Внеклассное чтение по повести Л.Н. Толстого "Детство"
методическая разработка (7 класс) на тему

Дорофеева Людмила Михайловна

Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 7 класса II отделения школа II вида  к уроку внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Детство".

Этот материал поможет учащимся осознанно понять текст и сделать вывод о прочитанном. (Повесть «Детство» - автобиографическое произведение. Л.Н.Толстой опирался на собственную биографию, когда создавал образ Николеньки.

Главная мысль повести -  уважение к человеку, пусть самому маленькому, умение  видеть в нем личность. Главным началом в духовном развитии Николеньки является его стремление к добру, правде, истине, любви, красоте. Мама олицетворяла для него всё прекрасное. Наталья Савишна сыграла большую роль в духовном развитии мальчика.)

Он способствует развитию умений грамотно и полно отвечать на вопросы, предупреждая речевые и грамматические ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», 1852 год

I Учитель Карл Иваныч

Сколько лет герою повести? Почему он рассердился на Карла Иваныча? Что подумал мальчик о поступке Карла Иваныча? Почему герою стало стыдно через несколько минут? Как он объяснил Карлу  Иванычу причину своих слёз? Как менялся Карл Иваныч, когда он был в классной? Как выглядела классная комната? Почему герой запомнил угол налево от доски? Что читал Карл Иваныч? Почему мальчик жалел Карла Иваныча? Куда и к кому повёл детей Карл Иваныч утром?

Словарь: шпеньки - небольшой шип, стержень ; дядька- слуга, обычно из крепостных крестьян, при мальчике в дворянской семье в России до 1917года, гувернантка- воспитательница детей в дворянской семье

II Maman

Чем была занята матушка в гостиной? Какой вспоминается матушка? Что вы узнали о Любочке? Что она делала в гостиной? Что хотела знать о детях Наталья Николаевна? Почему она спросила сына, плакал ли он? К кому отправила детей матушка?

III Папа

Как звали отца мальчика? О чём беседовал папа с приказчиком  Яковом Михайловичем? Что вы узнали про Якова? Какую новость отец сообщил сыновьям? Что по этому поводу подумал мальчик?

Словарь: приказчик- управляющий имением помещика  ,бить баклуши- бездельничать

IV Классы

В каком настроении находился Карл Иваныч? Почему мальчик не мог выполнять задания на уроке? Понимал ли учитель состояние ребёнка? Какой разговор услышал мальчик? О чём говорил Карл Иваныч  с дядькой Николаем? (Сколько лет прожил Карл Иваныч в этой семье? Как он относился к детям? Кого он обвинил в решении везти мальчиков в Москву учиться?) О чём думал мальчик? Как, по мнению Карла Иваныча, он высказал своё отношение к этому неприятному для него известию?

Словарь: был не в духе - был в плохом настроении; дворецкий - в богатых барских домах старший лакей, заведующий домашним хозяйством и домашней прислугой

V Юродивый

Кто вошёл в классную? В чём выражалось его странное поведение? Что вы узнали о юродивом Грише? Кто был в столовой и что они делали? Почему мальчик назвал Марью Ивановну несносной особой? Что она требовала от детей? О чём попросила мальчика Катенька? Как относились к юродивому родители? Кто поехал на охоту вместе с мальчиками?

Словарь: юродивый—странствующий монах, который обладает даром предсказания; кафтан - мужская долгополая верхняя одежда; подрясник - длинная одежда с узкими рукавами, надеваемая на рясу (ряса- длинная до пят одежда, верхнее одевание духовенства),посох- длинная и толстая палка с заострённым опорным концом

VI Приготовления к охоте

 Какие приказания отдал папа Якову, готовясь к охоте? О чём мальчики не говорили с девочками после обеда? Что объявил Карл Иваныч о погоде? Чем гордился мальчик? Как сел Володя на «охотничью лошадь»? Когда все отправились на охоту?

Словарь: линейка - многоместный открытый экипаж с боковыми продольными сидениями; панталоны -  мужские брюки в 18-19 веке; клепер- лошадёнка; стремянный- конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина; выжлятник- охотник, ведающий гончими; свора- охотничьи борзые собаки, ведомые на одном ремне; гончие, борзые- порода охотничьей собаки

 VII Охота

Кто следил за гончими во время охоты? Куда повернул папа? Что делали крестьяне в это время в поле? Что увидел мальчик, подъехав к Калиновому лесу? Что сказал папа мальчику? Где и как стал ожидать зайца мальчик? Что привлекло его внимание? Какую ошибку совершил мальчик, когда увидел зайца? Почему слова Турки его расстроили?

