Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Полещук Елена Николаевна

Программа дефектолога 5 класс (инклюзивное образование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_defektologa_5_klass.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

 Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

___________ /О.В.Мотина/

«____»___________  2015г.                                                                                                                                                                                                                      

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Средняя

общеобразовательная                                                                                    школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

_____________ /Р.Е. Хабибулина/                                                                  «____» _____________  2015г.

                                                                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Программа коррекционно-развивающих занятий

Учителя-дефектолога

для обучающихся VIII вида

5 класс

 на 2016-2017 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

                                                  протокол № ___ от «___» августа 20____ г.                                                                                                                                              

Перелюб  

2016 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

        Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа составляется индивидуально для каждого обучающегося в зависимости от степени выраженности и вида нарушений.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

        Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, навыков чтения, коррекция и развитие психических процессов, расширение словарного запаса.

        Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

        Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 5 классов. Занятия проводятся 3 раза в неделю в, индивидуально или в подгруппах. Продолжительность занятия 45 минут.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления; развитие мелкой моторики и графомоторной координации. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений (Приложение 1).  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Индивидуальный учебно-тематический план

5 класс (102 часа)

Содержание курса

Содержание занятий

Проведение диагностики психического развития

Проведение диагностики развития интеллекта, внимания, памяти, речи, пространственно-временных представлений, самооценки, уровня школьной мотивации, работоспособности, уровня математических представлений.

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания о себе, своей семье. Обогащение и уточнение словаря. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. Правила безопасности поведения на дорогах.

Развитие пространственно-временных представлений

Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов  в школе.

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

Ориентировка в пространстве, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги, ориентировка на листе в клетку. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.

Развитие мелкой моторики и графо-моторной координации

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных.

 Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов. Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие элементарных математических представлений

Прямой и обратный счет от 1 до до 10.

Сравнение чисел. Состав чисел из десятков и единиц. Сложение однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Счет в пределах 100 по единице и равными числовыми группами.

Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр. Число 0 как компонент сложения. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц.

Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц. Различия между прямой, лучом, отрезком. Откладывание на счетах числа в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Развитие связной устной речи

 Составление рассказа по сюжетной картинке, по опорным картинкам, составление  рассказа-сравнения, рассказа –описания.

Развитие навыков чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация.

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Коррекция высших психических функций

(внимание, память, мышление)

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9  классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
  2. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
  3. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
  4. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
  5.  И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
  6. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  7. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  8. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
  9.  Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  10. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  11. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  12. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
  13. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
  14. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«СОГЛАСОВАНО»

 Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

___________ /О.В.Мотина/

«____»___________  2016г.                                                                                                                                                                                                                      

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Средняя

общеобразовательная                                                                                    школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

_____________ /Р.Е. Хабибулина/                                                                  «____» _____________  2016г.

                                                                                         

Календарно-тематическое планирование

к программа коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

для обучающихся VIII вида

5 класс

 на 2016-2017 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

                                                  протокол № ___ от «___» августа 20____ г.                                                                                                                                              

Перелюб  

2016 год

Календарно-тематическое планирование занятий с обучающимися

5Б класса с ОВЗ на 2016/2017 учебный год

Тема урока

Кол/во часов

Содержание работы

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Дата план

Дата факт

Примечание

1 четверть

Диагностика

1

Диагностика развития интеллекта

1

Проведение диагностики, беседа

3.09.

2

Диагностика развития внимания, памяти

1

Проведение диагностики, беседа

6.09.

3

Диагностика развития речи

1

Проведение диагностики, беседа

8.09.

4

Диагностика развития пространственно-временных представлений

1

Проведение диагностики, беседа

10.09.

5

Диагностика развития математических преставлений

1

Проведение диагностики, беседа

13.09.

6

Диагностика уровня школьной мотивации, самооценки

1

Проведение диагностики, беседа

15.09.

Тема 1: Знакомство

7

Я и моя семья

1

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст,  имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи).

Развитие речи, расширение кругозора

17.09

8

Я и моя школа

1

 Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов.

Развитие связной устной речи, расширение кругозора

20.09

Тема 2: Пространственно-временная ориентировка

9

Часы.

1

Формирование понятий времени, длительности временных интервалов (секунда, час), приборах измерения времени

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора

22.09

10

Практика определения времени

1

Формирование навыков определения времени по стрелочным  и электронным часам

Социально-бытовая ориентировка

24.09

11

Объемность времени

1

Формирование понятий временных интервалов (сутки, неделя, месяц, год)

Социально-бытовая ориентировка

27.09

12.

