Краткосрочный проект "Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка на тему
Краткосрочный проект (срок реализации - 2 недели), направленный на формирование нравственного здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_nravstvennoe_vospitanie.docx | 22.59 КБ |
Презентация к проекту "Жизнь дана на добрые дела" | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
В современном мире, произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран монитора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в детстве. Ребенка необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков.
Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.
Основные критерии нравственной воспитанности:
- положительная моральная направленность личности;
- уровень нравственного сознания личности;
- глубина моральных суждений воспитанников;
- уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.
Негативные тенденции во взаимоотношениях я замечаю и у детей своей группы. С целью улучшения микроклимата группы я решила реализовать на практике краткосрочный проект «Жизнь дана на добрые дела».
Участники проекта: дети группы.
Вид проекта – творческий, социально-личностный, общественно-полезный
Срок реализации – две недели
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива, мотивация детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
• формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
• развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;
• поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
• развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
• сохранение и укрепление здоровья детей.
Ожидаемые результаты - демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.
На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры воспитанников. Проведена диагностика, разработан план мероприятий по работе с детьми.
На начальном этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)
Проводя данное исследование, я не ставила целью провести социометрическое исследование, в большей степени меня интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал. Тех, кому «хотели бы» подарить подарок, сверстники характеризовали следующим образом: «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».
Отвечая на вопрос воспитателя: «Кому бы ты не подарил подарок?» раскрывался сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «жадничает», «обзывается», «не слушается», «берет без спросу», «обманываети», пр. Выделилась дети, которые находится в группе риска. Эти дети действительно иногда агрессивны, не послушны, и ,как результат, с ними трудно общаться. Я обратилась ко всем ребятам с просьбой - проблемой: «Что же мы все вместе можем сделать, чтобы эти ребята стали добрее? Может быть, мы тоже в этом от части виноваты?» Дети задумались. Но четких ответов дать не смогли.
Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов.
Анализ результатов диагностики уровня сформированности культуры нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья показал, что следует сделать вывод лишь о зачаточных представлениях детей о нормах правильного (нравственного) поведения.
2 этап- основной
- Беседа «Жизнь дана на добрые дела»
Мы с детьми обсуждали, что такое доброе дело, почему и для чего люди делают добрые дела, какие добрые дела делали и делают сами дети. Говорили о хороших и плохих поступках.
- Беседа «Благодарим всех, кто работает для нас в школе» Обсудили с детьми, что такое благодарность, почему важно быть
благодарными, за хорошее отношение к нам.
- Проведение логоритмических игр на сплочение детского коллектива «Я знаю пять имен своих друзей», «Я знаю пять добрых слов».
Пример игры «Волшебный мяч»:
- Посмотрите на эти предметы: цветок, грязная чашка, сломанная машина, порванная книга, семечки и зернышки, оторванная лапа у мишки, листок бумаги и фломастер, красивая кукла, ваза с конфетами.
С помощью этих предметов можно совершить добрый поступок. А какой можно совершить добрый поступок мы сейчас узнаем, поиграв в игру. «Волшебный мяч» мы будем передавать по кругу со словами. У кого в руках окажется мяч, тот должен будет выбрать предмет и рассказать о добром поступке, который можно совершить с этим предметом.
Цветок подарить, грязную чашку вымыть, зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку, красивую куклу подарить, пришить лапку, конфету подарить другу.
- Чтение литературы по теме проекта: “Цветик-семицветик”, «Вовка – добрая душа», “Крот и его друзья”, «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
- Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки»; «Друзья» (группа «Барбарики»)
- Гуляя на прогулке, мы пришли к выводу, что можем сделать доброе дело для птиц, покормив их. А так же, собрав мусор на территории, и тем самым помочь дворнику.
- Батл между девочками и мальчиками: «Кто больше назовет ласковых и добрых слов».
- Работа в творческой лаборатории «Добрые сердца». Изготовление панно «Добрый цветок» (дети приклеивают вырезанные ладошки к сердцевине на бумаге, по очереди называют свои добрые дела и поступки) Рисование “Добрые котики”.
- Игра-загадывание добрых пожеланий друг другу «Лети, лети, лепесток…»
Помимо основных этапов, были проведены индивидуальные беседы по темам: «Добрые слова улучшают настроение». «Скажи другу доброе слово».
Так же хочу отметить, что на сплочение детского коллектива положительное влияние оказывают наши ежедневные чаепития, в которых иногда принимают участие и ребята из других групп.
На заключительном этапе работы над нашим проектом мы устроили чаепитие, поговорили о планах на каникулы и сыграли в игру “Пожелание”, по содержанию похожую на “Подарок”. Дети написали записки с добрыми словами и по желанию раздали “предпочитаемым” для себя ребятам. На этот раз без приятных пожеланий не остался никто.
Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Именно те дети, которых сверстники характеризовали как «добрый», «всегда играет вместе», «красивый», «делится игрушками», активно привлекают окружающих детей своими действиями, они с удовольствием откликаются на просьбы друзей о помощи, дружелюбно ко всем относятся.
Результаты показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Жизнь дана на добрые дела» у детей формируются духовно-нравственные качества личности. Я планирую продолжить работу в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : ДЕТИ ГРУППЫ 3 А - Б КЛАССА , ПЕДАГОГИ. ВИД ПРОЕКТА – ТВОРЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – ДВЕ НЕДЕЛ И ЦЕЛ И ПРОЕКТА : ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА, СПЛОЧЕНИ Е КОЛЛЕКТИВА, МОТИВ АЦИЯ НА СОВЕРШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ. ЗАДАЧИ: •ФОРМИРОВАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ; •ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ПОСТУПКИ ОКРУЖАЮЩИХ; •РАЗВИВАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОТНОШЕНИЕ К ПЛОХИМ ПОСТУПКАМ В ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ; •ПООЩРЯТЬ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ; •РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПОНЯТИЯХ «ДОБРО» И «ЗЛО», ИХ ВАЖНОСТИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ; •СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕТЬМИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЯМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП С детьми: 1. С целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. Экспериментальная ситуация нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. 3. Знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, пословиц и поговорок о доброте
Б ЕСЕДА “ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА” Поступки: хорошие и плохие. Доброе дело - делай смело Уважайте старость.
И ГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
П РОГУЛКА - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «ИДЕМ ДОРОГОЮ ДОБРА»
БАТЛ: “ «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ЛАСКОВЫХ И ДОБРЫХ СЛОВ»
НАША ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ДОБРЫЕ СЕРДЦА »
ИГРА-ЗАГАДЫВАНИЕ ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ ДРУГ ДРУГУ «ЛЕТИ, ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК…»
В ЫВОД: РЕЗУЛЬТАТЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ И ПЛАНОМЕРНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЮТСЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"
Урок нравственности предназначен для младших школьников....
Жизнь дана на добрые дела.
Занятие в форме классного часа о понятиях добро и зло для учащихся младшего звена. Ситуативные игры, на логическое мышление. загадки, пословицы. Рекомендую, интересное и приемлемое для детей ....
презентация "Нам жизнь дана на добрые дела"
Давайте делать добрые дела!...
Диспут "Жизнь дана на добрые дела!"
Формировать культ здорового человека, активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора. ...
Сценарий общешкольного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
Сценарий общешкольного мероприятия о правах ребенка....
"Жизнь дана на добрые дела"
Разработка внеклассного мероприятия о доброте....
Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".
При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...