Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему

Милицкая Ольга Николаевна

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: докладчики, исследователи и аналитический отдел. Использовались следующие виды учебной деятельности: работа со словарём, составление плана работы семинара, анализ стихотворения абсурдного истолкования без знаков препинания для мотивации изучения пунктуации,  доклады учащихся, цифровой диктант, взаимопроверка, составление и анализ таблицы-вывода, исследовательско-практическая работа, работа в тетради с параллельным выполнением задания на интерактивной доске. Творческое домашнее задание с продолжением темы урока. К разработке урока прилагается демонстрационный материал для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny.doc75 КБ
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny.p.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№4 г. Навашино Нижегородской области

Разработка урока по русскому языку

Семинар-практикум по теме «Обобщение и систематизация

изученного о предложениях с однородными членами»

Учитель I категории Милицкая О.Н.

Цели урока:

     

Образовательные:

- обобщить и систематизировать материал по указанной теме;

- совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, учить выполнять пунктуационный анализ предложений;

Развивающие:

- совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

- формировать умение самостоятельно подбирать материал к докладу, давать оценку выступающему;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе и родному языку;

- воспитывать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступая перед аудиторией.

Оборудование: интерактивная доска, диск с демонстрационным материалом, карточки с домашним заданием. (Приложение)

Ход урока

Вид работы

Работа

детей

Работа

учителя

I

Оргмомент. Сообщение темы урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: семинар-практикум по теме «Предложения с однородными членами».

Запишите число и тему в тетрадь.

Запись в тетрадь числа и темы урока

Слайд№1

II

Деление класса на группы:

  1. Докладчики
  2. Исследователи
  3. Аналитический отдел

III

Лексическое значение слова «семинар-практикум»

- Давайте узнаем в Словаре иностранных языков значение слов «семинар» и «практикум».

Семинар – особая форма групповых занятий по учебному предмету или теме при активном участии учащихся, которое заключается в сообщениях, обсуждениях вопросов.

Практикум – вид практических занятий по какому-либо учебному предмету. Такой вид работы предопределяет активную практическую работу. Цели нашего семинара-практикума – обобщить и систематизировать материал по теме, совершенствовать пунктуационные навыки.

Доклад ученика

Слайд№2

IV

Мотивация изучения пунктуации

- Назовите раздел языкознания, который мы сейчас изучаем. (Синтаксис)

- Назовите языковую единицу, о которой идёт речь. (Предложение)

- Какой раздел языкознания содержит правила постановки знаков препинания? (Пунктуация)

- А так ли важно ставить знаки препинания?

Послушайте пример абсурдного истолкования смысла, если нет запятых:

Кисель там варят из резины

Калоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки…

- Расставьте запятые правильно, прочтите, соблюдая интонацию.

- Поскольку мы убедились в важности роли знаков препинания, в необходимости правильно их использовать в предложении, давайте вспомним, какие знаки препинания употребляются в предложениях с однородными членами. Для этого составим план работы нашего семинара.

Ответы детей.

Чтение

Слайд№3

V

             План  работы семинара

  1. Общий обзор теоретического материала по вопросу:

А) понятие об однородных членах предложения;

Б) однородные и неоднородные определения;

В) роль сочинительных союзов при однородных членах предложения;

Г) обобщающие слова при однородных членах предложения;

    2. Исследовательско-практическая работа.

Слайд№4

VI

     Актуализация опорных знаний

Работа по плану:

1а) С примерами из художественных произведений;

Б) аналогично

Докладчики отвечают, рецензенты дают оценку ответам.

            Цифровой диктант

- Опираясь на знания и умение разграничивать однородные и неоднородные определения, выполним цифровой диктант. Образуйте две колонки «О» и «Н». Туда мы будем записывать только порядковый номер предложения.

  (Запись предложений в цифровом варианте)

  1. Глубокая, дремучая старина окружала детство моё на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский пароход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Леднёв боролся с таким же рослым, здоровым парнем.
  5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол.
  6. Мы купили для рыбалки надувную резиновую лодку.
  7. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике.
  8. Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.
  9. Все они хотят светлого, солнечного неба.

Давайте обменяемся тетрадями и выполним взаимопроверку.

                     О                     Н

          1,4, 7, 9                 2,3,5,6,8

1в)  Выступление докладчика с примерами

- Сейчас я буду диктовать примеры, а исследователи пояснять наличие или отсутствие знаков препинания.

1. С утра я убегаю на пруд или в рощу.

2. Вечером степь то розовеет, то становится синей.

3. Мороз крепчал и щипал лицо.

4. Птицелов должен знать не только птичьи голоса, но и повадки птиц.

5. Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.

6. Успехи мои были медленны, но благонадёжны.

Составление и анализ

таблицы-вывода

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами [O, а O] [O, но O] [O, зато O]

Соединёнными одиночными соединительными или разделительными союзами:

[O и O]

[O или O]

2. Перед повторяющимися союзами [O, и O, и O] [ни O, ни O] [то O, тоO ]

3. Перед второй частью двойных союзов [как O, так и O]

-Исключительно большое значение для развития логического мышления и формирования пунктуационных навыков имеет изучение обобщающих слов в предложениях с однородными членами.

