Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей различных клинических групп
статья на тему

Синькова Ольга Анатольевна

Доклад на педсовете Синьковой О.А.

 

 

Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей различных клинических групп.

 

Дети с синдромом Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_doklad_na_pedsovete_psihologich._osobennosti_detey.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете Синьковой О.А.

Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей различных клинических групп.

Дети с синдромом Дауна.

        Среди детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо 46 в клетке человека образуется 47 хромосома. Новорожденные с этим диагнозом встречаются 1: 600-900. Половина их появляется на свет с врожденными пороками сердца. В специальных учреждениях эти дети составляют 30 и более процентов от общего состава воспитанников.

        Многие из этих детей страдают нарушением слуха и зрения. Эти особенности следует учитывать при организации учебного процесса и выборе методов обучения.

         В литературе нет единого взгляда на возможности развития детей с синдромом Дауна. Психиатры считают, что психические процессы этих детей формируются крайне медленно и у большинства из них в возрасте 12-14 лет наблюдается остановка в развитии.

        В работе дефектологов подчеркивается, что под влиянием специального обучения у детей с синдромом Дауна продолжается, хотя и медленное, определенное совершенствование речи, бытовой ориентации и в особенности трудовых навыков.

        Каковы же различия детей-даунов и других тяжело умственно отсталых? У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других воспитанников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. У этих детей намного резче выражены дефекты в сохранении навыков равновесия и устойчивости.

        Дети с синдромом Дауна сходны с другими тяжело отсталыми в способности зрительно различать форму предметов, значительно хуже у них результаты стереогностического распознавания объекта.  Объясняют это явление более грубым недоразвитием у детей с синдромом Дауна тонких дифференцированных движений пальцев рук. У этой категории детей резче, чем у других тяжело умственно отсталых, выражено расхождение между пассивным и активным словарем. Активный намного беднее.

        При пересказе несложных текстов дети с синдромом Дауна употребляли имен существительных и глаголов в 2 раза, предлогов в 1,5 раза меньше, чем другие дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.  Лишь имена прилагательные были использованы группами глубоко отсталых  в одинаково малом количестве (А. Р. Маллер).

        Исследования, проведенные в последние годы, показали, что у детей-даунов не сформирована вся речевая система, а не отдельные ее стороны и функции. У этих детей на очень низком уровне находится одно из главных звеньев в речевой коммуникации – диалогическое единство. Вне зависимости от состояния словарного запаса большинство из них не могут поддержать беседу (Л. В. Алехина, Г.В. Гуровец, Л.Д. Давидович).

        Грубое недоразвитие речи детей с синдромом Дауна часто маскирует истинное состояние их мышления. Установлено, что при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) у них нет расхождения с показателями тяжело у/о детей других клинических групп. Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть.  Но обычно эмоциональные реакции слабы и по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их, хотя наблюдаются слишком сильные переживания по незначительному поводу. У некоторых из этих детей отмечаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако многим из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительная сохранность их эмоциональной сферы позволяет довольно успешно проводить с этими детьми коррекционно-воспитательную работу.

        

Дети, у которых тяжелая умственная отсталость  сочетается с ДЦП.

        Такие дети также составляют значительное количество среди тяжело у/о:от 15-20%.

Они, как правило, страдают сложным сочетанием дефектов: у/о + дизартрия, глубокое общее недоразвитие речи, обусловленное затруднением двигательного праксиса и в связи с этим сокращением практического опыта. Сочетание интеллектуального дефекта с двигательными и речевыми нарушениями порождает картину глубокой у/о. Между тем, как показывает опыт, именно дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии. На таких детей должно быть обращено особенно пристальное внимание дефектолога с целью оказания им всемерной коррекционной помощи и выявления среди них детей, способных к дальнейшему обучению и приспособлению к дальнейшему труду.

Комплектование групп обучения и воспитания.

Организация занятий по группам, подгруппам и индивидуально.

        Состав детей,  с выраженной у/о по разнообразию нарушений, их сочетанию и степени выраженности весьма сложен и неоднороден.  Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому  состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития. Кроме того, нередки случаи, когда длительное наблюдение за развитием ребенка и его динамикой в процессе обучения резко меняют первоначальное впечатление о нем.