Словарь: доезжачий - старший псарь на охоте; арапник - охотничий кнут для собак; буфетчик - слуга, состоявший при буфете в барском доме

VIII Игры

Где расположилось всё общество после охоты? Чем оно было занято? В какую игру предложила играть Любочка? Как вёл себя Володя во время игры? Как мальчик отнёсся к словам Володи об игре? Как играли дети в зимние вечера? Какой вывод сделал мальчик?

IX Что-то вроде первой любви

Кого поцеловал мальчик во время игры? Как Катенька отреагировала на поцелуй? Что сказал Володя, видя это? Какие чувства испытывал мальчик к Катеньке? О чём объявил папа? Как решил  мальчик обратить на себя внимание, когда все поехали домой  после охоты? Чем закончилась его затея?

Словарь: упряжные - ездовые животные, которых запрягают, которые ездят в упряжке

X Что за человек был мой отец?

Какие качества характера были у отца? Какая наружность была у отца? С кем он общался? В каком чине он вышел в отставку? Как он относился к литературе, к музыке? Какая была у него натура?

Словарь: патетическое место - трогательное, натура- характер ,нрав, темперамент

XI Занятия в кабинете и гостиной

Когда все приехали домой? Чем занималась maman, дети, папа? Что рисовал мальчик и какой краской? О чём подумал мальчик, когда в кабинет отца вошёл Карл Иваныч? О чём сообщил папа maman после разговора с Карлом Иванычем? Кто зашёл в комнату перед ужином? Почему дети пошли на мужской верх?

Словарь: скирды - стога сена, вольтеровское кресло- мягкое просторное кресло с высокой спинкой, вериги- железные цепи, чулан- кладовая или часть сеней в избе

XII Гриша

Почему дети жались  друг к другу? Что стал делать Гриша, когда вошёл в комнату? Как он молился? С каким чувством следил мальчик за Гришей? Кто взял за руку мальчика? Что он сделал? Что случилось, когда Катенька отдёрнула руку? Что сделал Гриша, услышав шум в чулане?

Словарь: кушак - широкий пояс, зипун - полукафтан, верхняя одежда у крестьян, кивот- застеклённая полочка для икон ,импровизировать-фантазировать в момент исполнения

XIII Наталья Савишна

Из какого села была Наталья Савишна? Как она оказалась в господском доме? Какими качествами своего характера она заслужила уважение господ? О чём она однажды попросила дедушку мальчика? Что с ней сделал дедушка? Почему её возвратили обратно в господский дом? Какие обязанности стала выполнять Наталья Савишна, когда её заменили гувернанткой? Как она относилась к своим обязанностям? Сколько лет прослужила Наталья Савишна у господ? Как  матушка захотела отблагодарить её за верную службу? Почему заплакала Наталья Савишна, получив вольную? Какой запомнил  мальчик Наталью Савишну? Что находилось в сундуках у Натальи Савишны? Почему мальчик однажды обиделся на неё? Как они помирились?

Словарь: затрапезное платье - будничное, ненарядное; кларнетист- человек, играющий на кларнете ( музыкальный инструмент),поприще- место

XIV Разлука

Как готовились дворовые к отъезду барина в Москву? Как Наталья Савишна вела себя перед отъездом? Что делал мальчик перед отъездом? Что случилось с ним ,когда стали прощаться с матушкой? Почему мальчик боялся смотреть на неё? О чём вспомнил мальчик, отъехав от дома?  Почему  он опять заплакал?

Словарь: бричка - лёгкая дорожная коляска; камердинер - слуга при господине в богатом дворянском доме; армяк - одежда, как кафтан; дышло - одиночная оглобля (жердь) ,прикрепляемая к середине передней оси повозки ,вожжи - ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи; пристяжной- лошадь, идущая в пристяжке.

 XV Детство    

Почему  автор называет детство счастливой порой? В чём заключалось счастье для мальчика? ( о ком он вспоминал, что он вспоминал) Какие вопросы задаёт автор в конце главы?
XVI  Стихи

У кого в доме жил мальчик в Москве? Какие подарки готовили мальчики бабушке в день ангела? Какой подарок приготовил Володя? Какой подарок придумал Николенька? Чьё стихотворение он взял за образец? Почему Николенька переписывал стихотворение три раза? Какая фраза в стихотворении не понравилась ему? О чём он задумался? Кто пришёл к мальчику и с чем? Как Николенька оценил новое платье? О чём попросила мальчика горничная бабушки? Как был одет Карл Иваныч? К кому они пошли? Какие подарки они несли бабушке? Как поздравил бабушку Карл Иваныч? Как поздравил Володя? Почему Николенька сам не смог прочитать бабушке стихотворение? Как оценила бабушка стихотворение мальчика? О ком доложил бабушке лакей?

