Жизнь в добрососедстве. Дню толерантности посвящается
материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Занятие, подготовленное с использованием концертных номеров, подчеркивающих наше умение сопереживать, учиться друг у друга и радоваться возникающему чувству сопричастности, сотворчества и любви к родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zhizn_v_dobrososedstve_pravka.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Жизнь в добрососедстве»

Цель: воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

Ведущий: 16 ноября – Международный день толерантности. Это чужеродное слово  означает стремление жить рядом друг с другом как добрые соседи. Об этом, собравшись вместе, заявили представители многих стран мира в 1995 году. Декларацию принципов толерантности подписали 185 государств, в том числе и наша страна. Почему понадобилось создать такой документ?

Не прекращаются на земном шаре войны, все чаще слышат люди о террористах, не затухают разнообразные конфликты. Страх за свою жизнь заставил многих людей задуматься над тем,  как всему этому помешать, что делать? И большинство согласилось с тем, что следует учиться жить в мире. В нашем сложном мире много вопросов и мало ответов. Однако, для того, чтобы было меньше конфликтов, каждому из нас нужно научиться отвечать за свои слова и поступки. Но это же так просто, скажут одни, это же так старо, скажут другие, об этом написано столько книг, воскликнут третьи. И все будут правы, ведь давным-давно для того, чтобы поведать детям, как избежать ошибок, люди сложили короткие рассказы – притчи.

Ученик: Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».

Ученик: Жили два парня. Были они большими друзьями и дали клятву не покидать друг друга в беде.

– Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Ты со мной не пропадешь, – говорил один.

Второй молча выслушал своего друга и хорошо запомнил его слова.

Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Первый мигом оказался на дереве. Второй упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу – мертвых медведи не трогают. Первый подождал, пока медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища:

– Что тебе медведь говорил?

– Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе думает.

С тех пор появилась пословица: «Без беды друга не узнаешь».

И последняя притча.

Ученик: Родители выбрали для сына лучшую школу. Утром дед повел в нее внука. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

– Какой смешной старик! – засмеялся один мальчик.

– Эй, маленький толстяк, – скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Прозвенел звонок и дети убежали. Дедушка  взял внука за руку и вышел на улицу.

– Ура, я не пойду в школу, – обрадовался мальчик.

– Пойдешь, но не в эту, – сердито ответил дед, – Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом,  а сам пошел искать лучшую школу. Он заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в небольшой дворик маленькой школы, и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

– Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.

– У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, – предложил один мальчик.

– Хотите, я позову учителя? – спросил другой ребенок.

Вскоре во двор вышел  учитель. Дед поздоровался и сказал:

– Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.

– Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить, но его внук поступил учиться именно в эту школу.

Ведущий: К сожалению, мало услышать, мало даже  понять, как нужно делать. Привыкнуть и делать так, чтобы было хорошо и удобно всем, получается далеко не всегда. Поэтому  16 ноября в тех странах, которые подписали Декларацию, обязательно говорят о толерантности, напоминая своим гражданам о том, что Земля  у нас одна на всех, и мы просто обязаны беречь этот мир.

Под Декларацией есть подпись представителей России, прежде всего потому, что наша страна многонациональная. Это значит, что в ней рядом живут разные народы. Российская Федерация – так называется наша страна. Федерация – значит союз, и хотя в Российской федерации больше всего проживает русских, люди других национальностей также входят в состав России. В каждой школе городского округа Коломна учатся дети разных  национальностей, ведь в Московской области, в состав которой входит Коломна,  проживает 130 национальностей. В Коломне живут  немцы и татары, туркмены и абхазы, украинцы и дагестанцы, армяне и белорусы, евреи и казаки, лазы, молдаване и многие другие народы. В прошлом году наши танцоры из ансамбля «Ритм» были гостями фестиваля «Под небом одним», который проводился в поселении Лукерьино. Мы видели татарские и узбекские семьи, которые с удовольствием исполняли свои песни и танцы, показывали национальные наряды,  угощали блюдами своих национальных кухонь. Мирно сосуществуют эти народы, не причиняют боли, не наносят ран другим только потому, что один отличается от другого, принимают друг друга такими, как есть, не теряя, однако, своей истории.  Важно и то, что сохраняя свой родной язык, общаются они с нами на русском языке, потому что русский язык в нашей стране является государственным, он объединяет всех, живущих в Российской Федерации, т.е. является консолидирующим.

В каждой школе, в том числе и нашей педагоги стремятся к тому, чтобы вы учились жить в мире с другими, уважали культуру  других народов наряду с культурой своего народа.  Объединение «Мастера» подготовило для вас концертную программу. Но перед тем, как вы увидите первый номер, я хочу рассказать вам еще одну притчу, потому что она помогает дружить тем, кто включается в работу группы «Мастера».

Ученик: Один человек пришел к старцу и попросил:

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и мешок.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в мешок.

– И это все? – недоуменно спросил человек.

– Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его мешок пополнился многими картофелинами и стал  тяжелым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налетом и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришел к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, мешок слишком тяжелый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Сегодня мы обратим ваше внимание на концертные номера, которые многие из вас уже видели в наших концертах, но не смотрели на них под углом искусства жить в мире с другими народами. А ведь эти танцы – яркая иллюстрация толерантности!  Танец «Ирландцы на гастролях». Ирландцы танцуют свой народный танец, затем индийский, потом показывают элементы русской пляски и грузинской лезгинки. Одна мелодия переходит в другую, одно движение сменяет другое, а зрители получают урок: не нужно ссориться, нужно дружить.

Танец «Ирландцы на гастролях».

 Песни русского народа нами, безусловно, любимы, но не меньше мы любим казацкие песни. Ученики старших классов помнят, надеемся, праздник, посвященный первой Отечественной войне, на котором были гости – представители Казацкой общины Коломны. Для них мы пели казацкую песню, а позже  репертуар фольклорной группы пополнился многими казацкими песнями. О том, что русский народ занят мирным трудом, растит своих детей в житейских трудах и заботах, не зарится на чужое добро, говорится языком танца в миниатюре «Славянская».

Танцевальная миниатюра «Славянская».

А теперь вполне логично  спеть русскую песню «У нас нонче субботея», ведь после труда не грех и хорошо отдохнуть.

Песня «У нас нонче субботея».

С симпатией мы относимся к тем народам, что живут на далекой границе:

танец «Веера», китайский танец.

Сейчас мы продемонстрируем вам еще один танец, который поможет подчеркнуть дружеские намерения нашего народа и хорошие, добрососедские отношения с соседями. Танец, в котором «танцуют» русские ситцы и китайские веера-вейлы. Тут уж в самом деле мы видим наглядно содружество двух культур – полотна ткани сделаны в России, из российского сырья, с русскими узорами, а веер-вейлы – в Китае, откуда мы их специально выписали, из бамбуковых палочек и шелка.

Танец «Россия и Китай».

Говоря о необходимости дружбы разных народов, мы можем смело приводить в пример свою школу, ведь в ней учились и учатся не только русские. Эти мальчики и девочки тоже участвуют в наших концертных программах. Цыганскую песню споют солисты фольклорного ансамбля.

 Песня «Не буди меня, мама, так рано».

Танец «Индийский» исполнят девочки, которые об Индии мечтают. Им нравятся сари, браслеты, движения, совсем не похожие на традиционные  русские танцы.

Индийский танец.

Завершим мы наш концерт  русским хороводом. Россия, как многонациональное и многокультурное государство, всегда стремилась к мирному взаимодействию разных социальных групп, призывала к ненасильственному решению конфликтов. Русский хоровод, в котором берутся за руки все участники, как раз и показывает стремление к единству и миру. Наш хоровод маленький, в нем всего три человека. Этот хоровод игровой, он связан с песней, где есть определенный сюжет. Этот хоровод радостный, шутливый, но каким бы ни был хоровод, это – прежде всего - воплощение единства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по теме "Религиозное понимание и толерантность-ключи к мирной жизни"

Данный материал даёт возможность учителю подготовить учеников с разным религиозным воспитанием и образованием к взаимопониманию. Ребёнок воспринимет мир, как общность разных людей....

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

"Жизнь ради спасения" Дарреллу посвящается…

Удивительной жизни Джеральда Даррелла, одного из лучших писателей о природе ХХ века, спасителя исчезающих видов, защитника скромных, беззащитных и обреченных..., посвящается....

"Один школьный день здоровому образу жизни посвящается"

Активизация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике правонарушений несовершеннолетних, формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни  в школе является одним из напра...

Дорога жизни. Снятию блокады Ленинграда посвящается...

Разработка классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   М...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...