"Профилактика трудностей овладения чтением и письмом"
консультация по теме

Овчинникова Ольга Анатольевна

"Профилактика  трудностей овладения чтением и письмом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_trudnostey_ovladeniya_chteniem_i_pismom.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика трудностей овладения чтением и письмом»

Начальное образование может быть эффективным, направленным на становление личности ученика, раскрытие го способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета психологических особенностей учащихся.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Но для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, необходимо знание уровня готовности к обучению каждого будущего дошкольника.

К сожалению, велико количество случаев, когда неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости; в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности.

Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности.

Остановимся на рассмотрении такого компонента комплексной готовности к обучению, как готовность к овладению грамотой.

В настоящее время в школу приходит большое число первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно овладевать этими важнейшими умениями и, что не менее важно отметить, приводит в дальнейшем к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

Это можно и необходимо предупреждать продуманной системой обучения, основанной на знании имеющихся в развитии ребенка тех или иных нарушений.

Особую важность в связи с этим приобретают разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения процессами чтения и письма, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии еще до начала обучения в школе.

Можно выделить 3 основные группы показателей готовности к успешному овладению чтением и письмом:

  • соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство фонетико-фонематического строя речи, связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом);
  • достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики);
  • определенный уровень общего (интеллектуального, деятельностного, личностного) развития ребенка.

В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом была отработана система экспресс-обследования, проводимого до начала школьного обучения.

Обследование включает следующие разделы.

  1. Слухоречевая память.

Ребенку предлагается послушать, запомнить и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного слогового состава и слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения свидетельствует о низкой готовности по этому параметру.

  1. Звукопроизношение и слоговая структура.

Обследование звукопроизношения и слоговой структуры начинается одновременно с обследованием слухоречевой памяти. Замеченные отклонения уточняются, выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, словах, самостоятельной речи. Отмечаются замена, смещение, искажение или отсутствие отдельных звуков, перестановка или выпадение звуков и слогов.

  1. Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Уровень развития фонематического слуха и восприятия можно проверить, предлагая ребенку услышать наличие звука в слове, придумать слово с заданным звуком, определить наиболее частотный звук в стихотворении, отобрать картинки с заданным звуком, запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых ребенком звуков, оппозиционных по звонкости – глухости, твердости – мягкости, месту и способу образования.

Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности и обучению грамоте.

Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом проверяется с использованием заданий двух уровней сложности:

  • Назвать последовательно звуки в ряде трехсложных слов;
  • Услышать и назвать звуки в слове при последовательном четком интонационном выделении каждого слова учителем. Неумение ребенка справиться с последним заданием свидетельствует о низкой готовности по этому компоненту.

  1. Словарный запас и грамматический стой речи.

Ребенку предлагается подобрать имена прилагательные к именам существительным мужского, женского и среднего рода, подобрать имена существительные к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода.

Ошибки в выборе ряда имен существительных при подборе к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода свидетельствуют о сниженной готовности.

  1. Связная речь.

Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок, он должен установить последовательность картинок и составить по ним рассказ. Неумение самостоятельно установить логическую последовательность событий, многочисленные речевые ошибки в оформлении рассказа является проявлением низкой готовности.

  1. Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы собственного тела.

У ребенка проявляется ориентировка в «право-лево», также с ним проводится речевая проба Хеда.

Многочисленные ошибки в воспроизведении последовательности действий и в выполнении перекрестных движений является показателем низкой готовности по этому параметру.

  1. Моторика и зрительно-моторные координации.

Ребенку предлагаются 2-е и 3-е задания ориентационного текста школьной зрелости Керна-ИИрасска (срисовывание группы точек, срисовывание фразы, написанной письменными буквами).

Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом лишь 2-3 букв свидетельствуют о низком уровне развития данного компонента.

  1. Зрительное восприятие.

Ребенку предлагают лист, на котором изображения нескольких предметов наложены друг на друга, и просят его перечислить то, что он видит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная методика овладения навыками грамотного письма

Как часто учителя русского языка бьются над неразрешимой проблемой  грамотного письма учеников.Мне показался занятным материал книги Е.В.Гордеевой. Эта презентация является попыткой примене...

Профилактика трудностей овладения чтением у дошкольников

В статье представлены основные коррекционные задачи профилактики дислексии, а также раскрыты методы и приёмы профилактической работы. ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Пропедевтический устный курс иноязычного общения как основа для успешного овладения чтением у младших школьников (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - https://www.olymp-uspeha.ru/publications/oplata-publikacii1)

Пропедевтический устный курс иноязычного общения как основа для успешного овладения чтением у младших школьников...

Трудности у обучающихся младших школьников с ОВЗ при овладении чтением

Перечислены трудности обучающихся младших школьников с ОВЗ при овладении чтением. Даны рекомендации, на что важно направить работу педагога в целях эффективного формирования основных компонентов навык...