Словарь: рейсфедер-чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской; полуфрачки -парадный вечерний костюм для мальчиков; напомаженная (голова)- намазанная помадой (душистой мазью),вихры- торчащие на голове волосы, протопоп- священник, горничная- служанка при госпоже ,молодчик- красавчик

XVII Княгиня Корнакова

Как выглядела княгиня? Какие у неё были глаза? Как называла княгиня бабушку? Что заметил Николенька в отношении бабушки к княгине? Как вы поняли , что бабушка обиделась на князя Михайло? Кем из своих детей гордилась княгиня? Как, по мнению княгини, надо было воспитывать детей? Почему Николенька обрадовался, что он не сын княгини? Почему бабушка считала, что этот метод воспитания плох? Почему бабушка не показала стихи Николеньки княгине, хотя собиралась это сделать? Как папа представил мальчиков княгине? Почему мальчик задумался о своей внешности? Какие слова maman о своей внешности запомнил Николенька? Каким должен стать мальчик, чтобы его полюбили с такой внешностью? О чём он просил бога?

Словарь: княгиня - наследственное почётное звание, дворянский титул

XVIII Князь Иван Иваныч

Когда бабушка стала относиться к княгине более доброжелательно? Сколько гостей в тот день приехало поздравить бабушку? Кто из гостей бабушки поразил Николеньку? Чем он его поразил? Какими качествами обладал князь Иван Иваныч? Как к нему относились в светском обществе? Почему он дорожил дружбой с бабушкой? Почему Николенька зауважал князя? С каким великим поэтом сравнивал Иван Иваныч Николеньку? Что спросил князь о матери Николеньки? Почему бабушка хотела , чтобы внуки раньше приехали в Москву? Какие недостатки в манерах внуков видела бабушка? Поверил ли Иван Иваныч причинам, из-за которых маменька Николеньки осталась в деревне? Что говорила бабушка о Наталье  Николаевне? Почему бабушка считала, что Наталья Николаевна не может быть счастлива со своим мужем? Что говорил князь об отце мальчика, защищая его? Почему Николенька незаметно покинул гостиную в сильном волнении?

Словарь: кузина, кузен - двоюродные сестра, брат; эполеты- наплечные знаки различия офицеров, генералов, род блестящих парадных погонов, которые заканчиваются расшитым кругом; белый крест- знак отличия, награда; блестящая карьера- путь к успехам, видному положению в обществе, на службе; светское общество- элита, лучшие представители  части общества, которые занимают высокие должности в управлении государством

XIX Ивины

Кто такие Ивины? Какие отношения были между мальчиками и Ивиными? Кто из братьев Ивиных нравился Николеньке? Чем он ему понравился? А как Серёжа Ивин относился к Николеньке? Что испытывал Николенька к Серёже? Что случилось во время игры в разбойники? Как Николеньку поразил ответ Серёжи? Как звали нового мальчика, который пришёл к этой компании? Что вы узнали про Иленьку Грапа? Какие гимнастические упражнения делал Серёжа? Что он предложил выполнить Иленьке? Что придумали сделать с Иленькой мальчики? Чем закончилась злая шутка? О каких чувствах Иленьки тогда не мог догадаться Николенька? Как он, повзрослев, объясняет жестокость этого поступка? Почему он считает, что это «тёмные пятна на страницах детских воспоминаний»?

Словарь: бекеши-куртки; лакейская - комната для прислуги; пустился опрометью- очень быстро; проницательные(глаза)- наблюдательные, угадывающие; палисадник-  участок между домом и дорогой, огороженный забором; расшибиться вдребезги- совершенно, полностью; лексиконы Татищева- первая русская энциклопедия, тиранить- мучить; конвульсии- судороги при сокращении больших групп мышц; тёмные пятна- печальные, безрадостные воспоминания

XX Собираются гости

Сколько гостей ожидалось к вечеру? Николенька в полной уверенности, что приехали Ивины, прибежал в переднюю. Кого он увидел в этот момент там? Кто были эти особы? Как выглядела Сонечка? О чём попросила бабушка Сонечку?  Кто приехал к бабушке после госпожи Валахиной? С кем была княжна Корнакова? Что вы узнали о её сыне Этьене? Каким он был юношей? Как разговор старого лакея подтверждает это? Что испытывала бабушка к Этьену? Как вёл себя Этьен? Как Николенька хотел обратить на себя внимание Сонечки? Почему с приездом Серёжи Ивина Николенька почувствовал досаду?