        Дети заторможенные, астеничные, педагогически запущенные часто дают во время первичного знакомства с ними результаты значительно ниже своих возможностей, производят впечатление необучаемых. В условиях систематических занятий в ставшей для них привычной обстановке,  у них наблюдаются гораздо лучшие показатели развития, чем можно было ожидать. Напротив, бывают случаи, когда ребенок, казавшийся относительно благополучным, почти не развивается или его состояние периодически то ухудшается, то улучшается, и он оказывается крайне труден в обучении. Все это осложняет вопрос комплектования групп и организации общегрупповой и подгрупповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стремиться к относительной однородности состава группы, которая дает возможность эффективнее проводить педагогическую работу с детьми, позволяя предъявлять к ним при условии индивидуального подхода некие единые требования.

        Целесообразно комплектовать группы детей, учитывая возраст и уровень общего и интеллектуального развития ребенка, уровень познавательных процессов, запас знаний и представлений, возможности самообслуживания. Программный материал, предъявляемый детям такой группы, может быть более однородным, чем при наличии в группе детей с большей возрастной и уровневой разницей по интеллекту.

        Следует, однако, иметь в виду, что в любом случае в группе окажутся дети, отличающиеся друг от друга по уровню общего развития, возможностям обучения и еще более по уровню развития отдельных сторон психической деятельности. Например, это могут быть дети с относительно сохранными моторными функциями и с тяжелыми двигательными нарушениями, с элементарно развитой речью и совершенно безречевые, дети двигательно расторможенные, беспокойные и пассивные…

        Поэтому в каждом виде занятий в группе будут дети менее или более сильные; последние могут служить примером для других детей и опорой воспитателю и учителю.

        Лишь постепенно, с развитием у детей большей устойчивости внимания, приобретением ими умения выполнять задания по слову и координировать свои действия с действиями других детей, количество участвующих в занятии можно увеличить, сделать занятия групповыми. Наиболее эффективны занятия, которые педагог проводит не со всеми детьми группы одновременно, а с небольшими подгруппами в 3-5 человек, если их состояние и возможности к занятиям сходны и примерно одинаков уровень общего развития и состояния речи. От правильного подбора детей в такие подгруппы зависит часто успешность работы с ними. Не всегда имеет смысл отделять детей с более развитой речью от безречевых. Наличие говорящего ребенка среди нескольких неговорящих  стимулирует у последних появление активной речи.

        Выпадают  из общегрупповых занятий обычно дети, которые не могут подчинить свое поведение общим требованиям, предъявляемым к детям в групповых занятиях. Их поведение неорганизованно, они либо крайне двигательно расторможены, либо наоборот, тихи, замкнуты и чувствуют себя чрезвычайно подавленно в коллективе. В индивидуальных занятиях или занятиях в небольшой (2-3 чел.) подгруппе такие дети могут лучше проявить свои возможности. Это относится также к детям с тяжелыми локальными двигательными и сенсорными (снижение слуха, зрения) нарушениями. При  улучшении состояния этих детей по возможности их нужно подключать к работе в подгруппе.

        Число участвующих в занятии определяется также характером занятия. Так, подвижные игры, музыкальные занятия, слушание сказки, показ и обыгрывание игрушки, сказки проводятся в группе. Занятия, на которых ребенок не только слушает и смотрит, но и должен сам производить разнообразные действия (действия с предметами, игра, начало изобразительной и конструктивной деятельности, речевые занятия, практические действия по самообслуживанию) учитель-дефектолог проводит с детьми по подгруппам и  индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ

Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...

Особенности коммуникативной сферы у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Данный материал посвящен проблеме коммуникации у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Особенности состояния сформированности навыков самообслуживания у школьников с тяжелой умственной отсталостью.

Навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ребенка в социуме.Самообслуживание - 1) система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку самостоятел...

Особенности формирования представлений о величине предметов у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.Внимание крайне неустойчив...

Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Глубокое психологическое понимание  особенностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, позволит педагогу  уверенно  строить  взаимодействие  с данной катег...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...