Методические рекомендации по обучению игре на свирели для учащихся с ОВЗ
методическая разработка по музыке

Присич Светлана Валерьевна

Основная цель работы по приобщению детей к музицированию – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Создание специальной методики обучения игре на свирели для учащихся с ОВЗ позволит лучше понимать музыку;  приобрести личный опыт игры на свирели, оздоровление организма, общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_svireli.docx40.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для обучения игре на свирели, как способ музицирования на уроках музыки для учащихся с  НОДА ОВЗ в рамках создания условий реализации ФГОС

Пояснительная записка

1.Проблема

Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей ребенка, музицирование как формирование УУД  у  учащихся  с ОВЗ на уроке  музыки  в рамках ФГОС

2.Цель

Музыкально-практическая деятельность на уроке музыки, раскрытие прекрасного и удивительного мира звуков

3.Задачи

  • Изучить и дать анализ научно-методической литературы по обучению игре на свирели (М.Л.Космовская, Э.Я.Смелова);
  • Разработать и использовать модель  занятий на свирели в контексте урока по ФГОС   для учащихся начальной школы с ОВЗ НОДА (ДЦП);
  • Сформулировать методические рекомендации по обучению игре на свирели для учащихся начальной школы с ОВЗ (ДЦП)

4.Прогнозируемые результаты

Создание специальной методики обучения игре на свирели для учащихся с ОВЗ позволит

  • Лучше понимать музыку;
  • Приобрести личный опыт игры на свирели;
  • Оздоровление организма, общение.

                                                 Приложил к губам я трубку,
                                           Разнеслась по лесу трель,
                                                      Инструмент тот очень хрупкий,

                                      Называется свирель!

Немного истории

Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдрут на пути нимфы появилась преграда — река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринксобратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.

Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который так и называют — флейта Пана. И именно с такой трогательной истории я начинаю с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материачьной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.

Один из видов составляли древние флейты — продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда сущеcтвует особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем перёдувания) определенных по высоте звука.

Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового инструментария дрезнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сяо, пайсяо(разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), ни (поперечная флейта с 3—6 игровыми отверстиями), юэ(короткая поперечная флейта) и др.

Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ваниш— разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.

Самая ранняя из сохранившихся русских летописей — «Повесть временных лет» (около 1113 г.), составителем которой, как полагают, был монах Киеево -Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных музыкальных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (под 1074 г.) упоминаются сопели.

Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы музыкальные инструменты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие музыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида владимирской Покровской церкви, относящаяся предположительно к ХП веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в ХП веке, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году выдающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого играли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.

Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Э.Я.Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области).

Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад. (Это время относится к каменному веку.) Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент — свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще, потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX — началу XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудряшова — прототип свирели Э.Я. Смеловой).

Зачем играть на свирели

Основная цель работы по приобщению детей к музицированию – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Как метко и правильно было сказано Карлом Эрнстом: «Наша цивилизация (...) украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены звуками. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний» (6, с. 55). Именно не убить желание познания, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения и дает возможность методика Смеловой. Эдельвена Яковлевна называет трех китов, три задачи своей работы над освоением свирели:

ОЗДОРОВЛЕНИЕ

ОБЩЕНИЕ

ПОЗНАНИЕ

Остановимся на этих задачах более подробно.

Оздоровление. 

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, а известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других странах встречается инфаркт миокарда. Дыхательная гимнастика, а, следовательно, и игра на свирели, сокращают восстановительный период после пневмонии, облегчают страдания больных астмой.

Положительный эффект в результате работы отмечают все учителя: дети

реже пропускают уроки, реже болеют, так как им очень хочется научиться играть то, что умеет учительница или старшие товарищи.

 

 То есть вторая задача – стремление к общению – налицо. Значительно повышается работоспособность детей по всем предметам, если включить ежеурочные 2–3 минутные занятия в конце урока.  Значительно развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. И это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Познание. 

Распахнуть перед детьми огромный мир музыки и дать почувствовать себя в нем не в гостях, а созидателем и творцом – это ли не радость для педагога. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность (теория переноса способностей).

Начинаем играть

 (методические рекомендации для обучения  учащихся с  НОДА  ОВЗ)

Так как я работаю с учащимися ДЦП, у некоторых детей свои индивидуальные способы удерживания инструмента (одной рукой, смена положения рук вверху-внизу, правая-левая). Если ученик не может удерживать инструмент, тогда учитель держит сам, а ученик тренирует выдох, повторяет ритмический рисунок попевок. Тем самым такой ученик тоже вовлечен в процесс игры на свирели.

