Рабочая программа по СБО 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (5 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 5 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_i_programma_po_sbo_5.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Захарова Р.С.

«___»______________2012

Рабочая программа по

социально-бытовой ориентировке

на 2012-2013 учебный год

для 5б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

Рассмотрено   и согласовано                                                             СОГЛАСОВАНО

                         

на заседании ШМО                                                                    зам.директора по УВР

Протокол №_______от                                                               Глазова Е.Н.

                                                                                                       «____»______________20          

«___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 5)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – социально-бытовая ориентировка

       Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на  основе  программы В.И.Романиной, Н.П.Павловой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 5 классе   отведено 1 час в неделю (34 часа в год).  

      Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010 Наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников . Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 5 класс. – М.АРКТИ, 2009

Программа адресована учащимся 5б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них ЗУНов, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для пятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться  с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений..

 

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

Чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля

Формы контроля: рисунки учащихся

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к  ЗУНам совпадают  с аналогичными требованиями авторской программы. 

К концу учебного года учащиеся должны знать и уметь:

  • совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
  • выбирать причёску и причёсывать волосы;
  • стричь ногти на руках и ногах;
  • стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
  • беречь зрение;
  • корректно отказаться от предлагаемых первых сигарет, глотка пива, проявив силу воли;
  • различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;
  • подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
  • сушить и чистить одежду;
  • подготавливать одежду и обувь к хранению;
  • подбирать крем и чистить кожаную обувь;
  • прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
  • нарезать хлеб, сырые и варёные овощи;
  • строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
  • записывать имя, фамилию, отчество членов семьи;
  • выполнять правила поведения в семье;
  • следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
  • следить за своей походкой, жестикуляцией;
  • правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
  • правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;
  • вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
  • писать адрес на почтовых открытках, конвертах;
  • соблюдать порядок на рабочем столе и во всём жилом помещении;
  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • различать знаки дорожного движения, встречающиеся на пути из дома в школу и обратно;
  • выбирать необходимые продукты питания с учётом  срока годности;
  • округлённо подсчитать сумму за приобретённые продукты;
  • оплатить покупку, проверить чек и сдачу;
  • культурно вести себя с работниками торговли

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Вводное занятие

0

1

2

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

0

5

3

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

0

4

4

СЕМЬЯ

0

2

5

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

0

5

6

ЖИЛИЩЕ

0

3

7

ТРАНСПОРТ

0

3

8

ТОРГОВЛЯ

0

5

9

ПИТАНИЕ

0

6

итого

9 тем

0

34 часа

В связи с тем, что в авторской программе сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003.

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.

Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 5 класс. – М.АРКТИ, 2009

Наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...