Как планировать свое время

1

Отработка навыков планирования и регулирования своей деятельности

Социально-бытовая ориентировка

29.09

13

Времена года.

1

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе. Закрепить названия месяцев.

Расширение кругозора, развитие связной устной речи, развитие памяти, развитие мышления

1.10

14

Поздняя осень и ранняя весна

1

Уточнение  и расширение представлений  об осени, весне, их

Расширение кругозора, развитие связной устной речи, памяти, мышления

4.10

15

Изменения в жизни растений и животных осенью

1

Уточнить представления  об осенних изменениях в жизни растений и животных

Расширение кругозора, развитие связной устной речи, формирование навыков чтения

6.10

16

Безопасность на дороге.

1

Формирование правил безопасности на дорогах  в осенний период

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование навыков чтения

8.10

17

Ориентировка в пространстве

1

Формирование навыков ориентирования в пространстве. Ориентировка в пространстве по инструкции учителя.

Развитие мышления, внимания, памяти

11.10

18

Обозначение пространственных отношений с использованием предлогов

1

Формирование навыков ориентирования в пространстве.

Развитие мышления, внимания, памяти

13.10

19

Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаге

1

Формирование навыков ориентирования в пространстве.

Развитие мышления, внимания, памяти

15.10

20

Ориентировка на листе в клетку

1

Формирование навыков ориентирования в пространстве

Развитие мышления, формирование математических представлений, развитие внимания, памяти

18.10

21

Штриховка.

1

Формирование точности движений

Развитие мелкой моторики и графомторной координации

20.10

22

Дорисовывание контуров изображений предметов, незаконченных геометрических фигур.

1

Формирование точности движений

Развитие мелкой моторики и графомоторной координации

22.10

23

Приемы запоминания

1

Формирование навыков работы с учебным материалом

Развитие слуховой, зрительной и ассоциативной памяти.

25.10

24

Секреты хорошей памяти

1

Формирование навыков работы с учебным материалом

Развитие слуховой, зрительной и ассоциативной памяти.

27.10

25

Обобщение

1

Повторение и закрепление изученных понятий

Развитие всех видов познавательной деятельности.

29.10

2 четверть

Тема 3: Работа с текстом

26

Работа с текстом. Чтение текста.

1

Формирование навыков осознанного чтения вслух целыми словами  с соблюдением норм литературного произношения, работа над беглостью. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

10.11

27.

Работа с текстом. Выразительное чтение.

1

Формирование навыков осознанного чтения вслух целыми словами  с соблюдением норм литературного произношения, работа над выразительностью чтения: соответствующая содержанию и смыслу текста интонация. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

12.11

28.

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

1

Формирование умения чтения «про себя», осознание прочитанного, выполнение заданий по тексту. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

15.11

29

Чтение по ролям.

1

Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

17.11

30.

Работа с текстом. Учимся выделять главное.

1

Формирование умения выделять с помощью учителя главной мысли художественного произведения. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

19.11

31

Работа с текстом. Мое отношение к  героям.

1

Формирование умения выделять с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

22.11

32

Работа с текстом. Умение выделять непонятные слова, пользоваться словарем

1

Формирование умения нахождения в тексте непонятных слов и выражений, пользования надстрочным и толковыми словарями. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

24.11

33

Ответы на вопросы к тексту.

1

Формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, умения анализировать прочитанное. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

26.11

34

Работа с текстом. Деление на части.

1

Формирование умения деления текста на смысловые части с помощью учителя.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

29.11

35

Работа с текстом. Составление плана текста.

1

Формирование умения озаглавливать части текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

10.12

36

Работа с текстом. Пересказ по плану.

1

Формирование умения пересказа текста по составленному плану, использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

1.12

37

Как учить стихотворение.

1

Формирование умения грамотно работать со стихотворным текстом

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

3.12

38

Как читать стихотворение (Правила декламации).

1

Отработка умения грамотно работать со стихотворным текстом и навыка декламации

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

6.12

39

Промежуточная диагностика

1

Диагностика развития устной и письменной речи

8.12

40

Практика чтения незнакомого текста.

1

Обучение работе с текстами. Работа над формированием внимания, зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа, мышления. Практика в чтении незнакомого текста. Расширение знаний об окружающем (декабрь).

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

13.12

41

Самостоятельная работа с текстом.

