Программа дефектолога 1-4 класс
рабочая программа на тему

Полещук Елена Николаевна

Программа дефектолога 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_defektolog_1-4.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Заместитель директора по УВР

Директор

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

_______________С.В.Фекличева

_______________Р.Е.Хабибулина

Приказ № 315

«29» августа 2017 года

«01» сентября 2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

для 1-4 класса

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 1  от

«28» августа 2017 года

Перелюб 2017

Введение

Настоящая программа разработана и составлена на основе:

  • Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
  • Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
  • Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
  • Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
  • Диагностический альбом  Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы»,  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 года обучения:

  • для 1 класса – 68 часов;
  • для 2 класса – 68 часов;
  • для 3 класса – 68 часов;
  • для 4 класса – 68 часов

 На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника, коррекции  недостатков  познавательной деятельности  обучающихся путем    целенаправленного    систематического    развития    у    них    правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции учащихся;
  • развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать    развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
  • научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
  • снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
  • корректировать поведение  учащихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки  их  общей моторики  совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Тактильно-двигательное восприятие
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
  • Восприятие пространства
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
  • Восприятие времени
  • Развитие мыслительных операций

Содержание программы

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).

1 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов). Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18 часов), из них:

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел  6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа).

Контрастные температурные ощущения (холодный –горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый –лёгкий).

Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 9. Восприятие времени (5 часов).

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговая диагностика обучающихся (2 часа)

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • различать основные цвета;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предмета;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели.

2 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).

Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14часов).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка,  нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами ( мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел  4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали –машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактикии коррекции зрения.

Раздел  6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое –горькое, сырое –варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий –мягкий, свежий –испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый –средний-лёгкий).

Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел  8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» -«дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел  9. Восприятие времени (7 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов;
  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
  • различать «наложенные» изображения предметов;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • различать характер мелодии;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
  • соотносить времена года с названиями месяцев.

 3 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).

Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие –жёсткие, мелкие –крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений –имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел  4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур –круга иовала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов).

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихсянезначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел  6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).

Развитие осязания (теплее –холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее –легче –самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа –слева –спереди –сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел  8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше –ниже, левее –правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка наповерхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел  9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;
  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • определять время по часам.

4 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).

Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики,графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх-и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел  4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов.

Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел  6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –ещё суше, влажное –мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий –слаще, кислый –кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение  и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый –грязный, тёмный –светлый, вредный –полезный) и противоположные действия, совершаемые спредметами (открыть –закрыть, одеть –раздеть, расстегнуть –застегнуть).

Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел  8. Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнеми дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел  9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей.

Результаты на уровне:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • Узнавать предметы по заданным признакам;
  • Сравнивать предметы по внешним признакам;
  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
  • Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • Давать полное описание объектов и явлений;
  • Различать противоположно направленные действия и явления;
  • Определить последовательность событий;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • Опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая  помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.

Методы:

  • Диагностика
  • Ролевое проигрывание
  • Анализ ситуаций
  • Дидактическая игра
  • Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

  • Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

  • Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

  • Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Приложение

Тематическое планирование 1 класс (68 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1,2

2

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

3

1

Развитие крупной моторики.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

4

1

Развитие крупной моторики.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

5

1

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем)

6,7

2

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

8,9

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки

10,11

2

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

Развивать моторику руки, формировать графические навыки.

12,13

2

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Обводить и рисовать по трафарету. Штриховать в разных направлениях. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание).

14

1

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание).

15

1

Работа в технике рваной аппликации

Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу

16

1

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

17

1

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)

Определять на ощупь величины предмета (большой, маленький, самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

18

1

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Определять на ощупь предметы с разными свойствами(мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов

19

1

Упражнения в раскатывании пластилина.

Работать с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние)Лепка «Угощение»

20

1

Игры со средней мозаикой

Играть со средней мозаикой

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

21

1

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

22

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.

23

1

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.

24

1

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Имитировать движение  поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов)

25,26

2

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом. Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.

27,28

2

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом..

29

1

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).

30

1

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).

31

1

Работа с геометрическим конструктором

Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку.

32

1

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку.

33

1

Различение предметов по величине (большой — маленький)

Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку.

34

1

Сравнение двух предметов по высоте и длине

Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом

35

1

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом

36

1

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

37

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам.

38

1

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам.

39

1

Различение и обозначение основных цветов.

Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

40,41

2

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

42

1

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (5 часов)

43

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.

44

1

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.

45

1

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.

46

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

Различать «наложенные» изображения предметов (2-3 изображения). Запоминать 3-4 предмета, игрушки и воспроизводить их в исходной последовательности.

