конспект урока по сбо в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Крамаренко Ольга Александровна

Тема урока "Осанка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka_5_klass.docx293.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 5 классе «Осанка при ходьбе в положении сидя и стоя»

Задачи  урока :

Рассказать учащимся о значении  осанки  в жизни  человека ,                                                                        Научить учеников заботиться о правильном положении тела,                                                               Показать возможные упражнения для исправления  осанки  в школе  и  дома.

Оборудование:

Рисунки с правильной  и  неправильной  осанкой ; памятки родителям.                                             Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

Ход  урока 

1. Беседа по теме.

- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного  человека ?

Конечно, приятно. Стройные  люди  радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного  человека  правильно формируется скелет. При правильной  осанке  легче работать сердцу  и  другим важным органам.

       Правильная  осанка  не дается  человеку  от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве  и  юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная  осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2.  Осанка  – стройная спина.

- Что дает  человеку  правильная  осанка ?

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную  осанку  или, наоборот, деформировать ее?

- Какие профессии  человека  невозможны без красивой  осанки ?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Поэтому лучше всего научиться следить за своей  осанкой   и  предупреждать все отклонения.

          Осанка  – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная  осанка  придает человеку  красивый внешний вид  и  создает лучшие условия для развития  и  деятельности всего организма. Формирование правильной  осанки  – сложный  и  длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на  осанку  в содержании  уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной  осанки .

- Что нужно делать, чтобы  осанка  была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять  и  выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук  и  ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас  осанка .

3. Нарушение  осанки .

    У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

    Позволяет держать  осанку  позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если  человек  низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

      Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша  осанка  окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

      Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования  и  карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

    Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

Неправильная  осанка  может не только нанести непоправимый вред  здоровью , но  и  испортить  человеку  жизнь.

Особенно портит  осанку  неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины  и  рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной  и  той же руке тяжести.

 Осанку  нарушает езда на велосипеде.

 Осанку  может исправить сон на жестком матраце.

Для исправления  осанки  детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

7. Итог  урока 

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают  урок .

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.
















- Я предлагаю всем  встать  и  выполнить упражнение, которое необходимо для выработки правильной  осанки .

 

Дети    (выполняют упражнение «Деревце»).

 

Учитель:

Далеко не каждый имеет красивую, правильную  осанку . У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Неправильная  осанка  делает спину  кривой, некрасивой. Искривляется позвоночник, в результате чего затрудняется работа многих жизненно важных органов. Кроме того, это мешает выбору определенной профессии.

Причины неправильной  осанки  могут быть самые различные.

- Какова  главная причина нарушения  осанки  у детей? (ответы). – Неправильная посадка за партой.

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Миша с детства научился сидеть за столом правильно. Он вырастет стройным  и  красивым. Петя сидит за столом кое-как, весь изогнулся. Посмотрите, что может случиться с ним в будущем, если он не исправится.

- Ребята, как нужно правильно сидеть за партой? Кто может показать? (Разбираются правила посадки за партой, столом).

- А какие ещё причины могут привести к нарушению  осанки ?  (Ответы детей).

Ø Если дети постоянно носят тяжелые предметы в одной руке.

Ø Неправильное положение тела во время сна.

Ø Неправильная манера стоять  и  ходить.

Учитель:

Нарушению  осанки  способствуют неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов.

 

III. Закрепление изученного.

- О чем мы сегодня говорили на  уроке ?

- Что такое  осанка ?

- Назовите причины нарушения  осанки .

- Какие упражнения могут помочь выработать правильную  осанку ?

 

Дети:  читают  правила , которые помогут выработать  правильную  осанку , а тем самым сохранить  и  укрепить своё здоровье (слайд).

Учитель:












Дата:

Учитель: Симакова И.В.

Класс: 5

Предмет: СБО

Раздел: Здоровье и окружающая среда.

Тема: Осанка.

