Консультация для педагогов:"Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики".
консультация на тему

Данная консультация  рассказывает о необходимости проведения физкультминуток на занятиях и правильной их организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzov._fizmin._dlya_razv._paltsevoy_motoriki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

        В  настоящее  время  рядом  исследователей  (М. И. Кольцова,  Е. И.  Исенина,  А. В.  Антакова-Фомина  и  др.)  доказано,  что  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук  положительно  сказывается  на  становлении  детской  речи.  А  сотрудники  Института  физиологии  детей  и  подростков  АПН  РФ  установили,  что  развитие  тонких  движений  пальцев  рук  положительно  сказывается  на  функционировании  речевых  зон  в  коре  головного  мозга.  Тесную  связь  пальцевой  моторики  с  работой  речевых  зон  подтверждает  и  тот  факт,  что  переучивание  левшей  в  дошкольном  возрасте  нередко  является  одной  из  причин  возникновения  заикания. В  специальной  литературе  (Н. С.  Жукова,  Е. М. Мастюкова,  Т. Б. Филтчева,  М. В. Ипполитова)  имеются  описание  приемов  для  развития  и  совершенствования  моторики  пальцев  рук  детей  с  нарушениями  речи,  приведены  разнообразные  игры  и  упражнения,  помогающие  этому.  Их  логопед  проводит  на  некоторых  занятиях.

         Однако,  учитывая  важность  проблемы,  а  также  большую  плотность  всех  занятий  логопеда,  необходимо,  чтобы  часть  данной  работы  выполняли  воспитатели.  Если  заниматься  с  детьми  индивидуально  в  свободное  от  занятий  время,  то  такая  эпизодическая  учебная  деятельность  не  даст  заметного  положительного  эффекта.  Для  достижения  желаемого  результата  необходимо  сделать  работу  по  развитию  пальцевой  моторики  регулярной,  выделив  для  этого  время  на  занятиях  воспитателя.

          Оптимальным,  является,  использование  в  указанных  целях  физкультминуток.  Физкультминутка  как  элемент  двигательной  активности  предлагается  детям  для  переключения  на  другой  вид  деятельности,  повышения  работоспособности,  снятия  нагрузки,  связанной  с  сидением.  Если  проводить  пальцевую  гимнастику  стоя,  примерно  в  середине  занятия  воспитателя,  такая  гимнастика,  послужит  сразу  двум  важным  целям  и  не  потребует  дополнительного  времени.

           Однако  традиционно  физкультминутки  проводятся  в  сочетании  движений  с  речью  детей.  Для  детей  логопедических  групп  проговаривание  стихов  одновременно  с  движением  обладает  рядом  преимуществ:  речь  как  бы  ритмизуется  движениями,  делается  более  громкой,  четкой  и  эмоциональной,  а  наличие  рифмы  положительно  влияет  на  слуховое  восприятие.  Это  вызывает  необходимость  составить  для  каждого  из  пальцевых  упражнений  подходящий по  смыслу  стихотворный  текст.  И  как  показывает  опыт,  сочетание  пальцевых  упражнений  с  речевым  сопровождением  в  стихотворной  форме  позволяет  достичь  наибольшего  обучающего  эффекта.

           При  проведении  физкультминуток  ставятся  следующие  задачи:

  1. Сочетать  игры  и  упражнения  для  тренировки  пальцев  с  речью  детей.
  2. Сделать  работу  по  совершенствованию  пальцевой  моторики  регулярной,  выделив  для  нее  оптимальное  время.
  3. Повысить  у  детей  интерес  к  подобным  упражнениям,  превратив  их  в  занимательную  игру.

           Известно,  что  длительность  физкультпаузы  на  одном  занятии  составляет  2-3  минуты.  Физкультминутки  надо  проводить  на  каждом  занятии  воспитателя.  Таким  образом,  общая  сумма  времени  для  развития  пальцевой  моторики  составляет  для  ребенка  6-9  минут  в  день.  Физкультминутка  проводится  примерно  в  середине  занятия.  Дети  при  этом  стоят  около  своих  стульчиков  и  вместе  с  воспитателем  проговаривают  стихотворный  текст,  сопровождая  его  определенными  движениями  пальцев  рук.

