Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
статья (6 класс) на тему

Крестовникова Галина Егоровна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей, а особенно детей с интеллектуальной недостаточностью. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью с применением здоровьесберегающих методик имеет огромное значение для развития и их реабилитации в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_1.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Крестовникова Г. Е., учитель

ГБОУ школа №487 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

     Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью – важный аспект педагогического процесса. Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет и его здоровье. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья». Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна в особенности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой.

     В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

     Здоровьесберегающие технологии — что это? Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

     Принципы сформулированы Н.К. Смирновым:

  • "Не навреди" - одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики. Актуальность его соблюдения в системе образования повысилась с начала 90-х гг., когда в стремлении помочь школьнику сохранить или восстановить уже утраченное здоровье во многих школах стали применять не обоснованные с научной точки зрения и не проверенные на практике оздоровительные системы и методы.
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д. - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
  • Принцип триединого представления о здоровье.
  • Непрерывность и преемственности определяет необходимость проводить здоровье сберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке, то есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Речь идёт об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задач, формах и методах преподавания.
  • Комплексный, междисциплинарный подход - основа эффективной работы по охране здоровья человека.
  • Принцип медико-психологической компетентности учителя является развитием предыдущего и определяет высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов, стремящихся использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии.
  • Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
  • Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) - один из важнейших общепедагогических факторов и одно их важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Приоритет активных методов обучения также является принципом всей эффективности современной педагогики. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровье сбережения.
  • Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье.
  • Ответственность учителя, который должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
  • Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

     Моя педагогическая практика показала, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Технология, которая поможет детям развиваться, а мне учителю достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

     «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

     Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание (Л.С.Выготский). Таким образом, принцип здоровьесберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьник быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащегося и обучение их на основе принципа коррекции - это два взаимосвязанных процесса.

     Все здоровье сберегающие технологии можно поделить на три подгруппы:

  • Организационно - педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
  • Психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса).
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

     Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровосберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

     В своей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью я использую следующие здоровосберегающие технологии:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащегося.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
  • Сказкотерапия – используют для психологической и развивающей работы.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии воздействия цветом – необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров классных комнат. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащегося. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учеником. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель, работающий с детьми с интеллектуальной недостаточностью во время организации учебного процесса.

     Применение здоросберегающих технологий при работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью позволяют мне основополагающие принципы коррекционной педагогики:

  • Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
  • Доступность обучения.
  • Систематичность и последовательность обучения.
  • Связь обучения с жизнью.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип коррекции в обучении.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Сознательность и активность учащегося.

Изучение особенностей психического развития детей с интнллнктуальной недостаточностью является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Мой опыт работы показал, что умственное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

2. При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.

3. Появление интереса к обучению, а также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов.

4. Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. Здоровье сберегающие технологии проходят в игровой форме для детей, имеют внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Игра - это серьезная и ответственная деятельность детей.

5. Выбранные мною методы способствует созданию у учащегося эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки.

6. Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психофизиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников. Она активно действует на познавательную деятельность учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

7. Работая в данном направлении я убедилась на практике, что если с данной категории учащихся проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной. Именно в игровой деятельности у умственно отсталых учащихся появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития.

     Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Источники:

1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», М., АРНКТИ, 2003 г.

2. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика», 2002 г.

3. Д. В. Зайцев «Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», Педагогика, 2003 г.

4. Н. К. Смирнов «Педагогика и психологияздоровья», М., АПК и ПРО , 2003 г.

5. Т. В. Ахутина «Здоровосберегающая технология обучения: индивидуально-ориентированный подход», Школа здоровья 2000, т. 7, №2, с.21-28.

6. В. И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии», М., ВАКО, 2007 г.

7. Б. Н. Пузанова «Коррекционная педагогика. Основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии», М., Академия, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта.  Составитель:ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогикии специальной психологии Красноярского краевого ИПК ...

Использование ИКТ технологий в практике работы учителя истории

Обобщение опыта работы по применению ИКТ на уроках истории в сельской школе...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания

Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках столярного дела для детей с ОВЗ....

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...