Возьмите свирель правой рукой внизу так, как будто вы держите карандаш. Нарисуйте этим «волшебным» карандашом в воздухе несколько фигур или слов. Это могут быть, например, елочка, солнышко, квадрат, треугольник или имя ребенка Левой рукой сложите вместе большой и указательный пальцы (подобно клюву уточки). Теперь можно вести любой разговор или даже исполнить знакомую песенку, артикулируя этим «клювиком». Например: «Здравствуй, утенок. Чей ты ребенок? Кого зовешь ты? Куда плывешь ты?» — «Здравствуйте, дети, Кати и Пети. Знаете сами, плыву я к маме». Образ уточки или утенка поможет в дальнейшем точно находить местоположение первого игрового отверстия на стволе инструмента. (А когда в работу вступит правая рука, с помощью аналогичного задания учащиеся безошибочно будут попадать на четвертое игровое отверстие.) Теперь «утенок» берет своим клювиком свирель, при этом большой палец левой руки попадает в верхнюю «подставочку», находящуюся с обратной стороны ствола инструмента, а указательный — закрывает первое игровое отверстие. При этом правая рука продолжает держать свирель внизу. Далее необходимо обратить внимание детей на локти, которые не должны быть прижаты к туловищу. И здесь, если учитель ввел образ утенка, можно обыграть этот момент следующим образом: утенок очень гордится тем, что у него есть свирелька, и от гордости его крылышки приподнялись.

Учитель договаривается с детьми, что тогда, когда у нас на свирели будет закрыто одно игровое отверстие сверху, мы будем называть этот звук «раз» (донотный период). Это гораздо удобнее, чем «один», так как один слог будет соответствовать одному звуку при пропевании. Показав аппликатуру, педагог медленно и четко произносит фразу в четырехдольном размере. Дети, атакуя каждую ноту языком, исполняют эту фразу на свирели, как бы шепотом произнося слоги ту, ту, ту. Если начало обучения игре на свирели совпадает с началом освоения нотной грамоты, то в этом упражнении вместо цифрового обозначения  учащиеся сразу знакомятся со звуком си.

Работа с каждым звуком ведётся по следующей схеме:

•    Играем песенку на одном (новом) звуке

Это может быть произведение из уже пройденного материала, например, приветствие «Здравствуйте», «Му-зы-ка», «Андрей-воробей»

  • Играем песенку на двух соседних звуках.
  • Играем песенку на трёх и более звуках, имеющих  поступенное движение.
  • Играем на трёх и более звуках, включая скачки.

Перед тем как играть пьесы, в которых встречается сочетание звуков си - соль (1 - 3), хорошо сыграть упражнение «Кукушка». Необходимо обратить внимание на то, что средний и указательный пальцы должны закрывать второе и третье игровые отверстия одновременно.

Только после освоения аппликатуры 1-3 следует переходить к звуку до (0). Это связано с тем, что при игре на свирели закрываются не по одному, а одновременно от 1 -6, и дети должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие - не поднимаются.

Чем ниже звук, тем аккуратнее должен быть посыл воздуха в инструмент при извлечении звука. Извлекая звук ре (6) на свирели, необходимо очень аккуратный выдох. В противном случае при извлечении звука могут возникнуть дефекты (посторонние призвуки или другой звук). Осознанию детьми этой особенности звукоизвлечения на свирели может помочь следующая игра: «Давайте посмотрим в свирель с другой — неигровой стороны. При этом повернем инструмент игровыми отверстиями в сторону окна. Это похоже на таинственный замок с окнами, в которых струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса...

Теперь будем медленно вращать свирель, не отрывая глаз. В замке наступает вечер. Постепенно темнеет. Опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день! Закроем теперь все игровые отверстия — в замке темно...Поднесем свирель к губам и попробуем очень слабо дуть: ведь там все спят, не надоих будить. Звук получается низким, темным, сонным...» .

Научившись   извлекать   звук   ре   (6),   можно   исполнить   уже   знакомые   детямпроизведения, транспонируя их («Ходит зайка», «Как под горкой» и др.). Затем переходим к освоению нового музыкального материала.

Некоторые ученики с ОВЗ (ДЦП)  не могут охватить все игровые отверстия, поэтому каждый из них играет по своим индивидуальным возможностям. Исходя из этого, каждая музыкальная пьеса  состоит из 2х-3х голосов.

Последовательность работы над произведением может быть следующая:

  1. Прохлопать ритм (используя ритмослоги).
  2. Сыграть беззвучно, работая только пальцами.
  3. Проиграть произведение.
  4. Работа над артикуляцией.
  5. Работа над дыханием,

6.Работа   над   исполнительским   планом    (может   проходить   с   подключениемаккомпанемента).

Фрагмент урока (начальный этап обучения игре на свирели)

Класс: 2а

Тема урока: «Русские народные инструменты».

Цель урока:

продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами, расширить представление о тембрах музыкальных инструментах, обучение игре на свирели.

Этап урока

Изучение нового материала

Знакомство с русскими народными инструментами и приемами игры на свирели

Учитель:

Ребята, давайте сразу договоримся, что мы не будем играть в оркестре без жеста дирижера, а так как у нас много свирелей, много музыкантов – я, учитель, буду в роли дирижера, а вы в роли целого оркестра.

Чтобы играть правильно, красиво и выразительно, сделаем несколько подготовительных упражнений.

1.Сели глубоко, придвинулись  к спинкам своих стульчиков, как будто вы сидите в удобном кресле, а в этом кресле нам тепло и уютно.

Давайте покачаем головой как лошадки, поцокаем. А теперь повертели головой вправо, влево. Я вижу,  все хорошо у вас работает. Ну а теперь превратились в паровозики  и делаем – поем звук б-б-б, теперь вы маленькие паровозики б-б-б. По руке вздохнули, выдохнули, протянули ручку. Дуем на нее, как будто сдуваем перышко. Длинное дыхание отрабатывается не сразу. Давайте посмотрим  видеоматериал и  будем делать вместе с ребятами нашей гимназии эти упражнения.

2.Представим, что перед нами озеро. Мы сейчас нырнем в чистую прозрачную воду нашего воображаемого озера, захватим  в ладошку немного  песочка,  и пока он не закончится  поем звук с-с-с. Дыхание распределяем экономно, продолжительно, чтобы его хватило надолго, а затем готовимся к новому погружению. Молодцы ребята, у вас все хорошо получается. Над дыханием мы поработали.

Ученики

рассматривают инструмент, повторяют упражнения за учителем

Учитель:

3.Аккуратно покусали кончик языка зубками,  а теперь «порубили капустку», продвигая язык вперед-назад. Язычок готов.

4.Теперь готовим щечки. Вправо-влево маленькие укольчики  языком делаем в щечки,  а теперь  покажите языком, как вы утром и вечером  и каждый раз после еды чистите зубы.  

5.Ну а теперь положили указательные пальчики на щечки и улыбнулись. Музыка несет радость людям и на улыбке свирель звучит чище. А теперь пальчики побежали по щекам быстро-быстро. Молодцы, очень хорошо. Артикуляционный аппарат мы подготовили и это нам поможет хорошо играть на инструменте.

А теперь давайте споем всем известную песню «Андрей-воробей».

Давайте поиграем ладошками, прохлопаем ритм этой песни.  Четвертные нотки как мячик-попрыгунчик, а половинные (белые) задерживаем, приклеиваем к ладошкам.

Руки готовы, губы, язычок готовы, спинка готова, дышать правильно мы тоже умеем.

Ребята, давайте достанем свирели, возьмем их в руки (постановка рук индивидуально).Рисуем солнышко с лучиками. Вдруг набежала тучка и полил дождь. Снова солнышко. Тут показался человечек. Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая.

(Очень хороший прием обучения – сказка «Жил-был утенок».)

 «Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». -  Большим пальцем придерживать свирель снизу (креслице), а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

 Ученики играют песенки:

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок - непоседа, он все время прыгает». - Поднимая и опуская палец на отверстие, получаем тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

 «Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

 

Заключение

Свирель – народный инструмент, позволяющий каждому почувствовать себя музыкантом. Почти без теории, некоторые вводные замечания – и все, мы уже играем на дудочке. В умелых руках учителя музыки становится  подлинным музыкальным инструментом, развивает склонность к музыкально-эстетической деятельности. А также она незаменимый спутник, помогающий расслабиться и окунуться в мир звуков. Свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою - новую и неповторимую,  оздоравливающую  их игру.

Целью обучения детей  игре на свирели является приобщение к практическому музицированию, раскрытию прекрасного и удивительного мира звуков. Каждый урок-встреча с музыкой должны стать  увлекательным праздником для ребенка. И главное здесь – звуки, которыми можно играть. Складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать! Творить, получая результат незамедлительно, и слышать то новое, что рождается буквально под твоими пальцами.

Список литературы, используемой педагогом

  1. Асафьев Б. В.  О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.
  2. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. – Л., 1973.
  3.  Баренбоим Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. — Л.: Музыка, 1970.
  4.  Баренбоим Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. - Л.: Музыка, 1970.
  5.  Емельянов В.   Развитие  голоса,  координация  и тренаж.  - СПб., 2000.
  6. Играем на свирели / Сост. Е.Евтух. - СПб., 1999г.
  7.   Играем на концерте / Сост. Е. Евтух. -  СПб., 1999.
  8.  Казарян С. В мире музыкальных инструментов. -   М.: Просвещение, 1989.
  9.  Космовская М. Девять уроков игры на свирели. -  Курск, 1995.
  10. Космовская М.  Научно-методическое руководство игры на свирели (по методике Э.Я. Смеловой). -   Курск, 1993.
  11. Начальные уроки игры на блокфлейте / Сост. А.Покровский. - М: Музыка, 1982г.
  12. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых                              музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение игре на свирели в общеобразовательной школе."

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано на уроках музыки и на занятиях в кружках....

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

Методические рекомендации по обучению игре в шашки

Методические рекомендации по обучению игры в шашки Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования  Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахмат...

методические рекомендации для обучения игры в волейбол

методические рекомендации помогут детям желающим научится играть в волейбол ознакомиться с основными правилами и приемами игры....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАШКИ

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам - шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При ...

Методические рекомендации по обучению игре в футбол

Общепринятым считается, что в детско-юношеском футболе многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность : - начальная спортивная подготовка...

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели" Лебедева Л.И.

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели"  Лебедева Л.И....