Семинар-практикум для родителей "Я готов читать"
консультация по теме

Павлова Татьяна Олеговна

Как учить детей чтению, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного коррекционного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Я готов  читать»

I Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как учить детей чтению, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного коррекционного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Что такое грамота для нашего ребёнка – это овладение умением читать и писать по образцу, под диктовку, списывать с печатного и письменного текста. К концу учёбы в школе ребёнок может научиться писать по памяти свою фамилию, имя, адрес и телефон, читать доступные по содержанию рассказы, вывески магазинов и учреждений.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи в чтении и письме. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать и дома, при выполнении домашних заданий и закреплении пройденного в классе материала.

Я хочу вас познакомить с основными компонентами, которые входят в процесс обучения грамоте в нашем классе:

  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Умение выделять начальный гласный из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные.
  • умение работать с разрезной азбукой.
  • владение навыками послогового чтения.

Обучение грамоте – важный период в жизни каждого учащегося. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от меня и от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в пропедевтический период, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому предлагаю вам некоторые основные понятия, используемые мной на уроках чтения и обучения грамоте, а  затем мы с вами попробуем применить эти знания в практических упражнениях. В результате сегодняшнего практикума вы поймёте, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

II. Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные) 

А вот наш любимый стих про звуки:

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь".

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки  обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.  Согласные звуки  обозначают синим цветом.

Мягкий знак и твёрдый знак это буква, а не звук!!!

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
  • быстро найти в разрезной азбуке.

А теперь разберём  слово      

  • называем звуки по – порядку;
  • выделяем гласные;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог - МАЙ
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • какой 3-ий звук? (Й) Какой это звук? (согласный)
  • произносим 2 слог? – КА
  • какой звук в этом слоге1-й? (К) Какой это звук? (согласный)
  • какой звук 2-й? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного анализа слова обозначим каждую букву, соответствующим по цвету магнитным кружком. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя карточка со словом)

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. Правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Задание:

1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4 слов.

2. Работа с деформированными предложениями.

Рекомендации родителям по обучению детей грамоте.

1. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

5. Максимальная продолжительность занятий для детей дома составляет 15-25 минут.

6. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже малейшие достижения и удачи вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

К работе прилагается презентация и опросник для родителей.

Семинар практикум «Я готов  читать?»

Опросник для родителей.

1.Как вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары практикумы для родителей в школе. Почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Что нового вы узнали из семинара?________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пригодятся ли вам полученные из семинара знания в помощи обучения вашего ребёнка дома?_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...