Мониторинг состояния речевого развития подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года
методическая разработка

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В.,  предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_18-19_na_konets1.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг состояния речевого развития

подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В.,  предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет.

Объект мониторинга: дети старшей группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы

Цель мониторинга: оценить уровень речевого развития детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года

Задачи мониторинга:

  • определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года;
  • уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
  • сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный маршрут) и фронтальной коррекционной работы;
  • отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
  • оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.

Методы мониторинга:

  • наблюдения,
  • беседы,
  • создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

Методическая основа мониторинга:

  • Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В.
  • Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В.

Критерии оценки

Условные обозначения:

5 –высокий, 4 – выше среднего, 3 - средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий

5 – высокий – выполняет задание без ошибок;

4 - допускает не более 1 – ой ошибки или сам исправляет;

3 – допускает 2 – 3 ошибки;

2 –допускает более 3 – х ошибок;

1 – не справляется с заданием.

«Звукопроизношение»:5 – звук произносится правильно; 4 –   звук находятся в стадии автоматизации на уровне предложения; 3 – звук находятся в стадии автоматизации на уровне слова; 2 – звук произносится изолированно, звук находятся в стадии автоматизации на уровне слога; 1 -  звук не произносится, заменяется или искажается.

Сводная таблица

Фамилия, имя ребёнка

Исследование состояния импрессивной речи

Исследование состояния экспрессивной речи

Подготовка к обучению грамоте

Слоговая структура слова

Связная речь

Состояние звукопроизношения

Итоговый показатель (среднее значение):

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Степан

5

5

5

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

2

Иван

5

5

4

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Ибрагим

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

5

4

5

4

Лев

5

5

4

5

3

5

3

3

3

3

3

3

3

4

5

Арина

5

5

5

5

4

4

5

5

4

4

4

5

4

5

6

Икрам

5

5

4

5

3

4

4

4

3

4

4

4

3

4

7

Дарья

5

5

4

5

3

5

4

4

4

4

3

4

4

4

8

Арсен

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Анатолий

5

5

4

5

3

5

2

3

3

4

3

4

3

4

№ н/п

Разделы карты обследования

Уровни освоения ООП Учреждения на 01.11.2018

 чел (%)

Уровни освоения ООП Учреждения на 01.05.2019

чел (%)

н

нс

с

вс

в

н

нс

с

вс

в

1

Исследование состояния импрессивной речи

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (11%)

8 (89%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (11%)

8 (89%)

2

Исследование состояния экспрессивной речи

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

7 (78%)

        2 (22%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

2 (22%)

        7 (78%)

3

Подготовка к обучению грамоте

0 (0%)

0 (0%)

6 (67%)

3 (33%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (11%)

3 (33%)

5 (56%)

4

Слоговая структура слова

0 (0%)

0 (0%)

4 (44%)

3 (33%)

2 (22%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (44%)

2 (22%)

3 (33%)

5

Связная речь

0 (0%)

0 (0%)

5 (56%)

4 (44%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

3 (33%)

5 (56%)

1 (11%)

6

Состояние звукопроизношения

0 (0%)

0 (0%)

5 (56%)

3 (33%)

1 (11%)

0 (0%)

0 (0%)

3 (33%)

3 (33%)

3 (33%)

итого

0 (0%)

0 (0%)

5 (56%)

4 (44%)

1 (11%)

0 (0%)

0 (0%)

2 (22%)

4 (44%)

3 (33%)

Диагностика речевого развития показала:

-состояние импрессивной речи: высокий уровень у 8 дошкольников (89%); уровень выше среднего у 1 ребёнка (60%). Отмечается у всех детей понимания слова и значения целой фразы, а также связного речевого высказывания.

- исследование состояния экспрессивной речи показало следующие результаты: 7детей (78%) – высокий уровень; 2 ребёнка (22%) – уровень выше среднего.

Дошкольники хорошо овладели навыками:

  • называют по 4-5 имен существительных по предложенным темам;
  • называют части тела и части предметов;
  • называют одним словом (обобщают) предметы и объекты;
  • называют глаголы, отвечая на вопросы по картинкам;
  • называют предъявленные цвета;
  • называют форму с опорой на картинку.

грамматический строй речи  

Дошкольники  овладели навыками:

  • Употребляют существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;
  • Употребляют имя существительное в косвенных падежах;
  • Образовывают существительные множественного числа в родительном падеже;
  • Согласовывают прилагательные с существительными единственного числа;
  • Употребляют предложно-падежные конструкции;
  • Употребляют числительные 2 и 5 с существительными;
  • Умеют образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Умеют образовывать названия детенышей животных;
  • Умеют образовывать относительные прилагательные;
  • Умеют образовывать притяжательные прилагательные;

Но наряду с этим наблюдаются затруднения:

  • в подборе антонимов: (широкий-узкий, толстый- тонкий)
  • в употреблении предложно-падежных конструкций, особенно сложных предлогов (с (со), из-за, из-под, между, через);
  • в употреблении притяжательных прилагательных (лисий, медвежий, волчий);

связная речь сформирована на достаточном уровне у 1 ребёнка (11%) высокий уровень; у 5 (56%) – выше среднего. Дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства Средний уровень показали 3 ребенка (33%). Требовалась направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен. Отмечались ошибки при восстановлении нарушенного порядка в серии картин.

звукопроизношение полностью сформированы у 3 дошкольников и введены в речь (33%); у 3 детей (33%) звуки поставлены и находятся в стадии автоматизации на уровне предложения (1-2 группы звуков),у 3 дошкольников  (33%) звуки поставлены и находятся на стадии автоматизации на уровне слова.

- фонематическое восприятие и подготовка к обучению грамоте сформировано на достаточном уровне у всех детей, высокий уровень - 5 детей (56%), выше среднего уровень показали 3 человека  (33%) -  дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков. Так же различают понятия «звук», определяют место звука в слове;  средний -1 человек (11%) - испытывает значительные трудности при выполнении звукового анализа слова.

Общий результат речевой готовности к школе детей с ТНР на конец 2018-2019 учебного года представлен следующими показателями:

на высоком уровне - 33%  (3 человека),

на выше среднем  уровне – 44%  (4 человека),

на среднем уровне –  22%  (2 человек),        

на ниже среднем уровне –  0%  (0 человек),

на низком уровне –  0%  (0 человек).

Вывод: признать результаты коррекционной логопедической работы удовлетворительными.

Анализ представленных данных в таблице показывает позитивную динамику в развитии речи воспитанников группы.  Анализ полученных результатов на конец года позволяет сделать следующие выводы: 9 обследованный детей (100%) показали положительный результат усвоения программного материала.

          Общий результат качества образования в группе по области «Речевое развитие» представлен следующими средними показателями:  Состояние импрессивной речи на начало года было: 1 ребенок  (11%) был уровне выше среднего и 8 детей  (89%) на высоком уровне, на конец года результат остался прежним, так как 1 ребенок  (11%) длительное время отсутствовал и не посещал занятия (причина: заболевание).  Состояние экспрессивной речи на начало года было: 7 детей (78%) на уровне выше среднего и 2 ребёнка (22%) на на высоком уровне, в конце года наблюдается положительная динамика с уровня выше среднего 5 детей перешли на высокий уровень, итого на высоком уровне 7 детей (78%).  Очень хороших результатов добились и в подготовки детей к обучению грамоте, если на начало года на среднем уровне 6 детей  (67%), 3 ребенка  (33%) на  уровне выше среднего, то на конец года мы вывели большую часть детей на высокий уровень 5 детей  (56%), выше среднего 3(33%),1 ребенок  (11%) остался на среднем уровне, так как длительное время отсутствовал и не посещал занятия (причина: заболевание).  Слоговая структура слова и связная речь тоже показали динамику, здесь в среднем дети вышли на средний уровень. Состояние звукопроизношения улучшилось по сравнению с началом года. На конец учебного года высокий уровень у  3 детей (33%), уровень выше среднего у  3 детей (33%), средний уровень у  3 детей (33%).

Рекомендации:

 Логопеду  и воспитателям группы с ТНР  продолжать работу соответственно с перспективным планам и индивидуальными образовательными маршрутами речевого развития, обращая особое внимание на:

  • развитие связной речи (составление загадок-описаний, рассказ – описание по схеме, составление рассказа по серии картинок);
  • систематически использовать игры на развитие фонематического слуха и автоматизацию поставленных звуков на индивидуальных занятиях, во всех видах деятельности.

Индивидуальная  карта  освоения адаптированной образовательной программы

дошкольного образования по речевому развитию ребенка с 6 до 7 лет с ТНР

МАДОУ№ 15 «Югорка»

Ф.И. ребенка____Степан_________________________________________________        

Речевое развитие

1

Исследование состояния импрессивной речи

Н.г

К.г

2

           Пассивный словарь

3

Показывает на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

5

5

4

Умеет обобщать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию

5

5

5

Умеет показывать по картинкам действия

5

5

6

Умеет показывать по картинкам признаки

5

5

7

Понимание различных форм словоизменения

8

Умеет дифференцировать единственное и множественное число существительных

5

5

9

Понимает предложно-падежные конструкции с предлогами

5

5

10

Понимает уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

5

5

11

Умеет дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов

5

5

12

Умеет дифференцировать глаголы с различными приставками

5

5

13

          Понимание отдельных предложений и связной речи

14

Понимает отдельные предложения по предложенным картинкам

5

5

15

Понимание теста по предложенным картинкам

5

5

16

Состояние фонематического восприятия

17

Умеет дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемых в произношении (показ по картинкам)

5

5

18

Умеет дифференцировать оппозиционные звуки, смешиваемых в произношении (показ по картинкам)

5

5

19

Исследование состояния экспрессивной речи

20

Активный словарь

21

Называет по 4-5 имен существительных по предложенным темам

5

5

22

Называет части тела и части предметов (по картинкам)

5

5

23

Называет одним словом (обобщает) предметы и объекты, изображенные на картинке

5

5

24

Умеет подбирать антонимы

4

5

25

Называет глаголы, отвечая на вопросы по картинкам

5

5

26

Называет предъявленные цвета

5

5

27

Называет форму с опорой на картинку

5

5

28

Состояние грамматического строя речи

29

Употребляет существительные в именительном падеже единственного и множественного числа

5

5

30

Употребляет имя существительное в косвенных падежах

4

5

31

Образовывает существительные множественного числа в родительном падеже

5

5

32

Согласовывает прилагательные с существительными единственного числа

5

5

33

Употребляет предложно-падежные конструкции

5

5

34

Употребляет числительные 2 и 5 с существительными

5

5

35

Умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5

5

37

Умеет образовывать названия детенышей животных

4

5

38

Умеет образовывать относительные прилагательные

4

5

39

Умеет образовывать притяжательные прилагательные

4

5

40

Умеет образовывать приставочные глаголы

4

5

41

Умеет образовывать глаголы совершенного вида

4

5

42

Связная речь

43

Пересказывает текст из нескольких предложений

4

5

44

Умеет составлять загадки-описания

4

5

45

Составляет рассказ по картинке

4

5

46

Составляет рассказ по предложенному плану

4

5

47

Составляет рассказ-описание по схеме

4

5

48

Составляет рассказ по серии картинок

4

5

49

Состояние звукопроизношения

50

Правильно произносит гласные

5

5

51

Правильно произносит согласные (соноры)

3

5

52

Правильно произносит согласные (шипящие)

5

5

53

Правильно произносит согласные (свистящие)

5

5

54

Может повторить слоги с оппозиционными звуками

5

5

55

Подготовка к обучению грамоте

56

Выделяет начальный ударный звук из слова

5

5

57

Выделяет последний звук из слова

5

5

58

Выделяет начальный согласный из слов

5

5

59

Определяет последовательности звуков в слове

3

5

60

Определяет количество звуков в словах

3

5

61

Выполняет звуковой анализ слов

3

5

62

Делит слова на слоги

5

5

63

Составляет схему предложения

5

5

64

Слоговая структура слова

4

5

Итоговый показатель (среднее значение):

233 (4,48)

260

(5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Домашние задания для детей с задержкой психического развития (подготовительная группа)

Методические рекомендации для  родителей  детей с задержкой психического развития....

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР " Путешествие в бумажную страну"

1.     Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.2.     Познакомить детей с историей бума...

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...