Формирование предложно-падежных конструкций.
картотека на тему

Татьяна Николаевна Эртель (Матвеева)

Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_padezhnyh_konstruktsiy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Игры и упражнения для формирования падежных конструкций.

Структура построения занятий

• Упражнения на развитие понимания нужной падежной формы.

• Упражнения в практическом образовании падежных форм существительных (в однословных ответах) у доски, затем с места.

• Практические упражнения в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа. Упражнения в сопоставлении различных падежей.

• Закрепление материала в дидактических играх или стихотворении. Рекомендуется начинать с форм существительных ед. и мн. числа именительного падежа, затем знакомить с формой винительного падежа, т. к. она близка к форме именительного падежа и является наиболее легкой по сравнению с другими. Далее переходят к формам дательного и творительного падежей, как наиболее доступным и конкретным. В последнюю очередь знакомят с формами родительного и  предложного падежей, что диктуется связью некоторых форм этих падежей с предлогами.

Порядок работы над предложными конструкциями

1. В начале дети слушают логопеда, который голосом подчеркивает формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию понимания нужной падежной формы.

2. В игровой форме многократно тренируется однословный ответ с утрированным произношением окончания.

З. Заучивание наизусть словосочетаний, фраз, содержащих форму проработанного падежа и состоящих сначала из существительного и глагола, затем к ним добавляется прилагательное с окончаниями -ой, -ай, -ые и другие части речи.

Первыми следует отрабатывать беспредложные конструкции, а затем переходить к предложным.

На начальных этапах речевой материал должен быть предельно простым, фразы легкими, короткими, не затрудняющими детей.

Нельзя допускать механического заучивания падежных форм. Надо, по возможности, меньше работать с изолированными словами, и как можно быстрее переходить к речевым упражнениям на разнообразном материале.

4. Для развития у детей вопросно-ответной формы речи нужно постепенно приучать их к самостоятельному конструированию фразы с употреблением слов в нужной падежной форме.

5. Использование различных видов речевых упражнений, многократные повторения в разнообразных тренировочных упражнениях помогают образовывать сложные стереотипы.

На каждой изучаемой форме надо задерживаться до тех пор, пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной конструкции, и лишь после этого переходить к новому материалу. В течение года необходимо многократно возвращаться к этой теме.

При овладении категорий имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что детям трудно отключаться от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, сведение надежных форм к начальной форме именительного падежа и взаимозаменяемость форм косвенных падежей. ( Девочка возит лошадка)

Аграмматизм падежных форм встречается из-за ошибочного родового оформления (сказала  про зайчику). Существительные женского рода усваиваются легче среднего рода - труднее.

Предлоги опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных.  (Дети едут на санки)

Наблюдаются ошибки и при образовании форм множественного числа, и при их изменении по падежам ( это котенок, а это котёнки)

Число грамматических ошибок значительно возрастает, если ребенок начинает употреблять распространенные предложения. Причина - отсутствие умения контролировать, как и содержание, так и форму.

Основное средство формирования грамматически правильной речи - обучение детей на специальных занятиях. Слово, его изменение по падежам и числам, словосочетание и предложение становятся содержанием их умственной работы. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи.

Развитие навыка самостоятельного изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определенный тип окончания, должно опираться на взаимосвязь между разными разделами работы по грамматическому строю речи. Тка при изменении надежных форм прилагательных надо опираться на склонение существительных.

К основным приемам обучения на таких занятиях относятся:

- образец;

- объяснение;

- повторение;

- пример правильной речи ребенка;

- употребление сопряженной речи, а за ней отраженной для тех, у кого ошибки устойчивы;

- сравнение (сопоставление) слов;

- исправление;

- подсказка.

Существенная роль в процессе обучения отводится работе над ошибками. Исправлять ребенка нужно тактично и осторожно, не в момент речи, а по окончании фразы, чтобы не нарушить ход его мыслей. Саму ошибку лучше не повторять. Только с ребенком, имеющим более развитую речь, можно на слух сравнивать правильно сказанное слово с его ошибочной формой.

Игры и упражнения для формирования падежных конструкций.                                                                     Именительный падеж

«Назови парные  картинки»

 Шар шары, оса осы; кубик кубики; глаз глаза; стул стулья.

«Назови картинки по порядку»

Запомнить, перевернуть - назвать их в том же порядке.

«Найди себе пару».

 Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением

одного предмета, вторая с изображением нескольких.

Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой -  «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.

«Ау вас?» (по картинкам, игрушкам, предметам)

У меня кукла, а у тебя? -  А у меня куклы? “

«Назови  кто это?»  (по парным картинкам) Котенок - котята.

«Кто пришел и кто ушел?»

(по фигуркам или картинкам животных и их детенышей)

«Кто что нарисовал?»

Что нарисовал мальчик? Шар.

- Что нарисовала девочка? - Шары.

Родительный падеж

С числительными понятиями много, мало, 2,3,4,5.

«один – много»: конь - коней, гусь - гусей.

В лесу много деревьев, грибов, ягод... “

«Чего здесь много, а чего мало? «Чего много в магазине?

По стихотворению С. Махалкова  «Андрюшка»

 Лежали на полке,                                                                                                                                                                              Стояли на полке                                                                                                                                                                               Слоны и собаки,                                                                                                                                                                                      Верблюды и волки,                                                                                                        Пушистые кошки.                                                                                                           Губные гармошки                                                                                 

  И утки, и дудки,                                                                                                                     

 И куклы - матрешки.

«Угадай, чего не стало?»

Дательный падеж

Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие. С предлогом У, к которому направлено действие для обозначения предмета. С предлогом  По, для обозначения места.

«Кому  дать?»

 Встали дети в кружок,  

Увидали флажок.                                                                                                                                                         Кому дать, кому дать,

Кому флаг передать?  

 - Я дам флажок Кате. ( чему обрадовалась девочка?) ( кто  к кому подошел?)

 К чему подъехала машина?

Винительный падеж.

Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

Инсценировка сказки «Репка»

Уродилась репка,

Вросла в землю крепко.

Тянет дед, потянет,

Вытянуть не может.

Кто придет в огород,

Кто ему поможет?

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Вытащили, Вытащили репку.

«Экскурсия в зоопарк»                                                                                                             Кого ты видел в зоопарке?  

Творительный падеж

Чем ты будешь рисовать шар?                                                                                                    Ручкой, кисточкой, карандашом...                                                                                                                        Чем еще можно рисовать?                                                                                                                                  Кто чем работает “                                                                                                                                                «закончи предложение» С признаками времени.                                                                                            Когда это бывает?,   3имой весной, вечером и т. д.

Предложный падеж

Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом О.

«Кто о ком заботиться?»

Лиса о лисятах, кошка о котятах?

«Кто где живет?»

Медведь в берлоге, лиса в норе.

«Где хранят вещи?»

В шкафу, в буфете.

«Что где растет?»

Ель, яблоня, ромашка.

«Где лежит, стоит предмет.»

«Догадайся, где я был?»

 Я видел белку и ежа… в лесу.

«Кто где?»

Скворцы на березе, дети на диване.

Где их можно увидеть?

 В лесу, зоопарке, в цирке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.

Формирование предложно - падежных конструкций у        учащихся начальных классов.       Формирование грамматического строя речи занима...

публикация Формирование предложно – падежных конструкций .

   Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...

Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи

Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников....

Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".

В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление  детей с предлогами в игровой форме....