            В  одной  физкультминутке,  по  возможности,  должно  содержаться  наибольшее  количество  разнообразных  пальцевых  движений,  которые  по  смыслу  сочетались  бы  с  произносимыми  стихами.  В  начале  работы  у  большинства  детей  наблюдается  ряд  трудностей:  пальцы  малоподвижны,  их  движения  неточны,  темп  даже  самых  легких  упражнений  замедлен.

           Но  уже  к  концу  4-го  месяца  дети,  с  которыми  проводятся  физкультминутки  для  развития  тонких  движений  пальцев  рук,  овладевают  самыми  сложными  упражнениями.  Также  эти  дети  быстрее  овладевают  правильным  произношением  звуков.  При  обучении  элементам  письма  они  демонстрируют  лучший  нажим,  проводят  более  «уверенные»  линии,  ровнее  держат  строчку,  сохраняют  наклон  букв;  лучше  справляются  с  программными  требованиями  по  изобразительной  деятельности.

           В  ходе  физкультминуток  детям  предлагается  как  бы  «конструировать»  из  пальцев  рук  различные  предметы  и  объекты.  Дети  изображают  зайцев,  собак,  кошек,  деревья  и  т.п.  Такая  необычная  игровая  деятельность  вызывает  у  ребят  ярко  выраженный  интерес  и  эмоциональный  настрой.  Это  позволяет  предельно  мобилизовать  их  внимание.  Желание  детей  быстро  и  точно  воспроизвести  пальцевую  фигуру  стимулирует  запоминание.  Часто  заученные  сценки-упражнения  дети  уже  по  собственной  инициативе  воспроизводили  в  самостоятельных  играх.

          Таким  образом,  включение  упражнений  на  развитие  пальцевой  моторики  в  виде  физкультминуток  на  занятиях  воспитателей  играет  положительную  роль  в  коррекционном  обучении  детей  с  нарушениями  речи.  Такой  подход  позволяет:

  1. Регулярно  опосредованно  стимулировать  действие  речевых  зон  коры  головного  мозга,  что  положительно  сказывается  на  исправлении  речи  детей.
  2. Совершенствовать  внимание  и  память  -  психические процессы,  тесно  связанные  с  речью.
  3. Облегчает  будущим  школьникам  усвоение  навыков  письма.

          Вот  примеры  некоторых  физкультминуток,  используемых  для развития  пальцевой  моторики  у  детей  с  нарушениями  речи.

          В  начале  обучения  проводятся  физкультминутки,  на  которых  дети  выполняют  упражнения  с  легкими  пальцевыми  движениями:  соединяют  одноименные  пальцы  обеих  рук  или  поочередно  соединяют  пальцы  рук  с  большими  пальцами.  Упражнение  сопровождается  чтением  стихов.  Например:

                                            «Дружба»

          Дружат  в  нашей  группе  девочки  и  мальчики

                        (пальцы  рук  соединяют  ритмично  в  «замок»).

          Мы  с  тобой  подружим  маленькие  пальчики

                        (ритмичное  касание  одноименных  пальцев  обеих  рук).

          Раз,  два,  три,  четыре,  пять  (поочередное  касание  

                          одноименных  пальцев,  начиная  с  мизинцев),

          Начинай  считать  опять.

          Раз,  два,  три,  четыре,  пять.

          Мы  закончили  считать  (руки  вниз,  встряхнуть  кистями).

         Затем  проводятся  упражнения,  с  помощью  которых  дети  учатся  поочередно  разжимать  пальцы  рук  из  кулака.  Это  уже  более  сложные  движения.  

                                              «Домик»

          Раз,  два,  три,  четыре,  пять

              (разжимание  пальцев  из  кулака  по  одному,  начиная  с  большого),

          Вышли  пальчики  гулять

               (ритмичное  разжимание  всех  пальцев  одновременно).