1

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя (найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению).

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

15.12

42

Составление рассказа по сюжетной картинке

1

Составление простого рассказа по картинке

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

17.12

43.

Составление рассказа по разрезным картинкам

1

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

20.12

44

Составление рассказа по последовательным картинкам

1

 Составление рассказа по последовательным картинкам. Практика в выразительном чтении текста по ролям и его пересказе.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

22.12

45.

Составление рассказа –сравнения, рассказа-описания

1

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

24.12

46

Обобщение

1

Повторение и закрепление изученных понятий

Развитие всех видов познавательной деятельности.

29.10

3 четверть

47

Пословицы. Их переносный смысл

1

Изучение пословиц и объяснение их переносного смысла. Развитие внимания, произвольной деятельности. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

10.01

48

Значение многозначных слов.

1

Работа над определением значения многозначных слов. Работа по формированию образа слова. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

12.01

49

Крылатые выражения

1

Изучение крылатых выражений и объяснение их смысла. Развитие внимания, произвольной деятельности. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

14.01.

50

Значение слов. Понятие «синоним».

1

Работа над расширением словарного запаса. Знакомство с понятием «синоним».

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

17.01

51

Значение слов. Понятие «антоним»

1

Работа над расширением словарного запаса. Знакомство с понятием «антоним».

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

19.01

52

Понятия «устная» и письменная речь

1

Ознакомление с понятиями «устная речь» и «письменная речь».

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

21.01

53

Конспектирование.

1

Обучение приемам простейшего конспектирования

Развитие устной и письменной речи, развитие навыков чтения, расширение словарного запаса

24.01

54

Учимся рассуждать

1

Формирование навыков рассуждения, умения делать выводы

Развитие логических форм вербального мышления

26.01

55

Как готовить устные домашние задания

1

Формирование осознания необходимости правильной подготовки к урокам на основе знаний о требованиях к ответам. Составление памятки.

Развитие связной устной речи, навыков чтения.

28.01

56

Искусство устного ответа

1

Формирование осознания необходимости правильной подготовки к урокам на основе знаний о требованиях к ответам. Составление памятки.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

31.01

57

Промежуточная диагностика

1

Диагностика развития устной и письменной речи

2.02

Тема 4: Развитие математических представлений

58

Единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр,  километр

1

Знакомство с понятиями сантиметр, миллиметр, километр, соотношения 1м=1000мм, 1км=1000м.  

Развитие математических представлений, развитие мышления

4.02

59

Единицы измерения массы: грамм, килограмм, тонна, центнер

1

Знакомство с понятиями грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношение: 1 кг - 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. 

Развитие математических представлений, развитие мышления

7.02

60

Преобразование чисел, полученных при измерении.

1

Формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении

Развитие математических представлений, развитие мышления

9.02

61

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины

1

Формирование навыков сложения и вычитания чисел, полученных при измерении длины

Развитие математических представлений, развитие мышления

11.02

62

Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.

1

Знакомство с римскими цифрами, написание, соответствие арабским

Развитие математических представлений, развитие мышления

14.02

63

Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

1

Знакомство с денежными купюрами.

Развитие математических представлений, развитие мышления, социально-бытовая ориентировка

16.02

64

Обощение

1

Повторение и закрепление пройденного материала

Развитие математических представлений, развитие мышления

18.02

65

Сложение.

1

Формирование навыков сложение в пределах 100

Развитие математических представлений, развитие мышления

21.02

66

Сложение. Нахождение неизвестных компонентов сложения.

1

Формирование умения находить неизвестный компонент сложения

Развитие математических представлений, развитие мышления

25.02

67

Вычитание

1

Формирование навыков вычитания в пределах 100

Развитие математических представлений, развитие мышления

68

Вычитание. Нахождение уменьшаемого.

1

Формирование нахождения неизвестного компонента вычитания

Развитие математических представлений, развитие мышления

28.02

69

Вычитание. Нахождение вычитаемого.

