Система подготовки к ГИА по математике обучающихся с ОВЗ
статья по математике (9 класс) по теме

Воробьева Наталия Игоревна

Особенности подгот овки к государственной итоговой аттестации обучающихся с ЗПР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к ГИА обучающихся

 с  задержкой психического развития.

   Вектор изменения системы образования внес и  свои коррективы в  систему обучения детей с ОВЗ, в том числе и прохождения государственной итоговой аттестации. Мы хорошо понимаем, что показателем стабильности работы любого  педагогического коллектива является   успешность его выпускников в дальнейшем образовательном и жизненном  пути.

На сегодняшний день учащиеся наших школ сдают выпускные экзамены в соответствии с Порядком проведения ГИА  для общеобразовательных учреждений (№1312 от 25.12.2012), реализующих основные  общеобразовательные программы. Учитывая особенности и проблемы  наших обучающихся им предоставляется возможность выбора формы  ГИА.  В течение двух лет  учащиеся сдают итоговую аттестацию в форме ГВЭ, формат, которого предусматривает охват материала  за курс  5-9 класса. Что же изменилось с введением новой формы сдачи ГИА? Конечно, сама организация ГИА,  конечно же,  увеличение объема изученного материала необходимого для сдачи выпускных экзаменов,  включение  задач практической направленности, геометрических задач, и ГЛАВНОЕ -  заданий, требующих большого  внимания к прочтению поставленного вопроса.   Как же подготовить обучающегося, имеющегося достаточно серьезные проблемы в развитии памяти и внимания, к успешной сдаче  выпускных экзаменов?  

  Да, учебный план наших школ составлен таким образом, чтобы обеспечить возможность учащимся усвоить  обязательный образовательный минимум, согласно программным требованиям. Все имеющиеся часы школьного компонента учебного плана мы распределяем на увеличение обязательных часов на русский язык  и математику.

    Учитывая всевозможные трудности в обучении наших обучающихся, мы все понимаем, что подготовка к  аттестации это работа не одного года. Начинать это делать можно и нужно с 5 класса, вводя задания нового типа постепенно и на каждом уроке. Конечно, успех в обучении любого предмета школьников с проблемами в развитии  во многом зависит от правильной  организованной коррекционной работы на уроке. Однако, на уроке  мы не всегда можем включить материал,  требующий большой подготовительной и кропотливой  работы, в этом направлении  большое значение приобретают ИГЗ, включенные в  учебный план наших ОУ.

 На сегодняшний день на индивидуально- групповые занятия коррекционно-развивающей направленности в рамках восполнения пробелов в знаниях и направленной подготовки к восприятию нового материала по математике (русскому языку)  отводится следующее количество часов в неделю: в 5- 8 классе – 0,5 ч, в 9 классе – 1 час.  

    Кроме того, большое значение имеют психо-коррекционные занятия и  ИГЗ, которые направлены на  формирование недостаточно развитых общеучебных умений и навыков, на коррекцию  отклонений в развитии познавательной  сферы, речи и общее развитие школьников, проводимые специалистами службы сопровождения.

Сегодня мне хочется остановиться на  работе учителя- предметника в системе подготовке к ГИА.    Подготовка обучающихся к ГИА включает в себя

  • традиционный урок,
  • групповые и индивидуальные занятия,
  • консультации индивидуальные и групповые для обучающихся и родителей.
  • проведение тренировочных работ по основным
  • Обязательное включение в  календарно- тематическое планирование по предмету уроков анализа контрольной работы, где особое внимание уделяется коррекции допущенных ошибок в письменных работах.

Учитывая временные рамки отводимые на выполнение заданий ГВЭ, и  целях  формирования умения планировать и распределять свои силы и время  на выполнение того или иного задания,  работа на каждом уроке  строится  на основе  четкого плана, который фиксируется на доске или в технологической карте урока с  указанием временных рамок выполнения задания.

В  своей работе для подготовки к ГИА учителя- предметники используют  

  • Плакаты, схемы, таблицы
  • Опорные конспекты
  • Коррекционные карточки с образцами выполнения заданий
  • Задания – тренажеры
  •  Сайты по оказанию помощи обучающимся по подготовке к ГИА
  • Собственные презентации
  • Задания в тетради на печатной основе

      Качественная подготовка к ГИА невозможна без системности в планировании. В начале учебного года после проведения контрольных работ по Повторению учитель- предметник составляет план ИГЗ. С учетом рабочей программы и плана ИГЗ составляется  план проведения тренировочных работ по основным темам  предметного курса. Очень важно, чтобы в  плане прослеживалась цикличность в проведении тренировочных работ. Повторили в сентябре, проверили в октябре и вновь повторили  феврале  и  проверили в марте и т.д.    Основной целью проведения тренировочных работ является  психологическая подготовка обучающихся к новой форме итоговой  аттестации.

Говорить об одном и том же, несколько раз, но разными словами, дать образец, с возможностью самостоятельного изучения или повторения какой либо темы, предложить имеющийся уже набор тренировочных упражнений в разнообразных формах – вот  направления в работе  учителя по подготовке к ГИА.