          Раз,  два,  три,  четыре,  пять  (сжимание  по  очереди  широко  

                расставленных  пальцев  в  кулак,  начиная  с  мизинца),

          В  домик  спрятались  опять

                (ритмичное  сжимание  всех  пальцев  одновременно).

          Часть  упражнений,  в  которых  используется  поверхность  стола,  проводятся,  не  поднимая  детей  со  стульчиков.

           Такие  упражнения  полезно  сочетать  с  традиционными  (динамическими)  физкультминутками,  чтобы  обеспечить  дошкольникам  двигательную  активность.

                                              «Прогулка»

       (При  выполнении  этого  упражнения  дети  сидят  на  своих  местах  и  ритмично,  поочередно,  скачками  двигают  по  поверхности  стола  от  себя  к  противоположному  краю  прямые  пальцы  обеих  рук.)

         Пошли  пальчики  гулять  (пальцы  сжаты  в  кулаки,  большие

               пальцы  опущены  вниз  и  как  бы  прыжками  двигаются  по  столу),

         А  вторые  -  догонять

               (ритмичные  движения  по  столу  указательных  пальцев).

         Третьи  пальчики  -  бегом

               (движение  средних  пальцев  в  быстром  темпе),

         А  четвертые  -  пешком

             (медленное  движение  безымянных  пальцев  по  поверхности  стола).

         Пятый  пальчик  поскакал

              (ритмичное  касание  поверхности  стола  мизинцами)

          И  в  конце  пути  упал

              (хлопок  кулаками  по  поверхности  стола).

        Некоторые  упражнения  имитируют  знакомые  детям  бытовые  действия:

                                     «Засолка  капусты»

          Мы  капусту  рубим  (резкие  движения  прямыми  кистями  рук

                                                                                                         вниз  и  вверх),

          Мы  морковку  трем  (пальцы  сжаты  в  кулаки,  движение  кулаков

                                                                                                    к  себе  и  от  себя),

          Мы  капусту  солим  (движение  пальцев,  имитирующих  посыпание

                                                                                                  солью  из  щепотки),

          Мы  капусту  жмем

                                     (интенсивное  сжимание  пальцев  рук  в  кулаки).

         Некоторые  упражнения  связаны  с  символическим  изображением  предметов  или  действий  с  ними.  Например:

                                          «В  домике»

           Стол  стоит  на толстой  ножке  («стол»),

           Рядом  стульчик  у  окошка  («стул»),

           Два  бочонка  под  столом  («бочонки»  обеими  руками),

           Вот  такой  я  видел  дом  («дом»).

         Некоторые  упражнения  связаны  с  изображением  растений:

                                           «Цветок»

            Вырос  высокий  цветок  на  поляне

                                                            («цветок  с  закрытыми  лепестками»),

            Утром  весенним  раскрыл  лепестки  (развести пальцы  рук).

            Всем  лепесткам  красоту  и  питание

                                           (ритмичные  движения  пальцами  вместе  и  врозь)

            Дружно  дают  под  землей  корешки  («корни»).

         Большое  число  упражнений  связано  с  изображением  животных  и  птиц:

 

                                             «Зайцы»

            Скачет  зайка  косой  («зайчик»  правой  рукой)

            Под  высокой  сосной  («дерево»  правой  рукой),

            Под  другою  сосной  («дерево»  левой  рукой)

            Скачет  зайка  второй  («зайчик»  левой  рукой).

 

                                        «Кошка  и  собаки»

            Вышла  кошечка  вперед  («кошка»  правой  рукой),

            К  нам  идет,  хвостом  играет

                                  (левой  ладонью  машем  у  основания  правой  кисти).

            Ей  навстречу  из  ворот  («ворота»)

 

           Две  собаки  выбегают  («собаки»  обеими  руками).

        В  заключении  надо  отметить,  что  опыт  проведения  этих  и  подобных  им  физкультминуток  на  занятиях  воспитателей  оказывается  весьма  положительным  не  только  в  логопедических,  а  также  и  в  массовых  группах  для  детей,  не  имеющих  отклонений  в  речевом  развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ"

Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках  по физической культуре в ДОУ. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш сов...

Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»

Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Консультация для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...

Консультация для педагогов «Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческ...