Тема: "Исследование почвы". Практическое занятие.
план-конспект на тему

Соловьева Наталья Михайловна

Конспект занятия выстроен с учетом психо- физических возможностей для детей с ОВЗ. Занятие рассчитано на старший возраст детей с умеренной умственной отсталостью. Цель данного занятия - знакомство с почвенным составом земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ОГБОУ «Школа – интернат «Вера»

                    Конспект открытого занятия по экологическому          

                                                             воспитанию

                                 «Исследование почвы»

                                                                                       Воспитатель

                                                                                     Соловьева Н.М.

                                           г. Рязань 2016г.

Цель: Формирование знаний детей о почвенном составе земли

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить детей с составом почвы, с некоторыми свойствами камней, глины, песка

- формировать представление о значении почвы в природе и в жизни человека

-  закрепить знания о живой и неживой природе

- закрепить умение детей рисовать снежинку

- закрепить умение работать парами

Коррекционные:

- способствовать развитию мелкой моторики рук

- способствовать развитию тактильных ощущений

- формировать коммуникативные навыки (договариваться, помогать друг другу, уступать)

-  активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, песчаная, глинистая, чернозем, плодородная, песчаный карьер.

Воспитательные:

- воспитывать осознанно – правильное отношение к природе

- формировать интерес к объектам живой и неживой природы

Методическое обеспечение

Контейнеры с песком, глиной, почвой, камнями; вода, салфетки, трубочки для коктейля, поднос; компьютер, интерактивная доска, презентация «Неживая природа», аудиозапись, предметы из глины, клеенка, кисточки, стакан с водой, гуашь., белые халаты, бейджики.

Предварительная работа.

Грунтовка камней перед занятием, рисование снежинок в свободное время.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, давайте послушаем стихотворение

(ребенок читает стих)

Наш дом родной, наш общий дом        А где-то жарко и зимой…

Земля , где мы с тобой живем               Одно у них названье есть:

Ты только посмотри вокруг:                  Леса, и горы, и моря-

Тут речка, там зеленый луг                    Все называется Земля!

А где- то снег лежит горой

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы с вами ходим каждый день. Ее еще называют почвой. Какая земля у нас под ногами- твердая или мягкая? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? ( показ контейнера с почвой, состоящий из разных слоев). Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю стать сегодня учеными и заняться исследованием разных слоев почвы в нашей лаборатории.

Исследование песка.

Воспитатель: О чем пойдет речь в первом исследовании, отгадайте загадку.

Желтый, красный, белый

Или светло- серый

То морской он, то речной

Отгадайте, что это такое? (песок)

Найдите лабораторию, где мы будем исследовать песок. (дети находят по табличке стол с обозначением- песок). (Садятся за столы, по 2 человека за стол).

Воспитатель: Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Снимите салфетку и посмотрите, то у вас на столе. Возьмите песок пальцами и насыпьте его в миску.

- Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (сыпучий, сухой)

- Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. Теперь возьмите лупы и рассмотрите песок. Что вы увидели? А что будет, если в песок налить немного воды? Какой стал песок? (ответы детей и проведение опыта) Куда делась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? Из какого песка легче делать постройку – из мокрого или сухого? Вывод. Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило разных. Сухой песок сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу.

А теперь я предлагаю вам посмотреть, где в природе можно встретить песок и как он применяется в жизни.

Презентация о применении песка.

Исследование камней.  О чем мы будем говорить дальше, отгадайте следующую загадку.

Его в горах полным- полно

Он часто падает на дно ущелья

Со скалы крутой.

Он твердый, маленький, большой

По форме разным он бывает

Его с дороги убирают (камни)

Найдите лабораторию, где мы будем исследовать камни (дети находят по табличке стол с обозначением- камни). Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (твердые, холодные, гладкие, шероховатые и т.д.) Налейте на камни немного воды. Что вы увидели? Стали ли камни от этого мягче, пластичнее? Куда делась вода? Она впиталась в камни? Как они изменились? (стали ярче и красивее) Кто знает, где встречаются камни? (в горах, в море, в реке, в озере, в пищерах и т.д) Кто из вас видел камни и где это было? Вывод: Камни твердые, крепкие. Они бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче. А теперь давайте посмотрим, где встречаются камни в природе и как человек научился применять их в жизни.

Презентация о камнях.

Физкультминутка.

Раз - и стану я землей, мягкой, теплой и живой! Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой. Два – и в миг я глиной стану, может к обуви пристану. Если дождик на дворе, не ходите вы по мне! Три – сейчас я холм зыбучий, очень желтый и сыпучий. Осторожней, люди будьте, если вы не на верблюде! А четыре – камни мы, крепкие ребята. И бросать в окошко нас никому не надо. Пять – я почва – верхний слой, дружат травы все со мной, и деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: «Чтите матушку свою!» Наша круглая планета называется Земля, все живущие под солнцем братья нам. И мы друзья! (слова сопровождаются движениями)

Исследование глины.

Отгадайте следующую загадку.

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

Чтоб сделать миску или вазу

Она понадобится сразу. (глина)

Дети находят по табличке стол, где будет исследоваться глина. Внимательно рассмотрите ее. Какая она? Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга. Давайте нальем в миску немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить). Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали о свойствах глины и научились лепить из нее разные предметы. Например, посуду, ее обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Рассматривание предметов из глины.

Вывод. Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но, если ее намочить, она становится мягкой и пластичной.

Презентация о применении глины.

Исследование почвы.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Бывает она плодородной

Бывает и бедной порой

Чтоб год новый не был голодным

Такой знаешь, нужен настрой-

Она раз кормилица наша

За ней очень важно следить

Питание лучшее самое

Конечно, ко сроку вносить. (почва)

Найдите лабораторию, где мы будем исследовать почву. Возьмите миску. Что в ней находится? Здесь находится особая земля – почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте из чего она состоит, можете использовать для этого лупы (в ней есть частички черного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т.д.). Почва образуется из опавших листьев и веток, камешков, песчинок и др. В ней находится «еда» для растений и насекомых. Чем больше такой еды, тем лучше они себя чувствуют, особенно растения. Налейте в миску немного воды. Что произошло? (вода впиталась, почва стала влажной) Вспомните, когда мы поливаем растения на огороде, на клумбе, куда при этом девается вода? (она уходит в почву, и растение может «напиться»). Давайте проведем еще один опыт. В банку с водой опустим кусочек почвы и посмотрим, что будет. Что вы увидели? (выходят пузырьки воздуха). Делаем вывод, значит в почве есть воздух, который необходим для жизни растений, насекомых, животных. А кто живет в почве? (дети перечисляют насекомых и животных) Вывод: Почва – это «живая» земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камушков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их. Правильно. У нас под ногами – песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Презентация про почву.

Ребята, все о чем мы сегодня с вами говорили, это песок, камни, глина, все это относится к какой природе? (к неживой). Правильно. А что еще вы можете отнести к неживой природе? (звезды, луна, вода, снег и т.д.). Вот сегодня я вам предлагаю   заняться творчеством. Мы будем рисовать. И я предлагаю вам оставить свой след на таком объекте неживой природы – как камень. И рисовать будем снежинку. Мы с вами ее уже рисовали.

Дети садятся за столы. Перед рисованием давайте разомнем наши пальчики и сделаем гимнастику. Наши пальчики проснулись ( руки в кулаке), потянулись, потянулись (потянуть пальцы вверх) и встряхнулись(встряхнуть кистями рук). По ладошке побежали (пальцы побежали по ладони одной руки), побежали, побежали, поскакали, поскакали (пальцы как- будто скачут по ладони руки) и устали. Сели отдыхать. Рисуют под музыкальное сопровождение (воспитатель помогает по мере необходимости).

Заключительная часть.  Давайте послушаем о нашей матушке- Земле стихотворение (читает ребенок).

Реки и горы                                Все подарила нам

Леса и моря-                                Наша Земля.

Помните, взрослые                    Чтоб красоту

Помните, дети                             На века сохранить

Мы родились                               Надо природу

На прекрасной планете.              Беречь и любить.

Мы с вами провели интересные исследования. Что вы узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Благодарю всех за работу. Спасибо.

           Самоанализ занятия по экологическому воспитанию

                                        «Исследование почвы»

Цель: Знакомство детей с почвенным составом земли

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить детей с составом почвы, с некоторыми свойствами камней, глины, песка

- формировать представление о значении почвы в природе и в жизни человека

-  закрепить знания о живой и неживой природе

- закрепить умение детей рисовать снежинку

- закрепить умение работать парами

Коррекционные:

- способствовать развитию мелкой моторики рук

- способствовать развитию тактильных ощущений

- формировать коммуникативные навыки (договариваться, помогать друг другу, уступать)

-  активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, песчаная, глинистая, чернозем, плодородная, песчаный карьер.

Воспитательные:

- воспитывать осознанно – правильное отношение к природе

- формировать интерес к объектам живой и неживой природы

Структура занятия выстроена с учетом психо - физических возможностей детей и их возрастных особенностей.

Новый обучающий материал давался с опорой на базовые знания, как дополнение к уже пройденному и знакомому детям (работа с песком, почвой, глиной). Вначале занятия было прочитано ребенком стихотворение, была небольшая беседа, таким образом, была задана тематика занятия.

- Работа с почвой, песком, глиной и камнями осуществлялась на предыдущих занятиях и в свободное время. Использовались беседы, игры с песком на прогулке, лепка из глины. Считаю, что такая поэтапная форма обучения помогает детям более детально воспринимать учебный материал.

- В течении всего занятия проводилась речевая работа: дети рассказывали, поясняли, учились четко отвечать на вопросы воспитателя, закрепляли названия и значение знакомых и новых слов.

- Дыхательная гимнастика, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика в ходе занятия способствовали психической и физической разгрузке, развитию мелкой и общей моторики. Тактильно – чувственный контакт осуществлялся через работу с песком, камнями, почвой, глиной. Это эффективный прием для развития мелкой моторики рук, массажного профилактически – лечебного воздействия на кожу и сосудистую систему.

- Использование на занятии музыкального сопровождения послужило хорошим дополнением и позволило сделать занятие эмоционально окрашенным.

- Эффективность интернет ресурсов: презентация использовалась для создания интереса к занятию и как наглядный материал в целях закрепления знаний детей о песке, глине, камнях, почве и их применении в жизни.

Атмосфера на занятии была рабочая, дети были заинтересованы, активны, эмоционально отзывчивы.

Поставленные задачи считаю выполненными.

Желтый, красный, белый

Или светло- серый

То морской он, то речной

Отгадайте, что это такое? (песок)

Его в горах полным – полно

Он часто падает на дно ущелья

Со скалы крутой

Он твердый, маленький, большой

По форме разным он бывает

Его с дороги убирают. (камни)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

Чтоб сделать миску или вазу

Она понадобится сразу. (глина)

Бывает она плодородной

Бывает и бедной порой

Чтоб год новый не был голодным

Такой знаешь, нужен настрой

Она раз кормилица наша,

За ней очень важно следить

Питание лучшее самое

Конечно ко сроку вносить. (почва)

Наши пальчики проснулись

Потянулись, потянулись

И встряхнулись…

По ладошке побежали, побежали

Поскакали, поскакали

И устали. Сели отдыхать.

Раз и стану я землей, мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой!

Два – и в миг я глиной стану

Может к обуви пристану

Если дождик на дворе – не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий, очень желтый и сыпучий.

Осторожней люди будьте, если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы, крепкие ребята. И бросать в окошко нас

Никому не надо. Пять – я почва – верхний слой, Дружат травы все со мной

И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: « Чтите

Матушку свою! Наша круглая планета называется Земля,

Все живущие под солнцем Братья нам. И мы друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Научно-исследовательская работа по теме "Исследование влияния сельского хозяйства на содержание в почве тяжелых металлов"

Почвенный покров служит конечным приемником большинства техногенных химических веществ и отходов, вовлекаемых в биосферу. Обладая высокой емкостью поглощения, почва является главным аккумулятором, сор...

Проектная работа по химии. Тема: "Исследование физико-химических характеристик почвы пришкольного участка".

Проектная работа выполнена ученицей 8 класса под руководством учителя химии. В работе обозначены цель и задачи, объект и методы исследования. В плане проведения исследования выделены два момента, обоз...

Конспект внеурочного занятия по химии на тему: "Исследование молока".

Занятие-исследование состоит из двух частей. Первая часть - органолептические методы исследования молока. Занятия по первой части можно начать проводить с учащимися 5 класса. Вторая часть - это химико...

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Опытно-экспериментальная работа. Тема: Исследование состояния почв проектной территории, как природного наследия для будущих поколений.

Краткая аннотация.Тема: Исследование  состояния  почв  проектной  территории,   как  природного  наследия  для  будущих  поколений. Исполнит...