Слайд ПЛАНА ПОДГОТОВКИ к ГИА по математики

     Наши учащиеся хорошо берут тот материал, где  есть  четкий алгоритм выполнения и если ребенок  его усвоил, то далее дело только в качественной его отработке. Однако, в предлагаемых вариантах КИМ каждое задание имеет  целью установить не только сформированный навык использования  того или иного алгоритма, правила, но и  умение сделать выбор, установить соответствие, выполнить дополнительное задание. Вот именно  такие вопросы и вызывают определенные трудности у наших обучающихся, а значит, такая работа должна проводится именно на ИГЗ по подготовке к ГИА.

     Разработка содержания ИГЗ не может быть без регулярной диагностики  усвоения программного материала. В своем ОУ мы уже давно используем диагностику сформированности учебных умений и навыков  по математике и русскому языку.   Очень важно, что здесь нет оценок,  процентов, а  есть  только цветовое обозначение. Анализируется только каким образом  ребенок смог выполнить задания по данной теме:

-  после первичной инструкции учителя без ошибок или   с незначительным количеством ошибок, которые сам же, и исправит - красный цвет;

- выполняет после дополнительного инструктажа (желтый цвет);

- выполняет после дополнительного инструктажа, с оказанием индивидуальной помощи и с ошибками (зеленый цвет);

- нуждается в значительной помощи учителя (синий цвет);

- выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет  задание (белый цвет).

 Слайд таблицы ДИАГНОСТИКИ

На основе изучения полученных данных учителем вносятся коррективы в программу ИГЗ, изменяется частота приглашения того или иного ученика ни индивидуальные задания.  

Для получения объективной информации подготовки ученика к итоговой аттестации в школе используется листы Маршрута подготовки ученика 9 класса к ГИА, в которых учителем фиксируются тема повторения и результат, которого  достиг ученик. Каждый час занятия подписывается учеником и учителем. Особенно это важно при работе со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

СЛАЙД МАРШРУТА подготовки ученика к ГИА

   Конечно, вся дополнительная работа ложиться на плечи учителя и только благодаря его ответственности и добросовестности можно достичь положительных результатов.

Именно на  ИГзанятиях учитель может детально отработать неусвоенный вопрос с урока или прошлых лет обучения. Подобрать  достаточное количество  тренировочных упражнений, направленных на формирование устойчивого внимания, логики в выстраивании хода решения и выбора ответа.

Основные цели  курсов  ИГЗ для обучающихся 9 класса: 

  • подготовка учащихся к  успешной сдаче государственной итоговой аттестации по математике (русскому языку) через актуализацию знаний по основным темам курса;
  • Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики (русского языка);
  • диагностика проблемных зон;
  • эффективное выстраивание стратегии и тактики систематического повторения;
  • помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ГИА.

Задачи курсов ИГЗ для обучающихся 9 классов:

  • повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
  • развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях, проверки ответа на правдоподобие;
  • сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
  • вести планомерную подготовку к экзамену;
  • закрепить знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования;

    Каждое ИГзанятие начинается с постановки  задачи. Необходимый теоретический материал предлагается  обучающимся в форме вводной беседы учителя или опорного конспекта, схемы, таблицы.   После обязательного повторения теоретического материала выполняются   практические задания для его отработки. Конечно, каждое занятие строятся с  учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Их темпа восприятия и уровня осмысления материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные тестовые контрольные замеры, которые обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую всем участникам корректировать свою деятельность. Для учащихся усвоивших материал проводится и индивидуальные тестирования, с соблюдением  «правила спирали» от простых типов заданий до более усложненных.

 В ходе ИГЗ занятий уделяется  большое внимание формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Так в современных КИМ имеется множество заданий, где необходимые данные надо увидеть на представленном рисунке, чертеже.  
        

    Для наших обучающихся  только систематическое повторение   может  способствовать более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже  освоенных знаний.

   В системе проведения ИГЗ уделяется  внимание и Ознакомлению обучающихся со структурой, содержанием  и оцениванием экзаменационных работ.

     Хочется подчеркнуть, что качественная работа учителя по подготовке к уроку и на самом уроке это залог успешности обучающихся. И на сегодняшний день, именно традиционный урок помогает  нашим детям усвоить программный материал, взять самое необходимое и ценное в изучаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе

В данной презентации представлена  система подготовки обучающихся  к ГИА по математике  в 9 классе. Представлен план мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в которых ...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Обобщение опыта "Система подготовки обучающихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по математике"

Каждый учитель  желает добиться хороших результатов по своему предмету. Результаты моих выпускников по ОГЭ меня  окрыляли. В докладе делюсь системой моей работы по подготовке  учащихся ...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что так...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по математике в 9 классе

Презентация - обобщенный опыт по подготовке к ОГЭ по математике обучающихся 9 классов. Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. Основные пр...

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся.

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся....

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы).

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Другое направление организационно-методической работы &nda...