар, продумывали ход выступления.

В практический блок вошли следующие проекты: социальный проект «Новогодний подарок», «Музыка моей души», «Лоскутная мозаика», проект «Фоторамки». Работая над каждым проектом, ребята не только познавали новое, но и учились работать в коллективе, учились ориентироваться в информационном пространстве, а также каждый из проектов подразумевал эстетическую направленность, что способствовало эстетическому воспитанию обучающихся. Данная работа не является исчерпывающей, будем продолжать работу в данном направлении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности.

Доклад для конференции учителей трудового обучения специальных коррекционных школ....

Презентация "Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности"

В презентации представлены творческие работы учащихся школы 8 вида...

Проект "Нравственное воспитание учащихся старших классов в процессе проектной деятельности"

Система нравственного воспитания уч-ся на основе произведений о ВОВ (творчество В.П. Астафьева)...

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии....

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ кадет В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью методической разработки  является поддержка системы комплексного и непрерывного патриотического и духовно-нравственного воспитания, образования и просвещения воспитанников на основе сохране...