ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект на тему

Розова София Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОДАРИ СКАЗКУ ДЕТЯМ»

I. Вхождение в проект.

1.Вступительное слово педагога:

Много сказок есть в народе - нам их с вами и не счесть.

Учат мудрости, смекалке, отличать от правды лесть,

Учат быть правдивым, честным, не бояться темноты,

Много сказок есть на свете, а какую знаешь ты?

1 - Почему мы не можем  прожить без сказок? Поделитесь своими размышлениями (дети готовили маленькие зарисовки по этому вопросу дома). 

2  -    Послушайте музыкальную зарисовку (звучит народная музыка).

-Что вы представляли, слушая музыку? (Дети делятся своими впечатлениями.)

3 -  Сказка занимает одно из первых мест в устном творчестве любого народа. По содержанию сказки можно разделить на волшебные, повествующие о победе человеческого разума и воли над стихиями природы, исторические предания (былины), сказки-анекдоты, в которых высмеивались суеверие; сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженика над богатыми, сказки о домашних и диких животных.

Во многих сказках добро побеждает зло, и в этом главная мечта народа. В благополучных окончаниях сказок мы видим надежду  народа, его веру в победу добра над злом.

II. - Сегодня мы с вами проведём обобщение по теме: «Сказка ложь, да в ней намёк».

1. Речевая разминка.

Выполните задание: объясните смысл пословиц (работа в группах).

1-я  подгруппа:

Быль за сказкой не гоняется.
2-я подгруппа:

Сказка ложь, да в ней намёк.

3-я подгруппа:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Какие мудрости отражены в народных сказках и как это помогает понять пословицы?

После ответов детей логопед открывает запись на доске:

Мечта о настоящей дружбе

Радость от успешной работы

Радость от общности полезного дела

Вопросы педагога:

-Какие герои противопоставляются в сказках?

(Положительные и отрицательные,  умные и глупые, сильные и слабые, добрые и злые).

-Какие качества характера ценит народ в любимых героях?

(Ум, сообразительность, душевность, чувство долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку).

-Какие качества характера ценит автор в своих сказках? Почему?

-Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок?

(Любовь, искренность и доброта, способность творить чудеса, помогать и поддерживать в трудную минуту).

-Каждый ли человек может научиться видеть красоту мира?

2.Чтение стихотворения логопедом

Мы сегодня потрудились, приготовили для вас

Сказку, где живут  зверята,

Отгадаете  сейчас…

Есть одна игра для вас –

Мы прочтём стихи сейчас.

Мы начнём, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец, кто подскажет – молодец.

  • Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….   мыши.
  • Скачет мягкая подушка, не подушка, а …. лягушка.
  • Нас разбудит  на рассвете петушок горластый …….. Петя.
  • Горбом спина, на спине борона,

Он на всех ежей похож, он колючий серый ….. ёж.

  • Серый волк в густом лесу  встретил рыжую ….. лису.
  • Хитрая плутовка, рыжая головка,
  • Рыжий хвост-краса, Патрикеевна   …. Лиса.
  • Всё время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет,

Из кустов зубами щёлк, кто скажите это ....  волк

  • Он  зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
  • А  проснётся – ну, реветь, любит мёд большой…… медведь.

III. Сказочная дуэль

Подгруппы соревнуются в скорости отгадывания загадок:

  • Хвост   длинный, сами крошки, боятся очень кошки.  (Мыши)
  • Скачет зверушка, не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку и комар, и мушка.  (Лягушка)

  • В гору пешком,

С  горы - кувырком.  (Заяц)

  • Ходит князь по двору, придирается ко всему,

Красная бородка, царская походка,

Набок колпачок, рябенький сюртучок,

Раньше всех встаёт, громко песни поёт.  (Петушок)

  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный?  (Волк)

Хозяин лесной, просыпается весной,

Спит в берлоге под сосной, кто, скажите, он такой?   (Медведь)

IV. Физминутка. 

V. Что такое дружба?

-К чему же стремились герои всех сказок?

- Что объединяло героев сказок?

-А что такое настоящая дружба?

-Назовите слова, близкие по смыслу этому слову.

-Назовите слова-родственники.

-Какими частями речи являются однокоренные слова?

-Назовите антонимы слова дружба.

-В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Дружба»

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя дружба. Дружба  одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.). || прил. дружеский, -ая, -ое.