(Заслушаем докладчика по вопросу 1г)

Работа докладчиков

Работа в тетради

Взаимопроверка

Работа аналитического отдела

Докладчик

Слайд№5

Слайд№6

VII

Исследовательско-практическая работа

- Давайте проанализируем, где чаще всего мы можем встретить предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения? Послушаем исследователей.

- Для ответа на наш вопрос обратимся к стилистике, важному разделу языкознания, изучающему особенности разных типов речи. Находим такие предложения

    1. В деловом стиле:

 На заседании присутствовали Иванов, Петров…- все члены профсоюза.

  1. В научном стиле:

Для составления смеси нужно взять мяту, валериану…- успокоительный сбор.

  1. В художественном стиле:

Поднялось солнце и залило волнами света и тепла водную гладь и потопленный лес. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы…

- Вопрос аналитическому отделу: для чего здесь использованы однородные члены предложения?

( Для передачи динамики событий, для точного описания происходящего. Предложения «неравнодушны» к стилю речи, жанру высказывания, задаче автора.)

           Работа в тетради.

- Запишите, расставьте знаки препинания, объясните. (Если позволяет время можно записать и расставить знаки в тексте на доске)

Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна, кустарники среди домов нового микрорайона – всё это принадлежит нам. Бездушно спиленный тополь, затоптанный сад, «безмерный» букет лесных цветов, выловленная в речушке рыба – всё это удар по запасам природных богатств.

         

 Все богатства русского пейзажа

          В полное владенье нам даны:

          Вьюжных зим серебряная      пряжа,

          Кружево весеннее весны.

               Цените слух, цените зренье,

               Любите зелень, синеву –

      всё, что

               Дано нам во владенье

               Двумя словами: « Я живу!»

       

Ответ аналитического отдела

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

VIII

Итоги урока. Оценка работ.

- Итак, сегодня все хорошо потрудились: вспомнили теорию вопроса и тренировались применять правила на практике. Особенно хотелось бы отметить работу…

IX

    Домашнее задание

- На дом вы получаете творческое задание: мини-сочинение на тему «Всё в лесу может обернуться сказкой». Вы продолжите работу урока: тема природы в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Посмотрите на возможные вступления, а последние предложенные строки могут быть эпиграфом:

1. Вообще всё в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными крылышками, - всё это может обернуться сказкой. (К.. Паустовский)

2. На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетённый долгими травами ольшаник походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря. (Ю. Нагибин)

       Счастья ли полон,

          Плачу ли я,

     Ты – благодатная тайна моя…лес.

Раздать карточки с заданием

Слайд№10

X

Завершение урока

- Урок окончен. Отдыхаем.



Предварительный просмотр:

Семинар - (лат. seminarium – рассадник) – особая форма групповых занятий по учебному предмету или теме при активном участии учащихся, которые заключается в сообщениях, обсуждениях вопросов.

Практикум (греч. praktikos – деятельный) вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки…

План семинара

  1. Общий обзор теоретического материала по вопросу:

а) понятие об однородных членах предложения;

б) однородные и неоднородные определения;

в) роль сочинительных союзов при однородных членах предложения;

г) обобщающие слова при однородных членах предложения;

  1. Исследовательско-практическая работа.

Правильные ответы

О

Н

1, 4, 7, 9

2, 3, 5, 6, 8

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами [, а ] [, но ]

                 [, зато ]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами:

[ и ]

[ или ]

2. Перед повторяющимися союзами [, и , и ]

                 [ни , ни , ни ]

                 [то , то ]

3. Перед второй частью двойных союзов [как , так и ]

1. В деловом стиле:

На заседании присутствовали: Иванов, Петров…

2. В научном стиле:

Для составления смеси нужно взять: мяту, валериану…

3. В художественном стиле:

Поднялось солнце и залило волнами света и тепла водную гладь и потопленный лес. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы …

        Вся природа дерево в сквере ромашковая поляна кустарники среди домов нового микрорайона все это принадлежит нам. Бездушно спиленный тополь затоптанный сад «безмерный» букет лесных цветов выловленная рыба в речушке   все это удар по запасам природных богатств.

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны

Вьюжных зим серебряная пряжа

Кружева зеленые весны.

Цените слух   цените зренье

Любите зелень синеву все что

Дано нам во владенье

Двумя словами: «Я живу!»

Счастья ли полон,

Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя…

1. Вообще все в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными крылышками, - все это может обернуться сказкой.

К. Паустовский

2. На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря.

Ю. Нагибин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»

Цель урока: учащиеся должны  уметь-  распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...

Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...

Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"

Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены  следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сот...

Открытый урок в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе"

Открытый урок (с использованием сингапурского метода обучения) на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе". В материале содержится план-конспект урока, презентация....

Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".

Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по  предложенной теме....