Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели" Лебедева Л.И.
материал по музыке

Лебедева Любовь Ивановна

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели"  Лебедева Л.И.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Свирель поет».

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом. При организации обучения игре на свирели имеются возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха. Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной. В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.
       Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам. Поэтому, как и перед пением, так и перед игрой на свирели необходимо выполнить несколько упражнений на дыхание. Вот некоторые из них:

Игры на развитие певческого дыхания

При регулярных упражнениях, ребѐнок овладевает навыками управления ритмом дыхания и движения. Развивается процесс самоконтроля и произвольность. Многие упражнения рассчитаны на работу с воображаемым предметом, что создает условия для развития свободы воображения, фантазии и двигательной импровизации. Требуется активный и эмоциональный выдох. Детям не просто объяснить сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх. Ребѐнку надо только напоминать, что вдох всегда делается через носик.

Свечи. Руководитель вводит в игру игрушку, у которой сегодня день рождение. Дети рисуют торт со свечами или лепят его из пластилина. Каждый ребѐнок загадывает желание. Для его исполнения надо погасить свечки. Представим, что пальчики - это свечки. Дети задувают их, а руководитель считает число погашенных свечей.

Горячая картошка. Игра - розыгрыш. Руководитель называет разные фрукты, которыми детей угощают на дне рождения. При помощи мимики и жестов, надо показывают вкусные они или нет. И, вдруг, попадается горячая картошка. Держа еѐ во рту, остужаем при помощи дыхания. Это упражнение, также, хорошо использовать для развития артикуляции.

Цветок. Дети в ладошках держат воображаемый бутон цветка. Каждый ребѐнок рассказывает, каким он его представляет. Вдох - вдыхаем аромат. На выдохе произносим: "Ах, какой красивый!", или  пропевая гласные звуки и слоги (А,О,У и т.д., МА, МО, МУ и т.д.).

Одуванчик. Дети соединяют ладошки так, как будто это нераскрывшийся одуванчик. Вот он распускается - ладошки раскрываются, пальчики приподнимаются вверх, изображая пушинки. Дети дуют на них - ффф и пушинки разлетаются. Вот они полетели высоко, высоко.

Ветерок. Вместе с детьми можно сочинить историю про весѐлый ветерок, который живѐт на кончиках пальцев. Он любит кружиться, взлетать высоко, опускаться, замирать. Дети плавными движениями рук показывают его действия, фиксируя внимание на пальчиках.

Мы подуем высоко. Дети поднимают руки вверх.

Мы подуем низко. Приседают, руки опускают вниз.

Мы подуем далеко. Встают, руки вытягивают прямо вперѐд.

Мы подуем близко. Подносят ладошки ко рту.

Выдох дети производят на Ссс, подражая ветерку.

Пѐрышко. Для эмоционального восприятия образа, руководитель показывает детям разноцветные пѐрышки. Предлагает нарисовать птицу, которая их потеряла. Как подарок от неѐ, раздайте каждому ребѐнку по пѐрышку. Изображая ветер, ребѐнок отпускает и дуют на него так, чтобы оно не упало на пол. Для игры можно использовать различные предметы: надувные шарики, листочки, платочки, ленточки. Их выбор зависит от содержания произведения, над которым предстоит работать. При подаче материала, главное - создать благоприятную атмосферу раскрепощѐнности и непринужденности. При выполнении упражнения парами или всей группой (с одним пѐрышком), создаются благоприятные условия для развития внимания и реакции. Дети учатся согласовывать движения, формируются дружеские взаимоотношения между ними

Счет до 5. Игра - соревнование. На одном выдохе ребѐнок считает до 5. Кто больше раз это сделал - выиграл. Для выполнения этого упражнения от ребѐнка потребуется концентрация внимания и выдержка. Оно способствует развитию самоконтроля и артикуляции. Согласованность движений и дыхания необходимы для развития регулирования процесса возбуждения и торможения. Она опирается на эмоционально - волевой компонент самостоятельности, формирует желание сделать.

Гармошка. Хорошо, если у вас есть этот инструмент. Можно наглядно показать детям принцип игры. Познакомить со звучанием. За отсутствием, используйте иллюстрации и для слухового восприятия - звукозаписи. Большой восторг у детей вызывают "гармошки" из бумаги. Попробуйте их сделать вместе с ними. Дети в руках держат воображаемый инструмент. Вдох (носиком) - растягивают меха. Сжимают - выдох - Ууу. Иногда упражнение может послужить поводом для проявления и реализации детской фантазии. Даша предложила при выдохе, каждому ребѐнку петь звук, им самим выбранный. Получился маленький оркестр гармонистов. А если есть оркестр - нужен дирижер.

