Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"
консультация по теме

Астахова Елена Владимировна

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопункты. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звуков с помощью различных игровых приёмов. Материал может быть полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_zanyatiya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

  Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Многие родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры.

Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.

Загадки.

Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?».

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки или игрушки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?».

Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или «Назови «зимнее» слово со звуком [с]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте,  дома.

Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.

«Веселые рифмовки».

Игра учит ребенка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком.

Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.

На картинке у Кирилла

Три зубастых крокодила,

или

Очень грустная горилла

или

Кенгуру заговорила

или

Черепаха суп варила...

Ромашки на кармашке

У маленькой Наташки.

А в кармашке у Наташки

Разноцветные стекляшки, или

Три усатых таракашки или

Пуговицы от рубашки или

Фотография Аркашки.

 

«Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.

 

На бахче растут медузы.

В море плавают арбузы.

Расцвели на клумбе козы,

На лугу пасутся розы.

 

«Расскажи и покажи».

Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

 

Мухомор на тонкой ножке

Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.

Вырос на лесной дорожке,

Поднимите руки вверх и в стороны.

Ждет прихода грибников.

Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо.

Кто сорвать его готов?

Жест вопроса и удивления.

Знают грибники прекрасно:

Ритмично погрозите пальцем.

Мухоморы есть опасно!

 

Погладьте живот. Вытяни руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то. Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру.

Не забывайте про основную цель ваших занятий — правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте! Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит, он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.

Забавные стихи с движениями — просто забавная игра. В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость — от этого во многом зависит результат.

И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи — «Лучше НЕ ДО, чем ПЕРЕ!» — золотое правило игры. Пусть у ребенка  будет живой интерес  к игре и останется желание продолжить ее завтра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"

В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...

Мастер-класс по теме: "Травмы органов дыхания профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации"

Мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца....

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов- это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал произносить изолированно тот или иной...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

Мастер - класс «Работа с родителями – важное звено в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией».

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, ребенка с особыми возможностями здоровья требуют особой заботы и внимания. Болезнь является психологической травмой для родителей. Многое зависит от того, как ма...

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Краткое описание игровых приёмов, направленных на  автоматизацию звуков...

Консультация для воспитателей средних и старших групп «Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектн...