Коррекционно-развивающие занятия "ЗБЗ"
рабочая программа на тему

Сахабудинова Н.Г.

Коррекционно-развивающие занятия по здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zbz.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

 образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);

 наследственность (20 %);

 внешняя среда (20 %);

 качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.

В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

 сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

 воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

 Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

 Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

 Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

 Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

 Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

 Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

 Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

 Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

 Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

 Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

 Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

 Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 3 классов.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

На изучение каждого раздела отводится по 3 часа в неделю, 108 часов в год.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здорово быть здоровым» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- управлять своими эмоциями;

- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

Секреты здоровья.

От улыбки хмурый день светлей

1

Беседа

Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе».

1

Практическое занятие

Режим дня

1

Практическое занятие

Утренняя зарядка

1

Практическое занятие

Учимся правильно дышать

1

Практическое занятие

Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. 12 Яхнина

1

Практическое занятие

Сон – лучшее лекарство

1

Беседа

Звуки, под которые приятно засыпать

1

Практическое занятие

Наши друзья – мыло и вода

1

Беседа

Правила гигиены кожи и волос

1

Беседа

Чтобы зубы не болели

1

Практическое занятие

Гимнастика для глаз

1

Практическое занятие

Правила пользования телефоном и компьютером

1

Игра

Правила чтения по вечерам

1

Практическое занятие

Чтобы уши слышали

1

Практическое занятие

Гигиена слуха

1

Игра

Осанка – стройная спина

1

Практическое занятие

Правильно сидим за столом, партой

1

Практическое занятие

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

Беседа

Виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма

1

Практическое занятие

Самые полезные продукты.

1

Игра

Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

1

Игра

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

Беседа

Вредная еда

1

Игра

Наши лучшие рецепты для здорового питания.

1

Практическое занятие

Лекарства в лесу

1

Игра

Как избежать отравления грибами

1

Беседа

Как избежать отравления ягодами

1

Игра

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья»

1

Игра

«Попрыгать, поиграть»

1

Подвижные игры

1

Практическое занятие

Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом».

1

Выставка

Что делать, если ушибся

1

Практическое занятие

Спортивные игры и эстафеты

1

Игра

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

«Профилактика детского травматизма»

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

Игра

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

Игра

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

Практическое занятие

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

Практическое занятие

Игра «Движение пешеходов по тротуару»

1

Игра

Красный, жёлтый, зелёный.

1

Практическое занятие

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

1

Игра

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие

1

Практическое занятие

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие

1

Практическое занятие

Игра «Дорожные знаки»

1

Игра

Участники дорожного движения .

1

Практическое занятие

Участники дорожного движения .

1

Практическое занятие

Игра «Мы – пешеходы»

1

Игра

Виды транспортных средств

1

Практическое занятие

Виды транспортных средств

1

Игра

Мой друг велосипед

1

Беседа

Игра «Правила перехода улицы и дороги»

1

Игра

Игра «Безопасный путь в школу»

1

Игра

Игра «Где можно играть»

1

Игра

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Правила пожарной безопасности

1

Огонь – друг или враг?

1

Беседа

Где дым – там огонь

1

Практическое занятие

Спички – детям не игрушка

1

Беседа

Электрические приборы дома. Правила предосторожности.

1

Практическое занятие

Как вести себя при пожаре

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Правила поведения в быту

1

Безопасность  дома

1

Беседа

Безопасность при общении с домашними животными

1

Практическое занятие

Как вести себя, если напала собака

1

Практическое занятие

Обрабатываем кошачьи царапинки

1

Практическое занятие

Лекарства. Лекарство друг и враг.

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Практическое занятие

Правила поведения в природе

1

Если солнечно и жарко

1

Беседа

Как правильно загорать

1

Практическое занятие

Если на улице дождь и гроза

1

Практическое занятие

Если промок под дождем

1

Практическое занятие

Правила безопасности на воде

1

Практическое занятие

Опасность на водоемах
Подвижные игры «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Совушка»

1

Игра

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Один дома

1

Правила поведения дома (когда один)

1

Беседа

Окно, балкон

1

Практическое занятие

Газовая плита, электроприборы

1

Практическое занятие

Телефоны экстренной помощи

1

Практическое занятие

Звонок в дверь – что делать?

1

Игра

Звонок по телефону – что делать?

1

Игра

Незнакомец на улице

1

Игра

Лифт.

1

Игра

Детская площадка, правила поведения на детской площадке.

1

Практическое занятие

Правила пользования качелями, горкой

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Прогулки на улице

1

Когда на улице холодно

1

Беседа

Что делать, если сильно замерз?

1

Практическое занятие

Что делать, если промочил ноги

1

Практическое занятие

Сильный ветер на городских улицах.

1

Беседа

Сухие и старые деревья на улицах.

1

Беседа

Ремонт на улицах города. Люки.

1

Практическое занятие

Еда, которую продают  на улицах

1

Беседа

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра


Вредные привычки и здоровье

1

Вред курения. Рядом курят.

1

Беседа

Влияние алкоголя на организм.

1

Беседа

Скажи нет наркотикам!

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Экстремальные ситуации  в жизни

Если заблудился в лесу

1

Практическое занятие

Как остановить кровотечение

1

Практическое занятие

Что делать, если сломал/подвернул/ушиб ногу

1

Практическое занятие

Если упал с высоты

1

Практическое занятие

Если началось кровотечение из носа

1

Практическое занятие

Если вдруг ударился головой

1

Практическое занятие

Поведение на перемене, в столовой, на лестнице

1

Практическое занятие

Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой».

1

Игра

Поведение в метро. Как избежать падения на рельсы.

1

Беседа

Что такое терроризм. Как себя вести, если взят в заложники.

1

Беседа

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Обобщающее занятие по курсу

1

Игра


Список литературы:

  1. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
  2. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31

  1. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128

  1. Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. — №5. – С.47-59.

  1. Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. — №3. – С.39-46;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...