«Терем»

терем — а, предл. в тереме и в терему; мн. терема; м. В Древней Руси: жилое помещение в верхней части богатых хором или дом, особняк … Боярский т. | уменьш. теремок, мка, муж. | прил. теремной, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова.

Работа в группах.

Заменить предложенные устойчивые словосочетания - подобрать фразеологизмы.

- Объясните следующие фразеологизмы:

- Ни кола, ни двора.

- Чудеса в решете.

- Волк в овечьей шкуре.

- Несолоно хлебавши.

- Съесть пуд соли.

- Медвежья услуга.

Задание: составьте предложения с этими фразеологизмами, примените их в своих рассказах о теремке

 V. Игра «Сказочная эстафета».  

Логопед показывает иллюстрации из сказок. Дети, используя схему, рассказывают сказки, которые они с родителями отыскали из различных источников.

  • Горшок

Алексей Николаевич Толстой

  • Теремок

Виталий Бианки

  • Рукавичка

Русская народная сказка

  • Лошадиный остров

народная сказка

  • Под грибом

Владимир Сутеев

  • Теремок  на новый лад

Самуил Яковлевич Маршак

VI. Подготовка к пересказу.

-Давайте ещё раз подведём итог, что же мы повторили о сказках?

-Прочитайте задание

  1. Определитесь в своём выборе: какую сказку вы будете пересказывать.
  2. Выберите героев, вспомните об их характерных чертах, повадках.
  3. Определите сюжет – последовательность событий.
  4. Подумайте о морали – чему учит ваша сказка, на какой вопрос отвечает.
  5. Расскажите себе свою любимую сказку шёпотом.
  6. Отбросьте всё лишнее и запишите её.
  7. Оформите свою сказку: выполните зарисовки.

VII. «Поэтическая гостиная» - развиваем чувство языка, упражняемся в стихосложении.

Логопед предлагает детям следующее задание: «Вы самостоятельно отыскали много вариантов сказок «Теремок». Попробуем теперь сложить стишок про Теремок. Я предлагаю вам опорные фразы, а вы подбираете к ним рифмы. Начнём?»

Логопед:  Стоит в поле теремок, теремок,

Дети:        Он не низок не высок, не высок

Логопед:  А его построят сами

Дети:        Дети быстрыми руками.  

Логопед:  Защитят от волков и медведей,

Дети:       От недобрых и злобных соседей,

Логопед: Будут дружбой своей дорожить,

Дети:       В теремочке им хочется жить.  

Логопед: Нынче праздник весёлый у нас,

                В теремке под гармонику пляс,

Дети:       Мы намяли медведю бока,

                Со двора мы прогнали волка,

Логопед:   Без хвоста убежала лиса,

Дети:         Вот такие у нас чудеса!  

Вот такой стишок у нас с вами получился. Мы сложили его «по мотивам сказок «Теремок»

VIII. Итог занятия.

-Почему дети и взрослые любят сказки?

-В чем же смысл  сказки? Чему учат сказки?

Этапы  реализации проекта

I этап.     Погружение в проект

         На данном этапе выбраны и формулированы проблемы, которые разрешались  в ходе проектной деятельности обучающимися, выдвигались гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались  интересы детей, позволяющие показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

II этап.   Организационный

        На данном этапе были выбраны и образовались группы участников проекта, определились направления работы, формулировались  задачи для каждого участника проекта, были определены способы источников информации по каждому направлению.   Каждая подгруппа выступает перед аудиторией с рассказом о составе подгруппы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 

III этап. Осуществление деятельности

       Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности обучающихся на этом этапе стало: изучение нужной литературы, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 

IV этап. Обработка и оформление результатов проекта

      На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие работы, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 

V этап. Рефлексия

        Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде выполненных атрибутов к ролевой игре, «Энциклопедии сказки», инсценировки - варианты могут быть разными в зависимости от подготовленности детей и степени патологии развития в каждом отдельном случае.         Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь детям произвести самооценку проекта. Для этого задаются вопросы:

-        Обращаясь к определённой потребности: почему вы решили  разрабатывать именно этот проект?

-        Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея тому, что вы выбрали вначале?

-         Обращаясь к оценке: что говорят товарищи из вашего класса и те, кто будет использовать ваш проект?

-         Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект?

