Главные вкладки

    Разработки – рекомендации логопедической работы для помощи родителям: «Родительский референдум»
    учебно-методическое пособие на тему

    Семенова Марина Николаевна

    информационная помощь родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotki-rekomendatsii.docx31.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработки – рекомендации

    логопедической работы для помощи родителям:  «Родительский референдум»

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ

    С  ЛОГОПЕДОМ?

    • Сами родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
    • Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
    • Правильная устная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
    • Речь является элементом социальной адаптации.
    • Часто родители считают, что «плохая речь»  пройдёт сама. К сожалению, это не всегда так.
    • У людей с нарушениями речи часто формируется комплексы неполноценности.
    • Логопедическая работа предполагает не только коррекцию имеющихся недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации.
    • Речевое развитие подразумевает и творческое освоение родного языка, приобщение к культуре речи, обретение индивидуальных речевых особенностей.
    • Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
    • Каждый компонент речи связан с другими сторонами психического развития ребёнка специфично и дифференцированно. Поэтому для правильного формирования речи необходимо развивать различные

    психические функции: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, целенаправленное поведение.

    ЗАЧЕМ НУЖНА

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА?

    • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Для этого нужны полезные упражнения артикуляционной гимнастики.
    • Иногда ребёнок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Поэтому каждый нарушенный звук мы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения,  а потом собираем из них чистый (правильный звук).
    • У многих детей тихая слабая речь.  Для нормализации голоса и голосовых модуляций рекомендуется голосовая гимнастика.
    • При формировании сильного,  длительного и правильного выдоха, что важно для плавности  речи, проводится дыхательная гимнастика.
    • Установлено и доказано, что развитие тонких движений руки способствуют развитию речи. Поэтому существует весёлая пальчиковая гимнастика.
    • Все полезные упражнения имеют свои названия. Помощь родителей заключатся только в повторении: взрослый читает, а ребёнок выполняет.
    • Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые логопедом, вместе с ребёнком. Не всегда это легко и просто – уважайте его труд и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
    • Полезную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз.  

    Желаем успеха!

    Что такое Д И З А Р Т Р И Я?

    Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.   Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звуко-произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Основные проявления дизартрии:
    - расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)
    - нарушение голосообразования
    - изменение темпа и ритма речи
    - изменение интонации.

             Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом,  а легкие "стертые" ее проявления - как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.

            Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

    • дизартрия у детей с нормальным  психофизическим развитием
    • дизартрия у детей с ДЦП
    • дизартрия у детей с олигофренией
    • дизартрия у детей с гидроцефалией
    • дизартрия у детей с ЗПР
    • дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

            Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

       Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.

            Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.    

                Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

    Симптоматика дизартрии:

          При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

    Этиология дизартрии:

          Дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития  бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую,  ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Причины ДЦП и дизартрии изучены недостаточно. До недавнего времени, основной причиной ДЦП считалась родовая травма.

            В последнее время установлено, что 80%случаев ДЦП является врожденной патологией, нарушение происходит внутриутробно, что в свою очередь сказывается на течении родов.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧСКОГО СЛУХА

           Для начала, давайте разберемся, что же это такое – фонематический слух?

         Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

         Фонематический слух несет ответственность за способность восприятия и различения звуков. Благодаря фонематическому слуху мы воспринимаем речевые и неречевые звуки окружающего мира и воспринимаем музыку.

          Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

    Этапы развития фонематического слуха

    • Фонематический слух в своем развитии проходит несколько этапов. На начальном этапе, развития фонематического звука, который длится до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание и звуки природы.

    • После этого периода следует этап, когда, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук. К пяти - шести годам ребенок с развитым фонематическим слухом уже способен воспринимать сложные речевые звуки.

    • Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Если  фонематический слух не развит или снижен, то  ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно: «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

    С ЧЕГО НУЖНО НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

         Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

         Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата. Скорее всего - это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

          Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура  головного мозга. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – формируется  раньше.

         Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихо - громко», «быстро-медленно», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

           В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для вашего ребенка.

    Предлагаемые игры –  это тема для свободной игровой импровизации

    «Чудо-звуки»: Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки  – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

           Эти же звуки слушайте на прогулке. Зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать,  как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего ребенка в жизни.    

            Попробуйте, исследовать  звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

          «Угадай, что звучало?»: Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест  страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

           «Что как звучит?»: Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом».  

           Систематически помогая ребенку, развивая его можно улучшить  его фонематический слух: полностью восстановить или хотя бы частично компенсировать нарушения.

    «Что такое: обогащение словарного запаса?»

    Для родителей часто является загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным. При этом родителей удивляет то, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким, как все».

    У ребенка немного дольше обычного задерживается «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.д.

             Речь  ребенка в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудностей в общении. Эти отклонения не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.

    Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму.

    Многие с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами.

            У большинства детей  наблюдается бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов. Следовательно, детям будет трудно подобрать родственное слово в качестве проверочного, выделить корень, приставку в слове.

            Вырисовывается не очень веселая картина, но при желании каждый родитель может помочь своему ребенку.  

    С чего начать?   А начать нужно с речевого дыхания.

    Речевым дыханием считается «вдох через нос, а выдох через рот». Для формирования и развития речевого дыхания можно использовать упражнения: «Шарик», «Сдуй ватку», «Подуй на перышко», «Подуй на снежинку», «Птичка лети», «Задуй свечу», «Футбол», «Язычки», «Дудочки», "Кораблик на море»…

                 Параллельно развиваем моторику пальцев рук.  Делаем различные массажи и гимнастику для развития мышц руки. Можно использовать массажёры, шишки, бельевые прищепки, шнуровки, застегивание пуговиц, сухие бассейны, волшебные мешочки…

     Обязательно обращаем внимание на развитие и укрепление артикуляционной моторики.  Развиваем мышцы губ и языка,  даже если у вашего ребенка есть все звуки. Это необходимо для четкой и красивой речи.  Упражнения для губ,  щек,  для языка.

                А вот теперь, мы непосредственно подошли к объему и качеству  словаря наших детей. Предлагаю  несколько простых  приемов обогащения  и уточнения словарного запаса через игру. Это можно делать, когда вы с ребенком в дороге или в очереди, или гуляете.

    Обогащение словарного запаса за счет существительных:

    Вы называете обобщающее слово, а ребенок как можно больше соответствующих ему слов:

    ВЫ: Домашние животные…

    Ребенок: Корова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, кошка, собака…

    Дикие животные: барсук, тушканчик, еж, носорог…

    Таких тем очень много: «Домашние птицы и дикие птицы»,  «овощи – фрукты», «ягоды – грибы»,  «деревья – кусты» и т.д. Постарайтесь подобрать как можно больше слов. Обратите внимание на редко употребляемые слова

    Вы называете животное, а ребенок – детеныша:

    ВЫ: У тигра…

    Ребенок: тигренок.

    Можно играть и наоборот, что тоже вызывает положительные эмоции и обогащает речь ребенка.

    Вы называете большой предмет, а ребенок-маленький:

    ВЫ: Стол

    Ребенок: столик

    Шкаф – шкафчик, ухо – ушко, цветок - цветочек и т.д.

    Обогащение словарного запаса за счет глаголов:

    Способы передвижения разных животных:

     Можно по очереди называть различных животных, которые

    ЛЕТАЮТ: птицы, бабочки, мухи, жуки, комары,..

    ПЛАВАЮТ: рыбы, дельфины, киты, моржи, утки…  

    ПОЛЗАЮТ..., ПРЫГАЮТ.

            Для закрепления предложите ответить на вопрос:

    А кто или что еще летает? (самолеты, вертолеты, ракеты, спутники, воздушные шары)

    А кто или что еще плавает? (лодки, катера, пароходы, поплавки)

    Назвать действия одного животного, характерные именно для него:

    ВЫ: Собака …

    Ребенок: стоит, лежит, бежит, лает, ест, играет, сторожит, выслеживает, кусает,  рычит,  грызет…

    Назвать голос животного, насекомого или птицы:

    ВЫ: Корова 

    Ребенок: мычит…                            

    Волк – воет,  лошадь – ржет,  медведь – рычит, змея – шипит и т.д.

    Обогащение словарного запаса именами прилагательными:

    ВЫ: Какое может быть яблоко?

              (цвет, вкус, размер, форма)

    Ребенок: Красное, сладкое, маленькое, круглое…

    ВЫ: Что еще может быть сладким? 

    Ребенок: сахар, мед, конфета, халва…

    ВЫ:  Что бывает желтым?:

    Ребенок: солнце, цыпленок, одуванчик…

    ВЫ: Что бывает горячим?:   

    Ребенок: утюг, печь, чайник…

    Усвоение названий противоположных признаков:

    ВЫ: Дерево высокое, а кустик:…

    Ребенок: низкий.

    ВЫ: Река широкая, а ручеек:…

    Ребенок: узкий

    Образование притяжательных прилагательных:

    ВЫ: У оленя голова …

    Ребенок: оленья                          

    ВЫ: У верблюда голова …

    Ребенок:  верблюжья

         Эти занятия не только значительно  обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами,  интерес к языку.

    Успехов Вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"

    Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью  создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитани...

    презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

    В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

    Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

    Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

    Методическая разработка "Элементы логопедической работы"

    Данная разработка подготовлена для учителей-логопедов, в работе с детьми имеющими нарушения речи....

    Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

    Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...