Уголок речевого творчества в группе для детей 6-7 лет с ТНР
статья по теме

Развивающая среда в группе ля детей с ТНР имеет большое значение в коррекции речи детей. Для оформленя развивающей среды очень важно, чтобы материал ее соответствовал уровню развития речи детей на данном этапе и лексической теме. Важное значение имеет также привлекательность материала, находящегося в непосредственной доступности для детей. На заключительном этапе коррекции речи, когда большое внимание уделяется развитию речевого творчества, мы решили создать в гуппе соответствующий уголок, цель которого способствовать развитию этого навыка. В уголок размещали творческие работы детей поданной лексической теме с постепенным усложнением, с учетом зоны ближайшего развития.  Детям предлагались различные темы для речевого творчества загадки, синквейны, составление мнемотаблиц к стихам, описание комнаты, описание фантастического животного, дорисуй  и расскажи,  зимние истории и сказки, письмо,  стихи-лимерики. Дети знакомились с содержанием всех работ. В результате проводились конкурсы в различных номинациях: лучшая загадка, лучший синквейн, сказка, лимерик и т.д. Мониторинг уровня развития речевого творчества в конце года показал значительное улучшение этого навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_rechevogo_tvorchestva.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Бызова Г.Н.

Уголок речевого творчества в группе для детей 6-7лет

с ТНР

МБДОУ  Детский сад №178 г. Архангельск

 Цель: Развитие речевого творчества детей с ТНР на материале лексических тем.

 России нужны творческие люди, способные неординарно мыслить, активно действовать, находить оригинальные пути решения жизненных проблем. В связи с этим ФГОС указывает на необходимость уже в дошкольном возрасте развивать творческий потенциал ребенка. И в образовательной области «Речевое развитие» указывается на развитие речевого творчества детей. Но если это дети с ТНР, то путь до речевого творчества долгий и трудный, т.к. для того, чтобы подвести детей к речевому творчеству, необходимо, чтобы все параметры речи ребенка были на достаточно высоком уровне.

Поэтому задачи по развитию навыков речевого творчества мы включаем в занятия постепенно на втором году обучения. И сразу перед нами  встал вопрос какие методы мотивации в этой работе лучше использовать? Подумав, мы решили проводить конкурсы, выставки лучших творческих работ и уголок речевого творчества по каждой лексической теме. Решение об оформлении уголка возникло у нас в связи с тем, что он представляет собой постоянную выставку всех творческих работ детей  в соответствии с лексической темой, с рисунками к каждой работе, что являлось своеобразным стимулом к речевому творчеству. Дети с удовольствием рассматривали работы в уголке, с гордостью показывали и говорили друг другу: «Смотри, это мое».

Перед началом каждой недели, мы обсуждали, какие творческие работы будем планировать в соответствии с новой лексической темой и с возможностями детей, учитывая их зону ближайшего развития. В связи с этим темы творческих работ в уголке постоянно менялись.

Кроме этого мы подумали, как можно использовать  работы из уголка речевого творчества в образовательной деятельности и стали использовать их на занятиях по познавательному развитию ФЦКМ,  восприятию художественной литературы и речевому развитию. Начали  работу с диагностики. Провели ее в сентябре. Диагностика показала довольно низкий уровень развития речевого творчества у детей на начало года.

Высказывания детей были в основном точны, но мало аргументированы, речь не развернута, ориентирована на образец, возникала необходимость активации речи. Речь была слабо эмоционально окрашена.

Затем мы перешли к разработке системы развития речевого творчества. Подобрали приемы и методы  в связи с лексическими темами с постепенным усложнением заданий.                                                                                                                                                                                              

1.Составление загадок по трем моделям + смешанная.

При составлении загадок дети подбирали определения, глаголы, используя метод сравнения.

На занятии обучали детей составлению загадок по определенной модели в соответствии с лексической темой.

Для обучения составлению загадок использовали пособие, которое помогало детям понять модели составления загадок и освоить их составление в определенной последовательности. Пособие представляет собой загадку, каждая фраза которой не закончена. Дети должны закончить каждую фразу в загадке, подобрав объекты с такими же признаками.

Составляли с детьми на занятии несколько загадок, а затем дети получали домашнее задание составить загадки по данной лексической теме и модели, но уже о других объектах.                      

Активная роль в этой работе принадлежала родителям.    Для родителей мы приготовили памятки с описанием, как составлять загадку по данной модели, чтобы в случае затруднения, родители могли помочь ребенку. Ребенок рисовал картинку-отгадку, а мама рядом записывала загадку, которую придумал ребенок. К концу года в нашей группе появился целый альбом загадок, придуманных детьми, по разным лексическим темам и моделям.

2.Синквейн.                                                                                                

Синквейн -мини творчество, подчиненное определенным правилам. При обучении составлению синквейна использовали схемы, помогающие детям наглядно увидеть правила составления синквейна, легко их запомнить и использовать при его составлении.  Составляя синквейн, дети подбирали глаголы, определения, составляли предложения на тему синквейна. В дальнейшем составляли короткие рассказы по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Предлагали детям синквейны- загадки, где дети должны отгадать о чем этот синквейн (отгадать тему синквейна).

3.Составление мнемотаблиц к стихам.                                                                      

В старшей группе дети были уже знакомы с мнемотаблицами к стихам. Мы использовали их как метод быстрого запоминания стиха. В подготовительной группе детям было предложено самим составить мнемотаблицу к стихотворению. Мы очень внимательно подошли к выбору стихов для этой работы. Нами были подобраны стихи, каждую строчку которых легко обозначить при помощи картинок. Например: Б. Поляков «Синички» П.Воронько «Хитрый ежик» и т.д. Этот вид работы помогает детям внимательнее относиться к содержанию стиха, развитию навыков восприятия речи, способствует его быстрому запоминанию. Нарисованное запечатлевается в памяти лучше,  так как закрепляется не только слово, но и образ.

4.Описание комнаты.                                                                              

  Поскольку  этот вид работы использовался нами в начале года, в рамках темы «Мебель», когда дети еще не имели большого опыта творческого рассказывания, то, для того, чтобы упростить задание, мы попросили детей  сначала просто рассказать о своей комнате.  Затем предлагалось рассказать, что бы они хотели изменить в своей комнате, рассказать о комнате своей мечты.

5. Фантастическое животное.                                                                          

Детям предлагалось нарисовать фантастическое животное, части тела которого составлены из разных животных и рассказать о нем. При этом развивается творческое воображение, закрепляется использование притяжательных прилагательных. Дети с интересом рисовали фантастическое животное и рассказывали о нем.

6. Сказка на новый лад.  

Однажды мы предложили детям посмотреть иллюстрации к знакомым сказкам. Дети сразу узнавали знакомые сказки, но увидели, что художник каждый раз изменял сюжет и эти изменения детям были интересны и они  понравились. У них вызвало большой интерес придумывание сказки на новый лад с опорой на эти иллюстрации.   Это мотивировало детей к придумыванию своей сказки на новый лад. Мы предлагали детям различные творческие задания по изменению сказок.  Это изменение  характера героев в сказке «Колосок», изменение качества жизни в сказке «Дюймовочка», фантастические гипотезы в сказке «Волк и семеро козлят»,  изменение сказки в связи с новыми героями, изменение сказки так, чтобы все остались довольны в сказке «Лиса и журавль» и т.д.

7.Дорисуй и расскажи.

Детям предлагалось дорисовать картинку так, чтобы получилась такая сюжетная картинка, по которой можно потом составить небольшой рассказ или сказку. Задание способствовало развитию творческого воображения детей,  вызвало большой интерес и к этой продуктивной деятельности и к ее творческому описанию.

8. Зимние истории и сказки.

На зимние каникулы  мы решили дать детям задание придумать зимнюю историю или сказку, так как в это время дети получают массу ярких впечатлений и им есть о чем рассказать. Каждый ребенок принес свою волшебную историю или сказку. Дети делились в них радостными впечатлениями от новогодних праздников.

9.Рисуем стихи.

Это задание заставляет детей находить основную мысль  стиха, чтобы изобразить ее на рисунке.

10. «Оживление» предмета.                                                                                        

Для сказки с оживлением предмета мебели мы давали план, а, при оживлении снеговика, образец в виде сказки  В. Сутеева «Снеговик-почтовик». Дети проявили безграничную фантазию при «оживлении» предметов.

11. Письмо.                                                                                                                              

По сказке «Три медведя» дети учились писать письмо Машеньки с извинениями за свое поведение и обещаниями исправиться.

12.Стихи-лимерики.                                                                                                              

Дети учились придумывать стихи-лимерики в которых в рифму подбирали сравнения и глаголы.

При обучении составлению лимериков использовали схемы, где каждое слово стиха обозначали различными значками.

Эта наглядность помогала детям запомнить правила составления лимерика и рассказывать стишок с опорой на эту схему.

Если в начале года, все, что придумал ребенок по каждому творческому заданию, записывала мама, то уже с середины года в основном это делали сами дети.                                                                                                            

Хорошей мотивацией к речевому творчеству детей были конкурсы в различных номинациях: лучший лимерик, лучшая сказка, лучшая загадка и т.д.  Победители получали большую медаль, участники малую. Уголок притягивал детей. Еще до начала конкурса дети рассматривали рисунки и читали работы своих товарищей.

Во время конкурсов дети постепенно научились аргументировать свой выбор: за что им больше понравилась именно эта работа.

Творчество детей отражалось в выставках «Юные писатели», «Юные поэты», «Страна-поэзия» на которых выставлялись лучшие творческие работы детей. Родители имели возможность ознакомиться с этими выставками.

Данная система работы по развитию навыков речевого творчества дала хороший результат. В конце года была проведена повторная диагностика уровня развития речевого творчества. Она показала достаточно высокий уровень развития речевого творчества детей. Но в этом значительную роль имел и уголок речевого творчества, как один из методов мотивации. Интерактивный характер уголка выражался в том, что все материалы его постоянно использовались в НОД.

Список литературы:

1.Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7лет. «Учитель» Волгоград  2010г.

2.Танникова  Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. Творческий центр «Сфера» Москва 2008г.

3.Жукова О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования.  Москва 2007г.

4.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Т.А. Ткаченко.- М.,2005г.

5.Ткаченко Т.А.Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М.:ГНОМ и Д, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР. Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих как в комбмнированных, так и в компенсирующих ло...

Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития.

Перспективно-тематический план составлен на основе сборника программ дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под ред. Г.В. Чиркиной по следующим направлениям коррекции...

Речевое развлечение "Сказочное путешествие" для детей с ОНР в подготовительной к школе группе

Речевое развлечение для детей с ОНР в подготовительной к школе группе разработано на основе методических рекомендаций Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкол...

Конспект речевого развлечения «Веселое путешествие» для детей старшей группы

Тема. Гласные звуки [А], [У],[ И],[ О].Цель: закрепить в речи правильное произношение гласных [А], [У],[ И],[ О].Коррекционно-образовательные задачи:Учить различить на слух и по артикуляции гласные зв...

Мониторинг состояния речевого развития подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В.,  предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет....