Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему

Полещук Елена Николаевна

Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_defektologa_7_klass.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«СОГЛАСОВАНО»

 Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

___________ /О.В.Мотина/

«____»___________  2016г.                                                                                                                                                                                                                      

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Средняя

общеобразовательная                                                                                    школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

_____________ /Р.Е. Хабибулина/                                                                  «____» _____________  2016г.

                                                                                         

Программа коррекционно-развивающих занятий

Учителя-дефектолога

для обучающихся VIII вида

7 класс

 на 2016-2017 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

                                                  протокол № ___ от «___» августа 20____ г.                                                                                                                                              

Перелюб  

2016 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

        Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа составляется индивидуально для каждого обучающегося в зависимости от степени выраженности и вида нарушений.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

        Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, навыков чтения, коррекция и развитие психических процессов, расширение словарного запаса.

        Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

        Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся 7 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, индивидуально или в подгруппах.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Содержание программы

Содержание курса

Количество часов

Содержание занятий

Тема 1. Знакомство

1

Закрепление знаний о себе , своей семье

Раздел 1. Диагностическое обследование. 

12

Проведение диагностики развития интеллекта, внимания, памяти, речи, пространственно-временных представлений, самооценки, уровня школьной мотивации, работоспособности.

Раздел 2. Пространственная ориентировка.

10

Ориентация в пространстве: право, лево, верх, низ. Изучение солнечной системы. Изучение растительного и животного мира. Здоровье человека.

Раздел 3. Коррекция, развитие и диагностика восприятия

6

Коррекция и развитие восприятия. Развитие способности к целостному восприятию предметов. Проведение промежуточной диагностики.

Раздел 4.  Коррекция, развитие и диагностика внимания

6

Коррекция и развитие концентрации, устойчивости, распределения, объема и переключения внимания. Развитие наблюдательности. Проведение промежуточной диагностики.

Раздел 5. Коррекция, развитие и диагностика памяти

9

Изучение законов памяти. Коррекция и развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Проведение промежуточной диагностики.

Раздел 6. Коррекция, развитие и диагностика мышления

7

Коррекция и развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления, способности к обобщению

Раздел 7. Работа с текстом.

16

Составление рассказа по сюжетным, опорным картинкам. Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация. Чтение «про себя» с выполнением заданий. Ответы на вопросы к тексту. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий. Повторение и закрепление пройденного материала

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Инклюзивное образование. Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Музыка" 1-4 классы

Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы ФГОС      Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...

Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)

Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)...

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Программа инклюзивного образования по биологии, составленная для ученика 6 класса

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной програм...

Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"

В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Обществознание» для 7 класса

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)в условиях инклюзивного образованияпо учебному предмету «Обществознание»для 7 класса...