Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ".
статья по теме
Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graficheskoy_kultury.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Учитель высшей категории: Оненко Лариса Алексеевна
Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями.
Наша школа коррекционная, в ней обучаются дети с проблемами в развитии, и вся работа педагогического коллектива и моя, в том числе направлена на коррекцию развития детей. Педагоги помогают учащимся подготовиться к трудовой деятельности, сохранить своё здоровье, помогают понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя в жизни и занять собственное место в обществе.
Особое место в общеобразовательном цикле занимает ИЗО и черчение. Успешные занятия по этим предметам позволяют учащимся лучше усваивать предметы общеобразовательного цикла, особенно большое влияние эти знания оказывают на формирование трудовых навыков.
Занятия изобразительным искусством (ИЗО) и черчением - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Курс черчения и ИЗО предполагает постепенное усложнение материала, что способствует развитию пространственных, объёмных представлений, вниманию, памяти, абстрактного мышления, формированию моторных функций – двигательных умений, координации движений, мелкой моторики.
В изобразительном процессе большое значение имеет развитый глазомер, т. е. способность на глаз (без применения специальных и подсобных инструментов) определять пространственные свойства и прежде всего пространственные отношения объектов. Постоянные, систематические занятия рисунком развивают и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным и точным движениям, придают гибкость и твердость руке, развивают координированные движения. В результате создаются условия и для развития навыков письма.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей, что способствует также и развитию речи учащихся.
Особое внимание, я уделяю самостоятельной деятельности учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Например, при работе над темой натюрморт «Яблоко и стакан» все учащиеся выполняют эскиз с натуры самостоятельно, им разрешено изменить форму яблока и стакана. Когда ученик не может выполнить задание сам, оказываю ему помощь (даю шаблоны стакана и яблока). Цвет стакана и яблока учащиеся выбирают сами. При выборе формы и цвета стакана и яблока, я советую нарисовать их такими, чтобы из стакана хотелось выпить вкусный сок, а яблоком угостить друга. Такая помощь позволяет обеспечить успех каждого ребёнка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.
В кружковой работе часто приходится сталкиваться с необходимостью изменения сюжета для тематического рисунка или подбора цветовой окраски. Всё это заставляет совместно с учащимися искать выход в сложившейся ситуации, а это в свою очередь развивает самостоятельность, активность, целеустремлённость – характерные черты личности. Проанализировав свой опыт работы, можно сделать вывод, что все неожиданные изменения в процессе занятий способствуют лучшей реабилитации учащихся. Ребята более уверенно начинает новую работу и возможный неуспех не становится причиной отказа от работы.
Занятия по рисованию помогают привить учащимся любовь к изобразительной деятельности, к труду вообще, воспитать чувство ответственности за свою работу и тем самым повысить коррекционно – развивающее влияние уроков рисования.
Обучение по предмету «Черчение» в нашей школе проходит в два этапа с 5 по 7 класс и с 10 по 12-й класс. Основная цель уроков черчения в коррекционной школе помочь учащимся лучше усваивать программный материал на уроках профессионально-трудового обучения по предмету технология, способствовать развитию у них пространственной ориентировки, глазомера, развитию графической культуры, формированию умения читать и выполнять несложные чертежи.
Практика показала, что в начале изучения предмета учащиеся не могут правильно замерить и построить отрезок заданной длины (не сформировано понятие нуля). У многих ребят нарушена мелкая моторика рук, поэтому работа с циркулем вызывает у них наибольшие трудности .
В 6 классе начинаем изучение основной темы по предмету черчение «Прямоугольное проецирование». Чтобы облегчить учащимся усвоение этой темы я разработала пособие на основе трёх моделей параллелепипеда. С помощью моделей трёх проекций параллелепипеда отрабатываю место расположения трёх видов детали (вид спереди, вид сверху, вид слева) и понятий размеров, определяющих эти виды (длина, высота, ширина). Это пособие применяю и в старших классах.
Учащиеся, которые в 5 классе на уроке черчения без помощи учителя не могут отложить заданный размер от нуля и построить элементарный чертёж, в последующих классах более самостоятельно выполняют работу, руководствуясь речевой инструкцией и строят чертежи в трёх проекциях.
Рисунок и чертёж служат эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и коррекции других психических процессов. С этой целью в программу по черчению введена тема «Перспективное рисование», что даёт возможность расширить представления об окружающих предметах.
Здесь учащиеся сталкиваются с понятием «дальше – ближе», даётся понятие горизонта. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.
Характер той или иной формы, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.
В связи с этим немецкий педагог А. Дистервег говорил, что тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто десять часов только смотрит. Под влиянием целенаправленного обучения рисованию и черчению учащиеся значительно лучше производят сравнение, легче устанавливают сходство и различие предметов. Занятия способствуют развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
Благодаря комплексному подходу к обучению школьников решается задача формирования и укрепления здоровья учащихся.
В ходе урока я стараюсь осуществлять индивидуально-дифференцированный подход как основное средство оздоровительного – развивающей работы с учащимися. Для дополнительного объяснения материала приглашаю учеников к своему столу и доске. Все изменения позы при монотонной работе служат разрядкой, снимают напряжение.
С целью снижения утомления использую пальчиковую гимнастику и игровые моменты (занимательные задания), которые снимают эмоциональное напряжение учащихся на уроке. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
● обеспечить психологическую разгрузку учащихся;
● дать им сведения развивающего и воспитательного плана;
● показать практическую значимость изучаемой темы.
Примеры заданий:
1. Собери квадрат 2. Танграмы
Такие занятия улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности, формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая способствует росту обучаемости, нормальному психическому развитию.
Необходимо отметить, что уроки рисования и черчения помогают мне изучить некоторые индивидуальные особенности учащихся. Знание этих особенностей позволяет правильно строить коррекционно – воспитательную работу и планировать всю мою деятельность как педагога.
Учащиеся нашей школы принимают участие в районных, городских конкурсах и олимпиадах по технологии не только среди коррекционных школ, но и среди общеобразовательных школ района и города, занимают призовые места. Знания, которые они получают в стенах нашей школы, позволяют им продолжить учиться в училищах начального профессионального обучения.
Уроки рисования и черчения — одни из основных предметов, которые способствуют умственному и нравственному воспитанию учащихся, развивают способность ориентироваться в жизненных ситуациях, помогает достичь уровня знаний и умений, необходимых для социальной адаптации.
Благодаря урокам рисования и черчения у ребят формируется навык поведения в социуме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
"Ранняя диагностика и коррекция в развитии детей"
Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:цели, принципы, содержание, ценность....
Рабочая программа по коррекции речевого развития детей логопедической группы.
Рабочая программа...
Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."
В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ:ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...
Статья "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ДЕФЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В статье представлена краткая характеристика разделов авторской программы по психомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями на дополнительных коррекционных занятиях. А...