Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"
статья

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рущак А.В., воспитатель

СПБ ГБПОУ  

Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова)

Школа – интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района г. Санкт-Петербурга является уникальным образовательным учреждением, так как объединяет среднюю школу, детскую спортивную школу по хоккею с шайбой и интернат для иногородних спортсменов. Интенсивность занятий спортом и необходимость успевать осваивать школьную программу усиливает риск утомляемости и снижения результативности обучения и спортивных результатов. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.

Перед воспитателями школы-интерната с учетом специфики учреждения и ставятся следующие задачи по здоровьесбережению:

  1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
  2.  Организация полноценного усиленного спортивного питания.
  3.  Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе    

 воспитанников.

  1.  Пропаганда здорового образа жизни.
  2.  Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

Интернат соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с интенсивными тренировками в интернате организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем интернате действует четкий режим, составленный с учетом учебно-тренировочного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками интерната о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.

 Организация полноценного усиленного спортивного питания.

Для воспитанников интерната организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. При выборе продуктов учитывается содержание спортивной деятельности (активные тренировки, период подготовки к соревнованиям, соревнования, восстановительный период).

Питание   сбалансированно с учетом основного   вида спорта, которым занимаются воспитанники школы-интернат, и интенсивностью нагрузок и составляет 4 000 калорий в день.  Прием пищи адекватен режиму тренировок и соревнований.

 В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели интерната регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения спортивного рациона для сохранения здоровья и достижения спортивного результата. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».

Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
           Воспитатели интерната прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с   учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях.  Проект «Стань звездой», разработанный одним из  воспитателей школы-интернат, помогает сплотить коллектив, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.
        Пропаганда здорового образа жизни.

В течение всего учебного года воспитатели интерната проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской   общественной организацией «Общее дело».  Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать  что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в интернате, поведения вне интерната; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем школы-интернат разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ»  Совместная  работа  воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.  
           
Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения образовательного учреждения (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).

            Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:

1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).

2.Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).

3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).

4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению школы, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).

5. Научно-познавательное (разработка проектов).

6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи и др.).

Например, воспитанник нашего интерната стал победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя школы-интерната

Работаю воспитателем в коррекционной школе. Очень удобная форма планирования работы (режимный момент-подём)...

Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната

Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната...

Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.

Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС"

Сохранение здоровья ребёнка - важная медицинская и педагогическая задача. Спорт и здоровый образ жизни. Важность соблюдения режима при проживании  спортсменов в условияхспортивной школы-интерната...

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, кото...