Краткосрочный проект "Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка на тему

Фролова Татьяна Валентиновна

Краткосрочный проект (срок реализации - 2 недели), направленный на формирование нравственного здоровья воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  В современном мире, произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран монитора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

   Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

  Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в детстве. Ребенка необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков.

 Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Основные критерии нравственной воспитанности:

  • положительная моральная направленность личности;
  • уровень нравственного сознания личности;
  • глубина моральных суждений воспитанников;
  • уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.

  Негативные тенденции во взаимоотношениях я замечаю и у детей своей группы. С целью улучшения микроклимата группы я решила реализовать на практике краткосрочный проект «Жизнь дана на добрые дела».

Участники проекта: дети группы.

Вид проекта – творческий, социально-личностный, общественно-полезный

Срок реализации – две недели

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива, мотивация детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

• формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

• развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

• поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

• развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Ожидаемые результаты - демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.

На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры воспитанников. Проведена диагностика, разработан план мероприятий по работе с детьми.

На начальном  этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Проводя данное исследование, я не ставила целью провести социометрическое исследование, в большей степени меня интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал. Тех, кому «хотели бы» подарить подарок, сверстники характеризовали следующим образом: «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

Отвечая на вопрос воспитателя: «Кому бы ты не подарил подарок?» раскрывался сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «жадничает», «обзывается», «не слушается», «берет без спросу»,  «обманываети», пр. Выделилась дети, которые  находится в группе риска. Эти дети действительно иногда агрессивны, не послушны, и ,как результат, с ними трудно общаться. Я обратилась ко всем ребятам с просьбой - проблемой: «Что же мы все вместе можем сделать, чтобы эти ребята стали добрее? Может быть, мы тоже в этом от части виноваты?» Дети задумались. Но четких ответов дать не смогли.

   Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов.

  Анализ результатов диагностики уровня сформированности культуры нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья показал, что следует сделать вывод лишь о зачаточных представлениях детей о нормах правильного (нравственного) поведения.

 2 этап- основной

  1.  Беседа «Жизнь дана на добрые дела»

Мы с детьми обсуждали, что такое доброе дело, почему и для чего люди делают добрые дела, какие добрые дела делали и делают сами дети. Говорили о хороших и плохих поступках.

  1. Беседа «Благодарим всех, кто работает для нас в школе» Обсудили с детьми, что такое благодарность, почему важно быть

благодарными, за хорошее отношение к нам.

  1. Проведение логоритмических игр на сплочение детского коллектива «Я знаю пять имен своих друзей», «Я знаю пять добрых слов».

Пример игры «Волшебный мяч»:

- Посмотрите на эти предметы: цветок, грязная чашка, сломанная машина, порванная книга, семечки и зернышки, оторванная лапа у мишки, листок бумаги и фломастер, красивая кукла, ваза с конфетами.

С помощью этих предметов можно совершить добрый поступок. А какой можно совершить добрый поступок мы сейчас узнаем, поиграв в игру. «Волшебный мяч» мы будем передавать по кругу со словами. У кого в руках окажется мяч, тот должен будет выбрать предмет и рассказать о добром поступке, который можно совершить с этим предметом.

Цветок подарить, грязную чашку вымыть, зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку, красивую куклу подарить, пришить лапку, конфету подарить другу.

  1. Чтение литературы по теме проекта: “Цветик-семицветик”, «Вовка – добрая душа», “Крот и его друзья”, «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
  2. Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки»; «Друзья» (группа «Барбарики»)
  3.  Гуляя на прогулке, мы пришли к выводу, что можем сделать доброе дело для птиц, покормив их.  А так же, собрав мусор на территории, и тем самым помочь дворнику.
  4. Батл между девочками и мальчиками: «Кто больше назовет ласковых и добрых слов».
  5. Работа в творческой лаборатории «Добрые сердца». Изготовление панно «Добрый цветок» (дети приклеивают вырезанные ладошки к сердцевине на бумаге, по очереди называют свои добрые дела и поступки)  Рисование “Добрые котики”.
  6.  Игра-загадывание  добрых пожеланий друг другу «Лети, лети, лепесток…»

   Помимо основных этапов, были проведены индивидуальные беседы по темам: «Добрые слова улучшают настроение». «Скажи другу доброе слово».

  Так же хочу отметить, что на сплочение детского коллектива положительное влияние оказывают наши ежедневные чаепития, в которых иногда принимают участие и ребята из других групп.

   На заключительном этапе работы над нашим проектом мы устроили чаепитие, поговорили о планах на каникулы и сыграли в игру “Пожелание”, по содержанию похожую на “Подарок”. Дети написали записки с добрыми словами и по желанию раздали “предпочитаемым” для себя ребятам. На этот раз без приятных пожеланий не остался никто.

  Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Именно те дети, которых сверстники характеризовали как «добрый», «всегда играет вместе», «красивый», «делится игрушками», активно привлекают окружающих детей своими действиями, они с удовольствием откликаются на просьбы друзей о помощи, дружелюбно ко всем относятся.

   Результаты показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Жизнь дана на добрые дела» у детей формируются духовно-нравственные качества личности. Я планирую продолжить работу в данном направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» 13 .0 3 .-2 5 .0 3 .201 7 Г.

Слайд 2

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : ДЕТИ ГРУППЫ 3 А - Б КЛАССА , ПЕДАГОГИ. ВИД ПРОЕКТА – ТВОРЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – ДВЕ НЕДЕЛ И ЦЕЛ И ПРОЕКТА : ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА, СПЛОЧЕНИ Е КОЛЛЕКТИВА, МОТИВ АЦИЯ НА СОВЕРШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ. ЗАДАЧИ: •ФОРМИРОВАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ; •ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ПОСТУПКИ ОКРУЖАЮЩИХ; •РАЗВИВАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОТНОШЕНИЕ К ПЛОХИМ ПОСТУПКАМ В ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ; •ПООЩРЯТЬ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ; •РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПОНЯТИЯХ «ДОБРО» И «ЗЛО», ИХ ВАЖНОСТИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ; •СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕТЬМИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЯМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ.

Слайд 3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП С детьми: 1. С целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. Экспериментальная ситуация нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. 3. Знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, пословиц и поговорок о доброте

Слайд 4

Б ЕСЕДА “ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА” Поступки: хорошие и плохие. Доброе дело - делай смело Уважайте старость.

Слайд 5

И ГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Слайд 6

П РОГУЛКА - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «ИДЕМ ДОРОГОЮ ДОБРА»

Слайд 7

БАТЛ: “ «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ЛАСКОВЫХ И ДОБРЫХ СЛОВ»

Слайд 8

НАША ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ДОБРЫЕ СЕРДЦА »

Слайд 9

ИГРА-ЗАГАДЫВАНИЕ ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ ДРУГ ДРУГУ «ЛЕТИ, ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК…»

Слайд 11

В ЫВОД: РЕЗУЛЬТАТЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ И ПЛАНОМЕРНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЮТСЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.