         Также необходима помощь детям в оценке процесса проектирования. Для этого тоже можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:

-         Правильно ли сформулирована первоначальная  задача?

-         Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

-         Достаточно ли полно проработана выбранная идея?

-        Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?

-         Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

-        Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект? Также необходима помощь детям в подготовке проекта к театрализации, инсценировке. Но самое главное – на презентации дети  анализируют свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в группе.

     Важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Детей, добившихся особых результатов в выполнении проекта, нужно отметить дипломами или памятными сувенирами, причём, должен быть поощрён каждый ребёнок, участвовавший в реализации проекта, пусть даже авансом.

  1. Ресурсы проекта

 Оборудование: рисунки детей к сказкам, раскраски по мотивам сказок «Теремок», материалы, собранные детьми; аудиозаписи народной музыки, бисер различной формы и цвета.

Продукт проекта:

Энциклопедия сказки «Подари сказку детям» как дидактическое  пособие для младших школьников, занимающихся на школьном логопункте.

  1. Целевая аудитория, социальный статус, принцип отбора участников   проекта

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, формирует и развивает все компоненты речи.

Конечно, психофизические особенности данной категории обучающихся накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Включать детей в проектную деятельность можно постепенно, начиная с первого класса. Основной принцип организации проектной деятельности – проект должен быть посильным для выполнения. Вначале – доступные творческие задания. Причём, в случае с детьми, имеющими патологии развития, логопед работает с учётом ЗБР (зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому) каждого субъекта коррекционного процесса.

     Темы детских проектных работ, как правило, выбираются из знакомого для детей материала, предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться обучающиеся начальных классов, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, незначительны.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения младших школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов и находится в зоне их ближайшего развития.

        Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий полезно ограничивать одной-двумя неделями (в 1 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, два (3-4 класс). Специфика коррекционного обучения накладывает определённый отпечаток на работу  в проекте.

        Большого внимания от взрослых требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагогов при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязывать» детям информацию, а направить их поиск, например: «Всё ли вы знаете для того, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

Выполнение нашего проекта проходило в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, и обязательно вовлекались родители, которые, кстати, живо интересуются подобной формой работы со школой и всячески помогают и педагогам, и детям. Однако при этом всегда важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектом. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности ребят. С этой целью проводятся специальные собрания-лекции, семинары-практикумы, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, их эмоционально-волевой сферы, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.   На школьном сайте логопед консультирует родителей, отвечает на вопросы и даёт рекомендации по совместному сопровождению проекта. 

Ожидаемые результаты и социальный эффект

        Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь друг другу, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не хватает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо учиться?»;
  • выбирать свою посильную роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-образовательной  деятельности, для личностного роста в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

          Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности является:

  • коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, выбирать правильные речевые обороты);
  • интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
  • оценочно-самооценочный. 

 

В заключение можно отметить, что “проектное обучение не вытесняет  традиционно систему ведения занятия и не становится панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах и, в частности, в работе с детьми, имеющими патологию развития речи. При этом творческий процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения, поскольку предоставляет детям больше свободы. 

Развитие и продолжение проекта

1.Выполнены  атрибуты к сказке для участников настольной ролевой игры «Теремок» на занятиях бисероплетения.

2.Работы из бисера по теме «Сказка ложь, да в ней намёк» представлены вниманию родителей на выставке в «День открытых дверей».

3. По мотивам сказки в стихах С.Я.Маршака «Теремок» дети показали мини-инсценировку для одноклассников, родителей и педагогов 29 мая 2017 года, завершив проект «Сказки для детей».

Список литературы: 

  1. Белобородов Н.В., Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л.Ю., Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. – 2005, №6.
  3. Бычков А.В., Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Викулина М.А., Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000, 136с.
  5. Выготский Л.С., История развития высших психических функций, Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.
  6. Гальперин П.Я., К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 1966, № 6.
  7. Гузеев В.В., Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.  Директор школы. – 1995. - №6.
  8. Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. – 2005, №9.
  9. Зенгин С.С., Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
  10.  Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. – 2004, №2.

11. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики. — М., 1981.
12.
Маклаков Г. Ю., Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека, Информационные технологии и безопасность: Материалы научно-практической конференции— К.: Знание, 2001.

13. Полат Е.С., Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.

  1.  Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. — СПб, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....