47

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Практическое занятие

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (4 часа)

48

1

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

Ощущать температуру от теплых, горячих, холодных предметов. Измерять температуру воздуха с помощью градусника.

49

1

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варенное), обозначать словом вкусовых ощущений.

50

1

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

51

1

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (5 часов)

52,53

2

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

Дидактическая игра «Узнай на слух». Характеризовать  звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

54

1

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки).

55

1

Различение речевых и музыкальных звуков

Различать по голосу знакомых людей. Характеризовать  звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различать мелодии по характеру (весёлая, грустная).

56

1

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

Подражать звукам окружающей среды. Различать по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов)

57

1

Ориентировка на собственном теле

Ориентировка: правая или левая рука, правая или левая нога

58

1

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать  плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты

59

1

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов.

60

1

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов).

61

1

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов).

62

1

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать  плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов.

63

1

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать  плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов.

Раздел 9. Восприятие времени (5 часов)

64

1

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

65

1

Последовательность событий (смена времени суток)

66

1

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

67

1

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

68

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Тематическое планирование 2 класс (68 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1,2

2 

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 

14 

Развитие моторики, графомоторных навыков 

Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Обводить и рисовать по трафарету. Штриховать в разных направлениях. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу.

3,4

2

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

5,6

2

Координация движений (игры с мячом, обручем)

7

1

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

8

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

9

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

10,11

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

12

1

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

13

1

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

14

1

Графический диктант (по показу)

15

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

16

1

Работа в технике объемной аппликации

4 

Тактильно-двигательное восприятие 

Определять на ощупь предметы с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов. Работать с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Играть со средней мозаикой.

17

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

18

1

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

19

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

20

1

Игры со средней мозаикой

4 

Кинестетическое и кинетическое развитие 

Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитировать движение  поз (повадки животных, природных явлений).

21

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

22

1

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

23

1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

24

1

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

14 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 

Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом. Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

25,26

2

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)

27

1

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

28

1

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине

29

1

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине

30

1

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога

31

1

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

32

1

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку

33

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

34

1

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

35

1

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)

36

1

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

37,38

2

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале

5 

Развитие зрительного восприятия 

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Различать «наложенные» изображения предметов (2-3 изображения). Запоминать 3-4 предмета, игрушки и воспроизводить их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

39

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

40

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

41

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

42

1

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

43

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

6 

Восприятие особых свойств предметов 

     Ощущать температуру от теплых, горячих, холодных предметов. Измерять температуру воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варенное), обозначать словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий).

44

1

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

45

1

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

46,47

2

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений

48,49

2

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

5 

Развитие слухового восприятия 

Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеризовать  звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различать мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражать звукам окружающей среды. Различать по голосу знакомых людей.

50

1

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)

51

1

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

52

1

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

53

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

54

1

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

7 

Восприятие пространства 

Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать  плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

55

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

56

1

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

57

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

58

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

59

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами

60

1

Пространственная ориентировка на поверхности парты

61

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

7 

Восприятие времени 

Знакомить: с порядком месяцев в году; с временами года. Работать с графической моделью «Времена года». Измерять время (сутки, неделя, месяц); часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определять время по часам (с точностью до 1 часа).

62,63

2

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

64

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

65

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

66,67

2

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

68

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Тематическое планирование 3 класс (68 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1

1 

Обследование вновь принятых детей 

Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные  цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы.

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)

2

1

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

Развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем).

3

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога

4

1

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога

5

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Развивать моторику руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

6

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

Совершенствовать точность движений (завязывание, развязывание, застёгивание).

7

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Обводить контур изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать  незаконченные геометрические фигуры

8

1

Рисование бордюров по образцу

Рисовать бордюры.

9,10

2

Графический диктант (зрительный и на слух)

Графический диктант (зрительный и на слух).

11,12

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

13

1

Работа в технике объемной и рваной аппликации

Работать в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

14

1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Определять различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Находить на ощупь контур нужного предмета из 2-3 предложенных.

15,16

2

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Воспринимать поверхность на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

17

1

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

Работать с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).

18

1

Игры с сюжетной мозаикой

Играть с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

19,20

2

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

Формировать  ощущения от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…).

21,22

2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

Выполнять упражнения по заданию педагога, вербализовать собственные ощущения. Выразительность движений – имитировать животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценировать.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часов)

23

1

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов.

24

1

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал.

25

1

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

Комбинировать разные формы из геометрического конструктора.

26

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

Сравнивать и обозначать словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставлять части и детали предмета по величине.