Дирижер. Эта игра дает возможность ребѐнку проявить себя, формирует желание сделать, выявляет лидерские качества. Развиваются тактильные ощущения. Руководитель, на начальном этапе, помогает юному дирижеру освоить навыки управления коллективом, придерживая его руки. Объясняет и показывает значение жестов. Главное, чтобы ребѐнок почувствовал момент вдоха и начало движения рук.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :

Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.

610A9A0000777

ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Под цифрами – графическое изображение РИТМА.

99444411111

Ровные шаги – та:

четвертная нота свирель

четвертная длительность

Вдвое быстрее – ти-ти:

восьмые ноты свирель

восьмые длительности

Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри:

шестнадцатые ноты свирель

шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая свирель

целая длительность

свирель целая нота

половинная свирель

половинная длительность

половинная свирель

четвертная свирель

четвертная с точкой и
восьмая длительности

четвертная свирелька

А так можно записать ритмы слов:

ритмы свирели

Первоначально свирель берем правой рукой внизу, как карандаш. Большой палец левой руки кладем на верхнюю выемку с обратной стороны свирели.

Обучение дошкольников игре на свирели проходит в донотном периоде.

Работа по разучиванию нового произведения начинается с разучивания мелодии (песни) детьми. Следующий этап – разучивание ритмического рисунка. Для изображения мелодии использую общепринятую запись длительностей:

      - четвертная длительность (та), и        - восьмая длительность (ти). Разучивание ритмического рисунка произведения проходит с прохлопыванием, протопыванием, простукиванием ритма.

Когда ритмический рисунок уже хорошо усвоен детьми, вместо слов (если это песня) добавляется проговаривание (пропевание) цифровых значений мелодии. Затем, к этому приему добавляем проигрывание мелодии пальцами, т.е. голосом поем мелодию, а пальцы закрывают отверстия на свирели.  Заключительный этап – проигрывание мелодии на свирели.

Прием игры легато.

Если в предыдущих произведениях использовался принцип свободного дыхания (дети произвольно варьировали вдох), то сейчас настал момент, когда им нужно объяснить, что нас свирели можно играть не прерывая дыхания. Количество сыгранных звуков на одном дыхании нам показывает лига.

Постепенно дети осваивают не только различные приемы игры на свирели, но и непринужденно  знакомятся с музыкальной грамотой и знаками нотной альтерации.

Когда дети хорошо осваивают игру на свирели в оркестре, можно приступить к разучиванию двухголосных произведений. Сначала все вместе разучивают мелодию первого голоса (цифровые обозначения пишутся сверху графического изображения мелодии), затем второго голоса (цифровые обозначения пишутся снизу графического изображения мелодии). Затем дети делятся на 2 группы и играют каждый свою партию. Процесс этот долгий и сложный.

Игра на свирели очень нравится дошкольникам. Они чувствуют себя настоящими музыкантами и очень гордятся своими способностями. Важно суметь так построить свою работу, чтобы дети в игровой и непринужденной форме овладели всеми необходимыми навыками!

Использованная литература:

  1. Свирель поет. – Э.Смелова
  2. Вместе с Октавиком. – Санкт-Петербург, 2001. – ОАО «12 ЦТ»
  3. Космовская М.Л. девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: Учебное пособие по практическому музицированию. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2011 – 47 с.
  4. Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 100-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8616/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение игре на свирели в общеобразовательной школе."

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано на уроках музыки и на занятиях в кружках....

Квалификационная работа Развитие познавательной активности через тематические игры

Развитие познавательной активности ребёнка происходит исключительно через тематические игры.Игры,которые способствуют развитию личностных характеристик,должны быть тематического  плана...

Упражнения для развития певческого дыхания

Данный материал предназначен для педагогов по вокалу и предлагает ряд упражнений на развитие певческого дыхания....

Статья: «Развитие певческого дыхания в хоровом пении».

Статья: «Развитие певческого дыхания в хоровом пении». Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали...

Открытый урок в 7 классе по теме: «Развитие певческого дыхания и вокальных навыков, через игру на свирели Э.Смеловой»

Цель:    Сформировать элементарное представление о голосовом аппарате, следить    за  его раскрепощенностью. Задачи:1. Применение правильной установки корпуса п...

Караоке клуб. Памятка "Упражнения для развития певческого дыхания".

Упражнение для развития певческого дыхания....