Цель: сформировать у учащихся представление о правильной  и  неправильной  осанке   и  её влиянии на здоровье человека

Задачи:

  • Расширить представления  и  знания о правильной  осанке  при  ходьбе , в положении сидя  и  стоя
  • Закрепить представления о правильной  и  не правильной  осанке 
  • Учить применять на практике упражнения по формированию правильной  осанки 
  • Коррекция  и  развитие связанной устной речи
  • Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,
  • Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.
  • Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)
  • Воспитывать умение работать в группе

Оборудование: карточки с текстом <Приложение 1>, карточки с кроссвордом <Приложение 2>, карточки с заданием <Приложение 3>, Приложение 4.

Ход  урока 

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.

Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.

Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?

А какие органы тела вы ещё знаете?

Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.

Текст.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.

А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.

Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.







2. Введение в тему. Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

.. на месте, хорошая разминка для ног.

Проверяем с помощью опоры  Приложение

hello_html_5e1feebc.gif

3. Изучение новой темы

Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ ОСАНКА ”. 

А сейчас прочитайте мне, что такое  осанка ?

Работа с текстом.

Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на  уроке ? Правильно про  осанку . Поэтому тема нашего  урока  называется так: “ Осанка  при  ходьбе , в положении сидя  и  стоя”. 

 Осанка  это наше привычное положение тела. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад  и  живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены. 

Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной  осанкой . А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками  и  кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. 

Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают  ходьбе , движение плеч и бедер почти незаметно.

А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.

Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?

4. Закрепление учебного материала

Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять  и  ходить мало знать правила ещё  и  нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику  и  заниматься спортом. Труднее всего принять правильную  осанку  утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна  и  заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений. 

Физкультминутка

Упражнения

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми  и  сильно сгибать туловище.

Работа с текстом.

Правила для поддержания правильной  осанки .

- Что нужно делать, чтобы  осанка  была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять  и  выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук  и  ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас  осанка .

Нарушение  осанки .

    У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

    Позволяет держать  осанку  позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если  человек  низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

      Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша  осанка  окажется неправильной, тетрадь упадет.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про  осанку  в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны выбрать что полезно или вредно для здоровой осанки.

 Приложение 2.


О положении тела нужно помнить не только в положении стоя  и  при  ходьбе , но  и  во время приготовления  уроков , сидя за столом. 

Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.

Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!

Но для того, чтобы сформировалась правильная  осанка  нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека  и   осанка  взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается  и   осанка . Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних  и  нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным.

У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.  И  может развиться ряд нарушений, которые нельзя исправить, например такое заболевание как сколиоз. 

Посмотрите на рисунок,  и  вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной  осанкой   и  с нарушением  осанки .

При сколиозе перекошены плечи  и  таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите карточки<Приложение 3>. 

5. Физкультминутка

Люди с самого рождения 
Жить не могут без движения

Упражнение “Гора”

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

6. Итог  урока 

Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с  правилами  положения разных частей тела при правильной  осанке  стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать  и  составить их в правильной последовательности.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили сегодня на  уроке . 
Молодцы, всё сделали.

7. Домашнее задание

Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению  осанки .

8. Рефлексия

А сейчас каждый подумайте  и  выберите себе ту мордочку, которая подходит к вашему настроению. 
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока возьмёте для себя?

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.

Спасибо за внимание.

Приложение №2

Карточка.

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Приложение №

Проверь.

«Полезно – вредно».

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).

Приложение №2

Карточка.

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Приложение №

Проверь.

«Полезно – вредно».

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).




hello_html_6df44664.jpg


hello_html_6df44664.jpg

Приложение №1

Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

.. на месте, хорошая разминка для ног.

Приложение №1

Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

.. на месте, хорошая разминка для ног.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.



hello_html_45b6aaa0.jpg

hello_html_45b6aaa0.jpg




hello_html_1bde1b25.gif

hello_html_1bde1b25.gif






hello_html_m4c860446.jpg

hello_html_m4c860446.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...