Формирование нахождения неизвестного компонента вычитания

Развитие математических представлений, развитие мышления

2.03

70

Как решать задачу

1

Формирование умения готовиться к письменным домашним заданиям в соответствии с требованиями

Развитие математических представлений, развитие мышления

4.03

71

Решение простых арифметических задач (нахождение неизвестного слагаемого)

1

Формирование умения решать простые арифметические задачи

Развитие математических представлений, развитие мышления, развитие логического мышления

7.03

72

Решение простых арифметических задач (нахождение неизвестного уменьшаемого)

1

Формирование умения решать простые арифметические задачи

Развитие математических представлений, развитие мышления, развитие логического мышления

9.03

73

Решение простых арифметических задач (нахождение неизвестного вычитаемого)

1

Формирование умения решать простые арифметические задачи

Развитие математических представлений, развитие мышления, развитие логического мышления

11.03

74

Решение простых арифметических задач на разностное кратное равнение

1

Формирование умения решать простые арифметические задачи

Развитие математических представлений, развитие мышления, развитие логического мышления

14.03

75

Решение задач с двумя-тремя действиями

1

Формирование умения решать простые арифметические задачи

Развитие математических представлений, развитие мышления, развитие логического мышления

16.03

76

Геометрические фигуры. Треугольник.

1

Знакомство с геометрическими фигурами

Развитие математических представлений, пространственных представлений

18.03

77

Геометрические фигуры. Квадрат.

1

Знакомство с геометрическими фигурами

Развитие математических представлений, пространственных представлений

21.03

78

Геометрические фигуры. Прямоугольник.

1

Знакомство с геометрическими фигурами

Развитие математических представлений, пространственных представлений

23.03

79

Геометрические фигуры. Круг.

1

Знакомство с геометрическими фигурами

Развитие математических представлений, пространственных представлений

303

4 четверть

80

Периметр

1

Знакомство с понятием «периметр», умение находить периметр фигур

Развитие математических представлений, пространственных представлений

6.04

81

Обощение

1

Повторение и закрепление пройденного материала

8.04

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

82

Геометрические фигуры в быту

1

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

11.04

83

Сравнение величин предметов (длинный-короткий)

1

Формирование умения сравнения предметов

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

13.04

84

Сравнение величин предметов (широкий-узкий)

1

Формирование умения сравнения предметов

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

15.04

85

Узнавание предмета по частям

1

Формирование способности анализировать «часть-целое»

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

18.04

86

Составление целого из частей

1

Формирование способности анализировать «часть-целое»

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

20.04

87

Конструирование  на наглядном материале

1

Формирование способности анализировать «часть-целое»

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

22.04

88

Цветовой спектр

1

Формирование чувства восприятия цвета, умения различать цвета

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

25.04

89

Цвета теплые и холодные

1

Формирование чувства восприятия цвета, умения различать цвета

Развитие чувства восприятия, величины, развитие мышления

27.04

Тактильное восприятие

90

Свойства и качества  предметов

1

Определение свойств предметов и качество предметов  на ощупь (мягкие-жесткие, мелкие-крупные)

Развитие чувства тактильного восприятия

29.04

91

Восприятие поверхности

1

Формирование тактильного восприятия поверхности (гладкая, шершавая, колючая, пушистая и т.д.)

Развитие чувства тактильного восприятия

2.05

92

Контуры предмета

1

Нахождение на ощупь контура нужного предмета

Развитие чувства тактильного восприятия

4.05

93

Развитие осязания

1

Развитие осязания (теплее-холоднее), определение температур разных предметов

Развитие чувства тактильного восприятия

6.05

94

Чувство тяжести

1

Дифференцировка ощущений чувства тяжести предметов (тяжелее-легче-самый легкий), взвешивание на ладони, определение веса на глаз

Развитие чувства тактильного восприятия

11.05

95

Обобщение по теме

1

Закрепление и повторение пройденного материала

13.05

96

Итоговое занятие

1

Повторение и закрепления пройденного за год

16.05

Диагностика

97

Диагностика развития интеллекта

1

Проведение диагностики, беседа

18.05

98

Диагностика развития внимания, памяти

1

Проведение диагностики, беседа

20.05

99

Диагностика развития речи

1

Проведение диагностики, беседа

23.05

100

Диагностика развития пространственно-временных представлений

1

Проведение диагностики, беседа

25.05

101

Диагностика развития математических преставлений

1

Проведение диагностики, беседа

27.05

102

Диагностика уровня школьной мотивации, самооценки

1

Проведение диагностики, беседа

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Инклюзивное образование. Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Музыка" 1-4 классы

Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы ФГОС      Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...

Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)

Программа дефектолога 7 класс (инклюзивное образование)...

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Программа инклюзивного образования по биологии, составленная для ученика 6 класса

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной програм...

Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"

В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Обществознание» для 7 класса

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)в условиях инклюзивного образованияпо учебному предмету «Обществознание»для 7 класса...