Методическая разработка "Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР"
методическая разработка на тему

Зуева Ольга Львовна

Система работы с детьми с ЗПР по формированию предложно-падежных конструкций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_tekst.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Презентация!

Формирование  грамматического  строя  речи -  занимает  особое  место  в  речевом  развитии  детей  с  задержкой  психического  развития,  поскольку  именно  грамматический  строй  является  тем  самым  творческим  началом,  которое  обеспечивает  использование  других  языковых  средств – лексических  и  фонетических,  в связной  речи.

Исследования  Боряковой  Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой, Хохловой  показали,  что  у детей  с  задержкой  психического  развития  старшего  дошкольного  возраста  отмечаются  значительные нарушения  словоизменения  всех  частей  речи. Причём  большие  трудности  были  обнаружены  при  усвоении  предложно – падежных  конструкций  имён  существительных.

  У  старших  дошкольников  было  отмечено  существенное  отставание  в  дифференциации  предлогов  в  импрессивной  и  экспрессивной  речи.

  В  исследованиях  Светланы  Владимировны  Зориной  было  выявлено два  уровня  нарушений  в  усвоении предложно-падежных  конструкций  детьми  с  ЗПР. !!!!!!!!!!!!

 К  наиболее  характерным  видам  нарушений  относятся:

  • Пропуск  предлога,  при  правильном  употреблении  флексии
  • Неправильное  выражение  падежных  окончаний  управляемых  слов
  • Замена  требуемого  предлога  другим  предлогом,
  • Замещение  предлога  гласными звуками.
  • Замена  одной  предложно-падежной  конструкции другой ППК.

Перечисленные  виды  ошибок  указывают   на  несформированность  у  детей  системы  предлогов  языка.

  Поэтому  особое  внимание  в  работе  с  детьми решила  уделить  вопросу – формирования  правильного  представления  о  лексическом  и  синтаксическом  значении предлога,  как  средства  выражения  связи  между  словами  в  словосочетании.

   Для  реализации  этой  цели  было  необходимо  решить  ряд  коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных  задач.

     В  начале  учебного  года  было  проведено  диагностическое  обследование  уровня  развития  грамматического  строя  детей  6-го  года  жизни.  В  частности, углублённо изучался  уровень  развития  предложно – падежных  конструкций. При  проведении диагностического  обследования  была  использована  методика  обследования речи  дошкольников  с  ЗПР  И.Д.Коненковой.

   Анализ  результатов  диагностики  показал,  что  наибольшие  трудности  у  детей  выявились в определении пространственных  отношений  с  помощью  предлогов.

Дети  испытывали  особые  затруднения:

- в  понимании предлогов – антонимов,

- в  подборе  пропущенного  предлога

- в  изменении падежного  окончания  в  соответствии  с  этим  предлогом.

  Диагностика  подтвердил, что  ошибки  в  использовании  падежей  и  предлогов у  детей  с  ЗПР  многочисленны и специфичны, и носят  как  продуктивный , так  и  непродуктивный  характер,  соответствующий  низкому  уровню их  грамматических  средств  языка.

   По  результатам  диагностики  можно  сделать было  вывод  о  необходимости    проведения  соответствующей  коррекционно-логопедической  работы  с  детьми.

  Для  этого мною  была  разработана  система  совместной  работы  по  формированию у  детей  с  ЗПР  предложно-падежных  конструкций,  в  которую  вошли :

  • Работа  с  детьми,
  • Работа  с  воспитателями  и  специалистами,
  • Работа  с  родителями.

Основным  блоком  этой  системы -  является  работа  с  детьми:

  • В  организованной  деятельности  через  систему  фронтальных, подгрупповых  и  индивидуальных  занятий,
  • В  совместной  деятельности
  • Через  создание   условий  предметно-развивающей  среды  группы  для  самостоятельной  деятельности  детей.

Основное  средство  для  создания  ППК -  это  обучение  детей  на  занятиях. Именно  на  них  дети  получают  образец, который  запоминают  и  используют, как  эталон  речи.

   В  план  коррекционно-логопедической  работы  с  детьми  были  включены  специальные  занятия,  посвящённые  изучению  определённого  предлога  и  занятия  на  их  дифференциацию.

Трудности,  возникающие  у  детей  на  данных  занятиях  при  усвоении предложно-падежных  конструкций -  решались  на  индивидуальных  занятиях.

  Учитывая  специфические  особенности  детей  с  ЗПР, в  работе  используются  разнообразные  методы  и  приёмы,  выведенные  на  слайде  в  традиционной  квалификации.

  Наряду  с  основными  словесными  методами,  такими  как  беседа,  объяснение,  вопрос,  сравнение  слов, широко  применяю  речевые  упражнения,  основанные  на  использовании   художественного  слова. Были  разработаны  комплексы  стихотворений:

 В  одних  из  которых  часто  встречается  тот  или  иной  предлог:

Например:

В  квартире номер 8 девочка сидит

В комнате  у  девочки  шкаф  большой  стоит.

В  том  шкафу  коробочка,

В коробочке – пакет.

А что в  пакете  спрятано –

Для  всех  большой  секрет!

В  день  8 Марта  откроется  секрет

Подарок  маме  спрятала  девочка  в  пакет.

В  нём  хранится  вышитый  дочерью  цветок.

Вот  так  подарок  спрятать помог  простой  предлог!

   Другие были  направлены  на  формирование  навыка правильного  употребления  предлогов – антонимов.

Например:

На  кровати  спит Серёжа,

А  под  ней  ковёр  лежит.

Поменяем  мы  предлоги,

Смысл  из  текста  убежит.

Под  кроватью мальчик  спит,

А  на  ней  ковёр  лежит1

Словесные  методы  обучения  использовала  в  тесной  взаимосвязи  с  наглядными  методами. Так, стихотворения  о  предлогах  подкрепляла  соответствующими  иллюстрациями. А  на  занятиях  по  подготовке  к  обучению  грамоте  использовала  различные  схемы  предлогов.

 Особую  значимость  для  развития  предложно-падежных  конструкций  у  детей  с  ЗПР играют  практические  методы  обучения.

  Для  этого   в  работе  использую разнообразные  дидактические    пособия,  сенсорные  панно, коврографы, как  индивидуальные,  так  и  для  погрупповых  занятий,  занимаясь  на  которых  дети  учатся  определять  пространственные  отношения  между   предметами  с  помощью  предлогов.

  Совместно  с  родителями  мы  изготовили  ряд  макетов  по  изучаемым  лексическим  темам « Лес», «Водоём», «На лугу»  и  многие  другие,  которые  дети  обыгрывают  как  на  занятиях, так   и  в  свободной  деятельности,  закрепляя  правильное  использование ППК.

   Так как  предложные  конструкции  связаны  с  основными  формами  косвенных  падежей, знакомила  с  предлогами  на  материале  словосочетаний  и  несложных  фраз.

   Учитывая  индивидуальные  и  специфические  особенности  детей  с  ЗПР, использовалась  следующая  последовательность  изучения  предлогов.

  Данные  предлоги  появляются  в  числе  первых,  являются  обиходными  и  легко  моделируются в  процессе  наглядной  демонстрации.

  В  процессе  обучения  первоначально  осуществляется  работа  над  отдельным  предлогом,  затем  проводится  работа  по  дифференциации предлогов.

    Работа  ведётся  в 3 этапа. На  каждом  этапе  коррекционно-логопедическое  воздействие осуществляется  по  следующим  направлениям, представленным  на слайде.

 Знания, полученные  на  фронтальных, подгрупповых, индивидуальных  занятиях  дети  закрепляют в  совместной  со  взрослыми  и  в  свободной деятельности.

  Особое  значение  имеет   предметно-развивающая  среда, созданная  в  соответствии с  основными  принципами её  организации:

  • Принципом  комплексирования  и  гибкого  зонирования,
  • Принципом  динамичности  и  статичности,
  • С учётом  полоролевого  подхода,
  • С  учётом  интересов  ребёнка.

Именно  насыщенная  предметно-развивающая  среда  стимулирует  детей  к  правильному  использованию  предложно-падежных  конструкций в процессе  общения  как  со  взрослыми  так  и  со  сверстниками.

  Следующий  блок  нашей  системы – это  взаимосвязь   в  работе  с  воспитателями  и  специалистами.

  Успех  коррекционной  работы   с детьми  во  многом  зависит  от  слаженности и  преемственности  всего  психолого-педагогического  коллектива.

 Совместно  мы  осуществляем  тематическое, перспективное  планирование,  обсуждаем  план  индивидуально-коррекционной  работы  с  каждым  ребёнком.

  Для  воспитателей   и  специалистов  провожу  консультации  по  использованию  дидактического  материала,  по  развитию  среды  для  формирования  предложно-падежных  конструкций.

  За «круглым  столом»  решаем  вопросы  поиска наиболее эффективных  приёмов  работы  с  каждым  ребёнком.

  Совместная  работа  с  родителями  является  неотъемлемой  частью  коррекционного  процесса  и  проводится  в  двух  направлениях:

- коллективно,

- индивидуально.

  Для  коллектива  родителей  организую  общие  консультации, выставки, оформляю информационные  и  тематические  стенды. В  папках-передвижках  подбираю  тематический  материал  по  изучаемым  предлогам с  иллюстрациями  и  практическими  рекомендациями.

  Общаясь  с  родителями  индивидуально,  я  получала  возможность  установить  с  ними  отношения, основанные  на  взаимном  уважении,  наметить  пути  помощи  ребёнку  при  возникновении трудностей  в  употреблении  предложно-падежных  конструкций. Родители  с  интересом  и  с  большим  удовольствием  участвовали  в  изготовлении  пособий,  которые  используются  детьми  на  занятиях  и  в  свободной  деятельности.

    Проведённое  диагностическое  обследование  в  конце  учебного  года  показало  положительную  динамику уровня  развития ППК.

В  основном все  дети  усвоили  лексическое  значение каждого   изученного предлога, научились  дифференцировать близкие  и  противоположные  по  значению  предлоги. В достаточной  степени   сформировались  умения  строить  словосочетания и  выделять  предлоги  как  самостоятельные  части  речи.

  На  диаграмме  хорошо  видна  динамика  уровня  развития ППК. Появились  дети  с  высоким  уровнем и средне-высоким  уровнем развития. Количество детей с  высоким  уровнем  выросло от 0% до 9%. Отмечается   снижение  количества  детей  с  низким  и  средне-низким  уровнем  развития ППК.

  В  этом  году  мы  осуществляем  подбор методов  и  приёмов  в  работе  с  детьми  по  использованию  ими  более  сложных  предложно-падежных  конструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.

Формирование предложно - падежных конструкций у        учащихся начальных классов.       Формирование грамматического строя речи занима...

публикация Формирование предложно – падежных конструкций .

   Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...

Формирование предложно-падежных конструкций.

Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам....

Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи

Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников....

Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".

В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление  детей с предлогами в игровой форме....