27

1

Дидактическая игра «Часть и целое»

28,29

2

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

30

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

31

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

32

1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

33

1

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

34

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

35,36

2

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов)

37

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор.

38

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

39

1

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

40

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

41

1

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

42

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6 часов)

43

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

       Развивать осязания (теплее – холоднее), определять контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник).

44

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

Различать пищевые запахи и вкусы, их словесно обозначать.

45,46

2

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Определять различные свойства вещества (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость).

47,48

2

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

Дифференцировать ощущения чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивать на ладони; определять вес «на глаз».

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов)

49

1

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

Определять направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

50,51

2

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

Выполнять действия по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня».

52

1

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

Различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона

53

1

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

Различать мелодии по темпу; прослушивать музыкальные произведения. Развивать чувства ритма

54

1

Развитие чувства ритма.

Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов)

55

1

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Понимать: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части.

56

1

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

Вербально обозначать пространственные отношения с использованием предлогов. Развивать пространственный праксис.

57

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

Моделировать пространственное расположение объекта относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Дидактическая игра «Обставим комнату»

58

1

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части.

59

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги.

60

1

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги.

61

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

Пространственная ориентировка на поверхности парты, располагать и перемещать предметы по инструкции педагога.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов)

62

1

Определение времени по часам

Определять время по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Времена года, их закономерная смена.

Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда).

63

1

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

64

1

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

65

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

66

1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

67

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

68

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

Тематическое планирование 4 класс (68 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1

1 

Обследование вновь принятых детей 

Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные  цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы.

10 

Развитие моторики, графомоторных навыков 

Развивать согласованность движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога. Соотносить движения с поданным звуковым сигналом. Совершенствовать точность мелких движений рук. Штриховать изображения двумя руками. Вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезать ножницами на глаз изображения предметов.

2

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

3

1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

4,5

2

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

6

1

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

7,8

2

Графический диктант с усложненными заданиями

9

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

10

1

Дорисовывание симметричной половины изображения

11

1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

5 

Тактильно-двигательное восприятие 

Определять на ощупь разные свойства и качества предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4-5 предложенных. Закреплять тактильные ощущения при работе с пластилином, тестом, глиной. Играть с мелкой мозаикой

12,!3

2

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

14

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

15

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

16

1

Игры с мелкой мозаикой

4 

Кинестетическое и кинетическое развитие 

Произвольное и по инструкции педагога сочетать движение и позы разных частей тела; вербализавать собственные ощущения. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

17

1

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

18

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

19,20

2

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

12 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 

Группировать предметы по два самостоятельных выделенным признака; обозначать словом. Сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использовать простые меры для измерения и сопоставления предметов. Смешивать цвета. Определять постоянные цвета (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавать целое по одному фрагменту. Определять предметы по словесному описанию. Конструировать сложные формы предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

21

1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

22,23

2

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

24

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

25,26

2

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

27

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

28

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

29

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

30

1

Узнавание предмета по одному элементу

31,32

2

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

7 

Развитие зрительного восприятия 

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

33,34

2

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

35,36

2

Нахождение нелепиц на картинках

37

1

Дидактическая игра «Лабиринт»

38

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

39

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

10 

Восприятие особых свойств предметов 

     Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерять температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры, воды, воздуха). Дифференцировать вкусовые ощущения (сладкое – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерить вес разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

40

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

41,42

2

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

43

1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

44

4

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

45

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах

46,47

2

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

4849

2

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

6 

Развитие слухового восприятия 

Характеризовать неречевые, речевые и музыкальные звуки по громкости, длительности, высоте тона. Развивать слухомоторную координацию. Определять на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формировать чувства ритма. Различать по голосу ребёнка и взрослого

50

1

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

51

1

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

52

1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

53

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

54

1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

55

1

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

6 

Восприятие пространства 

Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения. Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. Ориентироваться на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

56,57

2

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

58

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

59

1

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

60

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

62

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

7 

Восприятие времени 

Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Работать с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

62,63

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

64

1

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

65

1

Работа с календарем и моделью календарного года

66

1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

67

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

68

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские рабочие программы по дефектологии 1-4 класс

Рабочие программы индивидуальных занятий по развитию познавательных процессов у учащихся 1-4 классов охраны зрения. Программы имеют экспертную оценку.   Рецензия написана  к.п.н Микфельд Я.О...

Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)

Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)...

Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)

Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)...

Программа дефектолога 5-7 класс

Программа дефектолога 5-7 класс...

Рабочая программа учителя - дефектолога 1 - 4 класс

Программа обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекцию ...

Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 классы

Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения...

Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 класс

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным ...