"Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда с детьми по развитию речи детей".
учебно-методический материал на тему

Калинина Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sovmestnaya_rabota_vosp_i_logopeda.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 "Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда с детьми по развитию речи детей".

Учитель-логопед: Калинина О.В.

В последнее время, как показывают диагностические исследования, неуклонный рост числа детей с бедным словарем, с нарушением грамматического строя речи; с недостаточным развитием связной речи заставляют нас задуматься над этой проблемой. Постоянный рост нарушений приводит к тому, что дети нуждаются в более детальной и постоянной поддержки не только специалистов дошкольного отделения (учителя-логопеда и учителя-дефектолога), но и воспитателей массовых групп; тем более, что дети находятся не в условиях специализированных групп.  

Работа учителя-логопеда на логопункте осуществляется совсем не так как в логопедической группе. И вследствие этого требуется особое взаимодействие между специалистами и воспитателями, чтобы обеспечить четкую преемственность работы с детьми, имеющими нарушения речи. Для такой тесной взаимосвязи необходимо кропотливое планомерное сотрудничество.  Работая по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы», нужно разделить учебный период на тематические недели. Воспитателю массовой группы необходимо подготовить лексический материал по определённой теме для проработки словаря на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед на отработанном словаре проводит разнообразные упражнения по словообразованию, словоизменению, развитию связной речи. Приведем пример совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе по теме «Овощи. Огород»:

Работа воспитателя

Работа учителя-логопеда

Рассмотреть натуральные овощи (муляжи): картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить обобщающее понятие "овощи".

"Посчитай" (согласование числительного с существительным).

1 кабачок, 2 кабачка, 3 ..., 4 ..., 5 кабачков.
1 головка чеснока, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 головок чеснока
1 фасолина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 патиссон, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И так далее.

"Назови ласково" (образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса).

Патиссон - патиссончик.
Лук - лучок.
И так далее.

"Чего много" (образование существительного в родительном падеже множественного числа).

Один кабачок - много кабачков.
Один кочан капусты - много кочанов капусты.
И так далее.

«Один-много» (множественное число существительного в именительном падеже):

Свёкла - свёклы.
Перец - перцы.
Кабачок - кабачки.
И так далее.

Многозначность слова «Лук».

Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей

Согласование существительных с прилагательным.

Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
Помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) - ...
И так далее.

" Какой сок?" (образование относительных прилагательных).

Сок из помидора (томата)- томатный.
Сок из картофеля - картофельный.
Сок из лука - луковый.
И так далее.

«Какой суп?»

"Какие овощи?" (образование отглагольных прилагательных).

Если овощи сварить, то они какие? - Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они какие? - Жаренные.
Если овощи потушить, то овощи ...
Если морковь парить, то она ...
Если огурец посолить, то он ...
Если помидоры промариновать, то они ...
Если капусту квасить, то она ...

Огород. Показать и рассказать детям, где растут овощи.

"Изменение слов-действий"

 -употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

Растет - растут.
Зреет - ...
Зеленеет - ...
Краснеет - ...
Сажает - ...
Копает - ...
Окучивает - ...
-употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

Растет - растут.
Зреет - ...
Зеленеет - ...
Краснеет - ...
Сажает - ...
Копает - ...
Окучивает - ...
Образование приставочных глаголов ( копать, выкопать, перекопать, закопать, подкопать и т.д.)

Рассказать, что можно приготовить из овощей: суп, борщ, щи, салат, винегрет, сок.

Построение предложений из слов.

Помидор, лежать, куст, под.
Картошка, расти, огород, в.

Построение сложноподчиненных предложений ("Закончи предложение").

Мама почистила лук, чтобы...
Мама помыла картофель, чтобы...
Мама купила кабачок, чтобы...

Построение сложносочиненных предложений с противительным союзом «а».

Помидор красный, а кабачок - зеленый.
Редька горькая, а репа - ...
И так далее.

Рассказать детям о труде фермеров осенью по сбору урожая овощей.

Пересказ сказки «Пых».

Составление плана сказки и пересказ по опорным словам.

Разбор текста линейной структуры.

Составление рассказа параллельной структуры.

Работа воспитателя по развитию речи предшествует занятиям учителя-логопеда, создавая необходимую базу для формирования речевых навыков, а затем закрепляет основные понятия и отработанные лексико-грамматические структуры и словарь по каждой теме. Необходимые материалы для совместной работы педагогов фиксируется в тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.  

Литература.

  1. Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи, М.: Просвещение, 1987.
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Москва,1991
  3. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина «Коррекция нарушений речи», М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ.

В представленной статье содержится собственный опыт работы по взаимосвязи воспитателей и логопеда в логопункте....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС

описаны этапы работы по развитию речи детей с расстройством аутистического спектра...

Консультация для воспитателей "Методы использования сюжетно - ролевых игр в развитии речи детей"

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенно...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...