Мастер-класс по теме: "Травмы органов дыхания профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon petrova_n.a._master-klass.zip1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Мастер-класс по биологии в 8 классе по теме:

«Травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.           Приёмы реанимации».

Выполнила учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Петрова Надежда Анатольевна

с.Надеждино

2017 год

Цель урока: научиться оказывать первую помощь при остановке дыхания.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с приёмами искусственного дыхания  и непрямого массажа сердца;                                                                                                                                                                                             развивающие: сформировать навыки оказания первой помощи утопающему, приёмам восстановления дыхания при удушении и заваливании землёй, при электротравме; воспитательные: воспитание неравнодушного отношения к людям, попавшим в беду.

Оборудование: проектор, компьютер, муляж для оказания первой помощи.

Ход урока:

Звучит фонограмма: биение сердца.

I. Актуализация знаний.

Учащиеся слышат биение сердца.

Учитель

- Что вы слышите? (Ответы учащихся).

Да.  Вы слышите биение человеческого сердца. О чём символизирует биение сердца?

Ответы учащихся (оно символизирует о том, что организм живой, живёт).

Учитель

- А что нужно для того, чтобы сердце работало бесперебойно?

Ответы учащихся (нужно поступление кислорода, воздуха в организм человека).

Учитель

- Мы делаем вывод, что для того, чтобы работало сердце, необходимо поступление в организм кислорода.

Такое чудо – воздух, не сыщите нигде,

А только на планете, на матушке Земле.

Его не замечаем, его как будто нет,

А перекройте воздух -и сразу меркнет свет.

- Строки стихотворения говорят о том, что дыхание имеет огромное значение в жизни человека и если по каким-либо причинам прекращается доступ воздуха в легкие, человеческая жизнь может остановиться.                                                                                                                                                 - - А бывают в жизни ситуации, когда кислород может не поступать в организм человека?

Ответы учащихся. (При утоплении в воде, при удушении и заваливании землёй, при электротравме и в других ситуациях).

II. Изучение нового материала.

Учитель

- Как вы думаете, что является целью нашего урока?

Ответы учащихся.

Тема нашего урока: «Травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.  Приёмы реанимации». Сегодня на уроке мы с вами научимся, как оказывать первую помощь при остановке сердца. Задачи урока: познакомиться с приёмами искусственного дыхания «Рот в рот»  и непрямого массажа сердца.

Показ презентации: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»

1. Реанимация (Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма).

2. Клиническая смерть (При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин. Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.                  Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания).

3. Признаки клинической смерти: потеря сознания,  отсутствие дыхания,  отсутствие реакции зрачков на свет, отсутствие пульса на сонной артерии.

Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом, если нужно, останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

4. Прекардиальный удар                                                                                                                                                          Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.   Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.                                                                                                                                 Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.                                                                                                                                               При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.

5. Непрямой массаж сердца

При выполнении непрямого массажа сердца следует положить ладонь одной руки в точку проекции сердца на грудине, а сверху на нее другую ладонь, пальцы держать приподнятыми, большие пальцы должны смотреть в разные стороны. Руки не следует отнимать от груди после каждого надавливания, но перед каждым новым надавливанием необходимо дать грудной клетке подняться в исходное положение, с тем чтобы не препятствовать наполнению полостей сердца кровью.

Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений  в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.

Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

5. Искусственная вентиляция легких

При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

6. Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

Вначале делают 4 вдоха, затем:                                                                                                                                                                           если оживляет ОДИН, то на каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;

если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.

III. Закрепление материала

Практическая работа «Первая медицинская помощь при остановке сердца»

Учитель. Для начала запомните, что человеку, у которого прощупывается пульс или бьется сердце, такая помощь не нужна! Если же искусственное дыхание все же необходимо, предварительно очистите рот пострадавшего и убедитесь, что дыхательные пути свободны. Готовясь делать непрямой массаж сердца, убедитесь, что вы нажимаете именно на грудину, за которой и находится сердце (а не на живот или левую часть грудной клетки). Сердце находится за грудиной. Нужно нажимать на грудину, потому что принцип нажатия состоит в том, что при сильном толчкообразном сдавливании грудной клетки кровь, наполняющая желудочки сердца, выталкивается в аорту и легочную артерию. При отведении рук оказывающего помощь грудная клетка пострадавшего вновь расширяется и кровь поступает из вен в предсердия, а из предсердий в желудочки сердца.

Выполняется сердечно-легочная реанимация следующим образом: слегка запрокиньте голову пострадавшего, зажмите ему нос и сделайте 2 глубоких вдоха пациенту методом «рот в рот» каждый по 4 секунды, а затем проведите 15 нажимов на грудную клетку. Главное, убедитесь, что воздух попадает в легкие, а не в желудок, и вздувается грудь, а не живот. Повторяйте реанимацию до того, как человек не начнет дышать, а затем поверните его голову набок, чтобы он не задохнулся.

 И еще: если пострадавший без сознания, но есть пульс и дыхание, хочется сделать пострадавшему удобно, подложить что-нибудь под голову. Это может его убить. В таком положении при западении языка он просто задохнется. Не подкладывайте ему под голову ничего. Надо отбросить его голову назад или повернуть пострадавшего на бок.

Проведение практической работы учащимися

1.Непрямой массаж сердца.

2. Искусственное дыхание «Рот в рот».

3. Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Задание. Найти ошибки в действиях.

Действия выполняет учитель.

Ситуация 1.

Выполняется искусственное дыхание «Рот в рот» без запрокидывания головы назад.

- Какая была допущена ошибка и почему?

Ответы учащихся.( При искусственном дыхании пострадавшему нужно отклонять голову назад с помощью подложенного под голову валика, чтобы запавший язык не препятствовал прохождению воздуха).

Ситуация 2.

При выполнении непрямого массажа сердца человек, оказывающий помощь, нажимает на живот или на левую часть грудной клетки.

-  Какая была допущена ошибка и почему?

Ответы учащихся. (Сердце находится за грудиной и поэтому нажимать нужно именно в это место).

IV. Рефлексия.

Учитель

-Что полезного вы взяли для себя с этого урока?

Ответы учащихся.

- Как вы думаете, оказавшись в ситуации, когда от вас ждут первой помощи, сможете вы её оказать?

Ответы учащихся.

V. Домашнее задание: прочитать п.29 стр.184-191 учебника, учиться оказывать первую медицинскую помощь при остановке дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Мастер-класс «Графический способ решения уравнений и систем уравнений с помощью графического калькулятора CASIO”.

"Графический способ решения уравнений и систем уравнений с помощью графического калькулятора CASIO. Презентацию можно посмотреть в ВИДЕО "Участие в экспериментальной площадке "Применение малых средств...

Урок №4. "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация"....

Мастер - класс «Работа с родителями – важное звено в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией».

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, ребенка с особыми возможностями здоровья требуют особой заботы и внимания. Болезнь является психологической травмой для родителей. Многое зависит от того, как ма...

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели" Лебедева Л.И.

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели"  Лебедева Л.И....

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...