Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в реализации СФГОС на общеобразовательных уроках в школе глухих»
материал по теме

Страшко Елена Анатольевна

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.

У школьников постоянно возникают вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия глухих обучающихся. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях бывает трудно. Остаётся надежда на познавательную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.02.2017.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в реализации СФГОС на общеобразовательных уроках в школе глухих»

Учитель – дефектолог

Страшко Елена Анатольевна

Сургут

2017

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.

У школьников постоянно возникают вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия глухих обучающихся. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях бывает трудно. Остаётся надежда на познавательную активность.

В последние годы педагогический мир делает ставку на образовательные технологии. Применяя новинки педагогических технологий, в первую очередь, я ориентируюсь на психофизиологические возможности детей со слуховой депривацией. Методологическую основу моей работы составляют научно-теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребёнка; положения о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии.

В основу моего опыта положены общедидактические и специфические принципы.

 В своей работе я использую многие современные образовательные технологии и приемы работы:

1. Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроке помогают сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивают стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

В игре речевое общение имеет живой, непосредственный характер. Наибольший интерес у детей вызывают ролевые игры, такие как «Семья» (развитие речи), «Домашние любимцы» (информатика), «Поход в магазин» (СБО), «Полет в космос» (математика).

С помощью дидактической игры можно организовать интересную и увлекательную работу с обучающимися, порой на творческо-поисковом уровне (часто я использую приемы технологии критического мышления: «Гроздья», «Мозговой штурм», «Лови ошибку», «Да – нет», «Расшифруй слово» и др). В ходе игры происходит активизация всех психических процессов ребёнка, повышается качество обучения. Так как мои ученики уже взрослые, в данный момент я реже организую форму урока – игру, а применяю на уроках дидактические игры

2. Информационно – коммуникативные технологии я использую ежедневно, на каждом уроке. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д.

В урочной и внеурочной деятельности я активно использую презентации, составленные мною, приложения к учебникам по программе «Школа России», уроки Елены Берюховой, развивающие компьютерные программы (Работа над ошибками, Развиваю речь и др), видеоматериалы и Интернет ресурсы.

3. Проектные технологии ориентированы на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Проектный метод очень сложный, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источниками информации.

Над созданием проектов мы работаем почти по всем предметам. В нашей школе ежегодно проходит конкурс проектов «Малая академия», в котором ученики моего класса ежегодно занимают призовые места. В этом году нами созданы проекты по русскому языку «Составляем орфографический словарь», «Словари», «Рассказ о слове», по окружающему миру «Волшебная соль», «Жевательная резинка», по информатике «Интернет в нашей жизни», «Мой питомец» и др.

4. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе. С 2011 года я внедряла в работу элементы технологии критического мышления. Приемы «Бортовой журнал», «Кластер», «Тонкие – толстые вопросы», «Маркировочная таблица», «Пометки на полях» можно использовать на каждом уроке. Сама технология может легко входить в процесс обучения на любом этапе урока.

При организации проблемного обучения самым трудным с глухими детьми является самостоятельная работа с первоисточниками, т.к. дети имеют низкий словарный запас, а требования программы с каждым годом усложняются, детям трудно находить самостоятельно теоретический материал в словарях, книгах.

5. Здоровьесберегающие технологии

Во избежание усталости детей, стараюсь своевременно чередовать различные виды деятельности, что способствует активизации внимания, памяти, мыслительных операций, снятию напряжения. Своевременно провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Одним из наиболее важных действий по здоровьесбережению, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, повышают творческую активность учащихся, сохраняют физическое здоровье, помогают достичь высоких результатов в учебной деятельности.

Анализ эффективности внедрения современных образовательных технологий показывает, что высокий уровень использования данных технологий позволяет создавать условия для формирования у глухих младших школьников различных компетентностей, что подтверждается следующими результатами:

развитие интеллектуальных способностей подтверждают высокие результаты учащихся в образовательном процессе (2 хорошиста и 2 отличника из четырех учащихся), участие в различных олимпиадах, достижения в региональных и всероссийских интеллектуальных конкурсах (учащиеся ежемесячно принимают участие в интернет олимпиадах на сайтах «Продленка», «Педсовет», «Меташкола» и др, конкурсах (внутришкольного уровня), занимая призовые места)

развитие коммуникативных компетентностей подтверждает положительная динамика вовлечения учащихся в коллективные творческие проекты, участие большинства детей моего класса в муниципальных, региональных конкурсах с педагогом доп образования и учителями физкультуры, где дети общаются как со слышащими школьниками, так и с детьми со слуховой депривацией.

развитие компетентности личностного роста подтверждают достижения оформленные в Портфолио каждого ученика в различных конкурсах, олимпиадах, праздниках и др.

Современная школа требует, чтобы обучающийся сегодня не только мог что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные в школе знания в любой жизненной ситуации, уметь работать с первоисточниками, отстаивать в споре свою точку зрения. Внедрение в учебный процесс разных образовательных технологий обеспечивает рост творческого потенциала школьника, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения. Все это даёт возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию деятельности педагога.

Социальная значимость представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит саморазвитие поздно прооперированных школьников после КИ, путем овладения умением мыслить и переносить свой опыт на реальную ситуацию.

С целью распространения положительного педагогического опыта я ежегодно провожу открытые занятия для студентов СурГПУ и являюсь их наставником. На сайте школы мною несколько лет регулярно размещалась диссеминация семейного опыта для родителей по развитию словесно – логического мышления и самостоятельной речи в домашних условиях. Являюсь участником педагогических советов и семинаров, на которых распространяю свой педагогический опыт среди коллег.

Кроме того, имею свой мини – сайт на nsportal, выход в личный кабинет на сайтах 1september, PRODLENKA, где публикую свои педагогические разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ

    Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"

Данная методическая  статьясодержит теоретические  и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...