Словарь: салоп - верхняя женская одежда, кисейное платье- платье из тонкой ткани, расшаркался - раскланиваться, букли – завитые кольцами волосы, удалился- покинул помещение, козлы- передок экипажа, на котором сидит кучер (слуга, который правит лошадьми в экипаже)

XXI До мазурки

Зачем Николенька пошёл наверх? Что он нашёл? Какие они были? Почему мальчик вспомнил о Наталье Савишне? Почему Володя был равнодушен по этому поводу? Что спросил Николенька у бабушки? Как бабушка привлекла внимание гостей к своему внуку? Как закончился эпизод с перчаткой? Как Сонечка танцевала кадриль? О чём стал беседовать Николенька с Сонечкой? Как девочка поддержала разговор с Николенькой? Как изменился мальчик после этого общения? (какие качества у него появились?) Как он пригласил большую девицу на танец?

Словарь: мазурка, кадриль - названия танцев; ангажировать - приглашать на танец сконфузить- привести в смущение

XXII Мазурка

Почему Николенька во время мазурки наблюдал за танцующими? Что заметил мальчик в движениях танцующих? Что случилось под конец мазурки? Почему гости стали смотреть на Николеньку во время танца? Что сказал отец Николеньке? Почему мальчик был расстроен? О ком в это время вспомнил Николенька?

XXIII После мазурки

Как молодой человек за ужином  хотел развеселить Николеньку после неудачной мазурки? Зачем он это делал, по вашему мнению? Что почувствовал мальчик после выпитого бокала шампанского? О чём просила Сонечка маму? Как вёл себя во время танцев Николенька? Почему Николенька понравился сам себе? В чём признался Николенька Сонечке перед прощанием с ней? Как Сонечка предложила обращаться к  друг другу? Кто ещё из мальчиков был влюблён  в Сонечку? Как Николенька попрощался с Серёжей? Чему он был рад?

Словарь: гросфатер - старинный немецкий шуточный танец, сопровождающийся пением

XXIV В постели

Почему Николенька не мог уснуть вечером? С кем он решил поделиться своим счастьем? Чтобы сделал бы мальчик ради любви к Сонечке? Как обозвал его Володя? Как о своём отношении к Сонечке высказался Володя? Что Николенька узнал от брата? Как назвал Николенька чувство Володи к Сонечке?

XXV Письмо

Сколько месяцев прошло после дня ангела бабушки? Что объявил мальчикам отец? О чём писала в письме матушка (о причинах своей болезни, о близких, о своём огорчении к играм мужа; о своём отношении к учебным заведениям, куда хотел отдать отец мальчиков)? Каково было содержание записки по-французски, вложенной в письмо? Почему Наталья Николаевна сначала просила сжечь это письмо, а потом приказала срочно отправить его в Москву?

XXVI Что ожидало нас в деревне

Как Володя догадался, что матушка больна? Что сообщил старик Фока барину, когда они приехали в Петровское? Что не понравилось Николеньке в поведении дворовых? В каком состоянии находилась maman? Кто рассказал  Николеньке о последних минутах жизни maman? О ком, умирая, думала Наталья Николаевна?

Словарь: капот - вид халата

 XXVII Горе

Зачем Николенька пошёл в залу, где стоял гроб? Какие картины рисовало воображение мальчика, когда он смотрел на лицо матушки? Что думал Николенька о душе maman? Кто, по мнению мальчика, истинно любил  Наталью Николаевну?

Словарь: псалтырь - часть Библии, книга псалмов ( религиозное песнопение), дьячок- служитель церкви, панихида- церковная служба по умершему

XXVIII Последние грустные воспоминания

Почему Николенька пошёл в комнату Натальи Савишны? О чём он хотел поговорить со старушкой? Что вспоминала Наталья Савишна о матушке? Почему она называла её ангелом? Зачем в комнату пришёл Фока? Что он просил? Что удивило мальчика в ответе Натальи Савишны? Что испытывал мальчик после разговоров с Натальей Савишной? Почему мальчик больше не видел Наталью Савишну? Как бабушка перенесла известие о смерти Натальи Николаевны? Какой итог своей жизни подвёл мальчик со смертью матушки? Что узнал Николенька от дворовых о последних днях жизни Натальи Савишны? Какой жизнью жила эта простая русская женщина? Почему повесть «Детство» заканчивается воспоминаниями о Наталье Савишне? Какое влияние она смогла оказать на мальчика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...