"Симптоматика дисграфии"
консультация по теме

Овчинникова Ольга Анатольевна

"Симптоматика дисграфии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipmtomatika_disgrafii.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Сипмтоматика дисграфии»

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входит чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть условно представлена следующим образом:

А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов).

Письмо включает ряд специальных операций:

  • Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
  • Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове.
  • Второе – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;

  • Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Симптоматика дисграфии

Характеристика нарушений письменной речи...

Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДисграфия - это частичное специфическое нарушение процессов письма.В работах ученых по-разному рассматривается определение ди...

Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.

В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую  симптоматику....

Советы родителям детей с аутистической симптоматикой

Некоторые рекомендации для родителей...

Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.

В таблице приведены примеры ошибок на письме и педагогические причины их возникновения у детей  начальных классов....

Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...