информационная карта
статья на тему

Представлена информационная карта обобщения опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf.karta_opyta.doc74.5 КБ
Файл poznavatelnaya_aktivnost.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

                        

Ф.И.О. автора

Цыганова-Рельгун Екатерина Тимофеевна

  Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, int-nekrasonka@mail.ru)

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка;

694468, Россия, Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка,  ул. Парковая, 1,

 93 218

Должность

Учитель математики  и физики

Стаж работы в должности

13 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

Приемы формирования познавательной активности и работы с детьми с ОВЗ

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся – значит фактически «научить учиться!».

Развитие познавательной активности на всех этапах развития одна из актуальных проблем формирования умственных качеств личности. Данная проблема требует осмысления элементов воспитания и обучения, создание условий, в которых обучаемый может занять активную позицию и выразить себя как субъект учебной деятельности.

Несоответствие уровня развития ребенка с ОВЗ препятствует пониманию поставленной задачи. Формирование познавательной активности у детей с ОВЗ требует тесного сотрудничества со специалистами школы: психолог, дефектолог, социальный педагог. Это требует индивидуального направления работы с каждым ребенком в отдельности. Так как для данного вида детей характерно снижение памяти, низкий показатель внимания, эмоциональная неустойчивость, отсутствие мотивов обучения и развития, то все это влечет за собой снижение познавательной активности. Поэтому для развития познавательной активности необходимы нестандартные методы и формы работы. Одним из таких методов является активный метод обучения. Этот метод побуждает детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Особенностью активного метода обучения состоит в том, что он побуждает к практической и мыслительной деятельности. А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов обучения следующим образом: Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) опыта:  в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

В нашей школе реализуется  проблемное обучение с целью повышения познавательной активности школьников. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Способы, которые применяются в образовании и в нашей школе следующие:

  • Эвристические беседы
  • Уроки-семинары
  • Использование произведений искусства, художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач
  • Домашние опыты
  • Занимательные формы (кроссворды, сканворды и т.д.)

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия  более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся. Просмотр видеороликов облегчает процесс восприятия и запоминания новой информации с помощью новых ярких образов. Так же на уроках математики использую различные тренажеры (таблица умножения, сложение и вычитание многозначных чисел), при решении данного тренажера появляются яркие персонажи из любимых мультфильмов. Физкультминутки также можно использовать при помощи компьютера и проектора, где на экране появляются анимированные персонажи. Использование ИКТ на уроках несет в себе определенную образовательную функцию, которая помогает разобраться в информации, воспринять и запомнить ее.

Итак, развитие познавательной активности способствует повышению творческой деятельности учащихся, качеству знания и повышению положительных мотивов к учебе в целом.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Наиболее важной проблемой в нашей школе является ежегодный прирост количества детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), в основном это дети из числа КМНС (коренные малочисленные народы Севера). Это дети, которые имеют свои, присущие только этому народу физиологические и психологические особенности. Эти дети малообщительны, застенчивы в отношениях, некоммуникабельные и с осторожностью относящиеся к чему-то новому, имеют заниженную самооценку, испытывают ощущение, что их культура отстает от других культур. Поэтому приходится преодолевать ряд трудностей, связанных с образованием.

У детей с ОВЗ мало развита оперативная память, что представляет трудности для них в запоминании нового материала, правила и т.п. Поэтому приходится искать новые методы запоминания информации. Так как давно доказано учеными, что без развития оперативной памяти информация не достигнет границ долговременной памяти.

Для развития оперативной памяти использую на своих уроках проговаривание. Каждое записанное число, символ, требуемое действие проговаривают дети. Но есть и такие трудности, как «стеснение» - дети, выходя к доске, стесняются говорить вслух, боятся ошибиться. Поэтому приходится приложить немало усилий, настроить ребенка на то, чтобы он понял, что это делается им самим и для себя. Если он усвоит данный материал через проговаривание, то в дальнейшем ему легче будет достигнуть ситуации успеха. Проговаривание увеличивает и расширяет словарный запас ребенка. Если увеличивается словарный запас, то и развиваются мыслительные действия. Именно поэтому на уроках стремишься донести материал так, чтобы он запомнился детям и пригодился в жизни.

