РМО учителей работающих с детьми ОВЗ
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

15.12.2017г состоялось второе заседание учителей работающих с детьми ОВЗ.Тема моего выступлени "Приём эстетического развития школьника посредством погружения в мир искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_esteticheskoe_vospitanie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приём эстетического развития школьника посредством погружения   в мир искусства-

Эстетическое развитие ребенка с нарушением интеллекта происходит значительно медленнее.Ребенок с нарушением интеллекта не может найти в окружающей обстановке предметы определенного цвета, не умеет дифференцировать звуки и т. д.Это объясняется тем, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет использовать анализаторы для восприятия действительности, его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир.Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие значительно отстает от нормы.

Поэтому с первых дней обучения ребенка в специальной коррекционной школе VIII вида возникает необходимость в развитии эстетического вкуса, наблюдательности, в формировании умения анализировать и сравнивать воспринятое.Отсюда возникает потребность в систематической работе с учащимися по развитию их эстетических восприятий как начальной стадии эстетического воспитания.(слайд 1.)

Олигофренопедагог имеет все условия, чтобы начать эту работу с первых дней пребывания ребенка в школе.

Первым условием для осуществления эстетического воспитания является создание для этого необходимой обстановки.Школа, класс, групповая комната, столовая, мастерская — все помещения, где бывает ученик, где он учится или отдыхает, должны эстетически его воспитывать. В классной комнате должна быть красиво расставлена мебель, должны присутствовать комнатные растения. В помещении необходимо постоянно поддерживать порядок.(слайд 2.)

Эстетика быта — это и умение красиво одеваться.

В моей практике, умение красиво одеваться рассматривается как одно из средств эстетического воспитания. Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида должны быть приучены к тому, что одежда выбирается в зависимости от обстановки, от рода деятельности. Для этого у каждого ученика должна быть школьная форма, рабочая одежда и одежда для праздников.Однако какой бы ни была одежда, в уходе за ней у ребенка должны быть выработаны стойкие навыки и привычки. При достаточной требовательности всего педагогического коллектива к учащимся специальной коррекционной школы VIII вида этого можно добиться.Пример для себя ученики должны видеть в опрятной и скромной одежде учителя.(слайд№3)

Много внимания   я уделяю выработке у детей хорошей выправки, правильной осанки, умению красиво ходить, спокойно и правильно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми. Все это входит в культуру поведения ученика.

Некоторые формы внеклассной работы, например участие детей в драматических коллективах, также помогают решению этой задачи.Одни учащиеся освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринужденную и естественную манеру поведения.(слайд№4.)

Основной вид деятельности школьника — учение, во время которого тоже необходимо осуществлять эстетическое воспитание. Красивый чертеж, четкое расположение записи при решении арифметических задач содействуют эстетическому воспитанию.

Но красота природы не воспринимается учеником специальной коррекционной школы VIII вида, если с ним не проводить специальной работы.Для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида очень полезно организовать наблюдения за одним и тем же уголком природы .Для этого я приобрела аквариум.Наблюдения и уход за аквариумными рыбками  обогащают детей впечатлениями и дают пищу для их суждений о красоте природы. Наблюдения природы воспитывают у детей любовь и бережное отношение к ней. (слайд№5)

 Уроки музыки и пения также имеют большое значение в общей системе эстетического воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. На уроке пения во время слушания музыкальных произведений у школьников вырабатываются навыки пения, развивается музыкальный слух, музыкальная память. На этой основе формируется чувство любви к музыке, вырабатывается музыкальный вкус.(слайд№6.)

Музыка и пение в специальной коррекционной школе VIII вида помогают коррекции дефекта ребенка с нарушением интеллекта, положительно влияют на его нервную систему, общий жизненный тонус, настроение. Пение способствует улучшению познавательной деятельности ребенка, повышает его понимание, развивает речь.

Уроки пения в специальной коррекционной школе VIII вида включают и занятия музыкальной грамотой. И хотя круг возможных знаний, умений и навыков в этой области для детей с нарушением интеллекта школьников значительно уже, чем для учащихся массовой школы, некоторое развитие они все же получают.(слайд№7.)

.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема. 
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.(слайд№8) 
Наиболее распространенное и доступное средство – народная песня – входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, ясность, простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов, душевность – характерные черты песенного народного творчества, придающие неповторимую прелесть народной песне. Даже наиболее простые из песен, доступные и знакомые самым маленьким детям, высоко художественны. 
Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки, видишь не только оживление на лицах ребят с недостатками в развитии. Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение. Исполнение проигрышей в частушках, народных песенках-потешках с шумовым аккомпанементом – любимое занятие детей (слайд10)
Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического воспитания, развития творческих способностей и активности учащихся. . Фольклорные и стилизованные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях. 
"Новый год», «День учителя», «День матери», «Моя Россия», «Минута -славы» и многие другие мероприятия тесно связаны с искусством .

Я никогда не выбрасываю рисунки детей,потамучто это богатейший материал для проведения экскурсии в нашем имитационном «Музейном доме».После посещения ,которого у детей остается масса впечатлении и удивлении от увиденного и услышанного.(слайд11)
Уроки музыки и рисования – это безусловно  уроки истории, уроки искусства, уроки эстетики и нравственности. Это уроки вдохновения и любви. . Для ребят с отклонениями в развитии сохранение темпоритма на протяжении всего жизни – это нелегкая задача, но сила  искусства как раз в том, что к нему может быть причастен любой человек – главное  здесь– поверить в свои силы.(слайд11.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта.  Составитель:ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогикии специальной психологии Красноярского краевого ИПК ...

Игры и игровые элементы в учебной практике учителя истории, работающего с детьми с ОВЗ.

Выступление на международной научно-практической конференции "Традиции и инновации в системе образования детей с ОВЗ"....

Методические рекомендации для учителя, работающего с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)

Методические рекомендации содержат:- требования к уроку,- типы уроков,- примерные конспекты уроков,- показатели степени обученности.- анализ открытого урока, схема анализа, самоанализ урока учителем,-...

Рекомендации педагога—психолога для учителей работающих с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

Профессиональные компетенции учителя, работающего с детьми с ОВЗ

Презентация о требованиях, предъявляемых к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы учителя, работающего с детьми с ОВЗ...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках столярного дела для детей с ОВЗ....


 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Не зря же говорится, что красота спасёт мир. Сила искусства неоспорима в работе с детками...Удачи вам!

Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

Спасибо Татьяна Михайловна!