Рабочая программа по СБО 8 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (8 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 8 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sbo_8_kl.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                                         «_____»__________________________2015г.

Рабочая программа по

СБО

на 2015-2016 учебный год

для 8 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2015г.        зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2015г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 8)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально- бытовая ориентировка

       Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на  основе  программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 8 классе   отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).  

      Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.  Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.,

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,

Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа  VIII вида).

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка: Учебное пособие. 8 класс.  Для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с. 

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 8 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 48 с. 

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков  (носят индивидуальный характер),  дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).

Программа адресована учащимся 8б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для восьмиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться  с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, биология, география, ИЗО, история, обществоведение, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • типы кожи и правила ухода за кожей лица;
  • виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.
  • правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;
  • правила и последовательность утюжки изделий;
  • правила пользования прачечной, виды услуг;
  • правила подготовки вещей к сдаче в стирку;
  • правила пришивания меток;
  • правила пользования прачечной самообслуживания;
  • способы и последовательность приготовления изделий из теста;
  • способы и последовательность соления и квашения овощей;
  • способы варки варенья из фруктов и ягод;
  • правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложки;
  • правила и периодичность купания ребёнка;
  • правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;
  • санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
  • правила ухода за грудным ребёнком;
  • правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;
  • требования к внешнему виду молодых людей;
  • правила и периодичность уборки кухни, санузла;
  • моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни, санузла;
  • основные автобусные маршруты;
  • основные маршруты водного транспорта;
  • ассортимент товаров в различных специализированных магазинах;
  • стоимость основных продовольственных и промышленных товаров;
  • правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном;
  • правила пользования телефонным справочником;
  • номера телефонов срочного вызова (пожарной службы, аварийных служб, полиции и т.д.);
  • функции и виды междугородной телефонной связью;
  • правила пользования автоматической телефонной связью;
  • тарифы на телефонную связь в зависимости от оператора, в разное время суток (дней недели), зависимость оплаты от дальности расстояния, роуминг;
  • порядок заказа междугородного телефонного разговора (при наличии междугородного телефонного пункта);
  • порядок заказа разговора в кредит (при наличии такой услуги);
  • правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях (првила  обработки поражённого при ожогах участка кожи, промывания желудка при отравлении, меры, применяемые при обмораживании разнвх степеней, при солнечных и тепловых ударах);
  •  виды глистных заболеваний и меры их предупреждения;
  • куда обращаться в случае необходимой помощи;
  • адрес местного исполнительного органа власти;
  • функции отдела по учёту и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, управления образования, КДНиЗП, отдела по трудоустройству;
  • основные статьи расхода в семье;
  • правила учёта расходов;
  • размер квартплаты, налога на жильё;
  • тарифы на электричество, газ;
  • порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг;
  • размер и порядок внесения платы за телефон;
  • порядок планирования крупных покупок;
  • стоимость одежды, обуви, мебели и др.

    учащиеся должны уметь:

  • выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;
  • правильно пользоваться косметическими средствами;
  • стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
  • утюжить блузки, рубашки, платья;
  • заполнять бланки для сдачи белья в прачечную;
  • готовить изделия из разных видов теста;
  • оформлять эти изделия;
  • солить овощи, варить варенье;
  • составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания;
  • купать, одевать, пеленать куклу;
  • кормить куклу с ложки и из соски;
  • содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
  • культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;
  • выбирать косметические средства, украшения;
  • подбирать причёску, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т.д.);
  • мыть кафельные стены, чистить раковины;
  • пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни, санузла;
  • пользоваться расписанием;
  • определять стоимость проезда; покупать билет обращаться за справкой;
  • выбирать покупку с учётом различных условий;
  • подсчитывать стоимость покупок;
  • культурно вести себя в магазине;
  • объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
  • получать по телефону справки;
  • культурно разговаривать по телефону;
  • оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании;
  • оказывать первую помощь утопающему;
  • подсчитывать расходы;
  • планировать расходы на день, на две недели с учётом бюджета семьи;
  • снимать показатели счётчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа;
  • заполнять квитанции;
  • планировать крупные покупки.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

0

2

2

ОДЕЖДА

0

8

3

ПИТАНИЕ

0

10

4

СЕМЬЯ

0

4

5

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

0

4

6

ЖИЛИЩЕ

0

4

7

ТРАНСПОРТ

0

8

8

ТОРГОВЛЯ

0

4

9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

0

6

10

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

0

8

11

УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

0

4

12

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

0

6

итого

68 ⃰

68 часов

⃰ количество часов заявлено в пояснительной записке авторской программы исходя из еженедельной нагрузки (2 часа в неделю) и общего количества учебных недель в год (34 недели).

В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...