Так для учеников с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

В игре ребенок делает открытия от того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра может являться средством обучения и воспитания, если она целостно будет включаться в педагогический процесс.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

На уроках математики с детьми с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) применяю игровые моменты. Игра «Поймай снежок», применяемая мною в этапе актуализации опорных знаний, которая проявляет в ребятах активность, быстроту реакции и развивает мыслительную деятельность.

В нашей школе созданы все условия для обучения детей с интеллектуальными нарушениями: в классах имеются персональные компьютеры, проекторы высокого качества, интерактивные доски. Это значительно облегчает учащимся воспринимать новую информацию, помогает развивать координацию, увлекает ребят к работе с интерактивными упражнениями. Учащиеся с удовольствием чертят на доске, работают  со всеми возможностями доски. Им это интересно, а если есть интерес, значит есть запоминание, развивается внимательность, аккуратность.

6.Результат изменений

В ходе развития познавательной активности у ребят на уроках математики более успешно происходит усвоение таблицы умножения, запоминается порядок действий в примерах в несколько действий.

Структурными элементами развития познавательной активности являются: учебная деятельность, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение и взаимодействие с социумом.

Что же включено в развитие познавательной активности у школьников?

Любопытство – любознательность –научный поиск.

Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.  

Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствует повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.

7.Публикации

Нет

8. Описание педагогического опыта

Изучение математики осуществляется с опорой на развитие познавательной активности, наглядно-образного мышления для использования в повседневной жизни. Ведь курс математики VIII вида, прежде всего, направлен на применение математических знаний в повседневной жизни, то есть более социализированный предмет. Ребят необходимо подготовить к таким жизненным действиям как поход в магазин, расчет площади обоев, расчет объема лакокрасочных материалов при ремонте комнат, расчет стоимости сыпучих изделий и т.п.

Для осуществления наиболее эффективного процесса обучения математики необходимо формировать положительную мотивацию к обучению. Применение в учебной деятельности игровых моментов, упражнений соревновательного типа развивают познавательную активность обучающихся. Математика для детей с интеллектуальными отклонениями должна быть наиболее приближенной к действительности. Решая определённые задания ученик может выступать в роли исследователя, участника открытия нового знания. А следовательно, у обучающегося формируются регулятивные и познавательные универсальные действия.

Так же на уроках математики находим необходимую информацию из текста, иллюстрации, Интернета, для установления связи с действительностью, находим применение в реальной жизни того или иного описания. При выполнении такого типа задания учащиеся учатся излагать свои мысли, доказывают свою точку зрения, повышают свой словарный запас, развивают грамотную речь, тем самым овладевают коммуникативными универсальными учебными действиями.

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

        

Дата заполнения экспертного заключения:



Предварительный просмотр:

 Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.                                                                                                           Слайд 1                                                                                                                                          

Проблема  развития познавательной активности личности требует на современном  развитии цивилизации  принципиального  осмысления  важнейших элементов  обучения и воспитания (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли,  что стратегическим  направлением активизации  познавательной  активности  учеников  является  не  усиление  и  увеличение  числа контрольных мероприятий, а создание  дидактических и психологических  условий  осмысленности  учения, включения в него учащегося на  уровне не только  интеллектуальной, но личностной и социальной  активности, создание таких условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности,  выразить индивидуальное «Я». Поэтому педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения и воспитания.  

В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения  зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка.  Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо  предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей  является принцип единства диагностики  и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.

 Несоответствие уровня  развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации.  Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость,  отсутствие интеллектуальных мотивов,  снижение внешней мотивации учебной деятельности.  Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,  новые техники и технологии.  

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д.  активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления,  что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.  

Принципиально значимым в работе с детьми являются расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.

Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности учащихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.           

  Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу. С помощью проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.  

 В этом учебном году в нашем классе был запланирован проект «Природа Дальнего Востока»  в технике пластилинографии.                                                                                                                  Слайд 2                                                                                                       

В процессе этой деятельности  у детей  формировались и корректировались  следующие познавательные психические процессы:

                                       Мышление и такие его операции, как:                                                      Слайд 3

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.

Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.

Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов.  Обобщение  дает  возможность  установить  связь  неизвестного объекта с известными  на  основе наличия общего признака, свойственного им.

Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.

                                           Произвольное внимание и такие его качества как:                 Слайд 4,5

Устойчивость внимания как способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания.

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.

Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

                                            Память и такие ее аспекты, как:                 Слайд 6, 7

Умение пользоваться мнемическими приемами (динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания, его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации)

Объем оперативной памяти (подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как по одиночке – так и между собой за этот промежуток времени.). Без хорошей оперативной памяти любая информация, воспринимаемая органами чувств, не будет попадать в долговременную память и надолго сохранятся в ней.

                                           Речь и такие ее характеристики, как:                        Слайд 8, 9

Высокий уровень речевого развития

Осведомленность – наличие сведений, знаний о чем-либо

Богатый активный словарный запас. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно человеку, говорящему на данном языке.

  Все перечисленные познавательные психические процессы функционируют в тесной взаимосвязи между собой и представляют собой сложную систему, а у детей с ограниченными возможностями здоровья их развитие протекает со значительной задержкой и отличается качественным своеобразием. Особенности психического познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья успешно корригируются в процессе специально организованного обучения и воспитания. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны  и очень важны. Наша работа над проектом « Природа Дальнего Востока» длилась весь год и сейчас успешно завершена.    Слайд 10,11

Методы формирования познавательной активности при необходимости сочетаются, обуславливают друг друга. Эффективными на практике   оказались активные методы обучения.                  Слайд 12

Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения  материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов  обучения следующим образом: «Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса  к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Активные методы

 Тематические дискуссии;

 Проблемные дискуссии;                                                                                                                  Слайд 13

В этих дискуссиях использую интеллектуальную зарядку, которая носит характер игры и называется « Данетки».  Дети учатся решать противоречия.  Цель данных игр - показать детям, что в любой ситуации  есть и хорошие и плохие стороны. И обсуждение вопросов желательно заканчивать на положительной ноте. Например, вопрос « Драться – это хорошо или плохо?»

 Мозговой штурм;

 Дидактическиеигры;

 Анализ ситуаций;

 Театрализация;                          Слайд 14

Анализ ситуаций и театрализацию в основном использую в процессе работы над сказками. Происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка  приобщает ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории. В процессе работы над сказками обогащается лексический запас детей .  К. И. Чуковский  считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий ее ребенок чувствует себя ее активным участником и отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей  и познавательной активности. Отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений,  интонационную окраску речи.  Драматизация помогает создать естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи.  Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение.

 исследовательские;               Слайд 15

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.  Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.

 В этом направлении в классе работает клуб «Почемучка». Дети задают вопросы на интересующие их темы и сами стараются  ответить на них. Только после ответов детей  педагог  дает правильный вариант ответа.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия  более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся.

Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.  Урок, включающий слайды презентации,  видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться.  Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.  Физкультминутки  для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить  движения. Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяем  дать отдых глазам ребёнка. Организация учебного - воспитательного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению материала и способствовать психическому развитию ребенка.  Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.   Мероприятия  с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса .

В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».                                             Слайд 16

Особенности психического развития познавательных процессов

Приемы коррекции в процессе обучения и воспитания

Внимание

 детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

Прохождение занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.

Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения.

Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.

Словесно-логическая память

 предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Обучение мнемическим приемам:

Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.

Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации.

Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.

Речь.

 Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;

Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока.

Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.

Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)

Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.

Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей

Мышление.

 Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся.

Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.

Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).

Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (следует подготовить вопросы заблаговременно)

Формирование пространственных представлений на основе программного материала;

Развитие временных представлений на материале истории, литературы;

Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории

    

    Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)

        образовательное учреждение для учащихся, воспитанников

                   с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида  № 3»

Особенности формирования

познавательной активности

       у учащихся с овз.

                                                   

                                                               Подготовила: Ляшовская М. В.

                         2012-2013 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

Информационная карта

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя – участника III профессионального конкурса «Педагог нового времени» на премию Главы Чистопольского муниципального района Республики...

Аналитическая справка (информационная карта)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ЗАЯВИТЕЛЯ         НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ...

Информационная карта достижений

В помощь участникам  ПНПО "Образование"...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....