Семинар по теме: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции».
учебно-методический материал на тему

Присяжнюк Татьяна Анатольевна

Семинар на тему: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы   коррекции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_-_doklad_seminara.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы   коррекции».

Прежде всего, аутизм — это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни. Аутизм проявляется в задержке развития и нежелании контактировать с внешним миром. Его нельзя диагностировать сразу же при рождении ребенка. Он проявляется позже на физиологическом уровне. Распознать его можно, наблюдая за поведением и реакциями малыша.

Люди с признаками аутизма иначе воспринимают окружающий мир. Человек с аутизмом испытывает трудности в общении и социальном взаимодействии, они отстранены от общественной жизни и предпочитают оставаться в одиночестве. Как и дети, они могут выполнять раз за разом одни и те же действия или движения. Люди с аутизмом болезненно воспринимают все новое, склонны к ритуализации, неохотно отвлекаются от своего занятия, но порой могут делать что-то неожиданное — к примеру, начать петь в транспорте; часто любят расставлять вещи только в определенном порядке или совершать какие-то действия согласно четкому алгоритму. Иногда у них могут случаться припадки и они могут нанести себе повреждения. Но у каждого человека симптомы проявляются по-разному в зависимости от степени аутичности.

Пока аутизм не принялись вплотную изучать медики, вокруг таинственного состояния детей и взрослых стали появляться легенды и мифы. Считалось, что дети с аутизмом — это дети, оставленные эльфами взамен тех, кого они похитили.

Распространенным мифом о людях с аутизмом является мнение, что они якобы не испытывают чувств, не умеют любить и сострадать. На самом деле их чувства такие же яркие, как и у других, но проявляются иначе.

Несмотря на то, что наука значительно продвинулась вперед и аутизм уже не звучит как приговор, медики до сих пор не уверены, что приводит к проявлениям аутистических расстройств. Есть несколько версий: наследственность, генная мутация, краткосрочная беременность, малый вес новорожденного, родовая гипоксия, зрелый возраст родителей. При этом аутизм чаще диагностируют у мальчиков, чем у девочек. При РДА некоторые  психические функции развиваются замедленно ,а другие патологически ускорены. Иногда бывает не по возрасту словарь сочетается с несформированностью общения.

Аутизм можно в большей или меньшей степени социализировать. Условия ,влияющие на успешность коррекции:

1.Учитывание тяжести расстройств.

2.Ранняя диагностика.

3.Раннее начало коррекции.

4.Адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекции.

Критерии ранней диагностики:

1.Нарушение зрительного контакта.

2.Нарушение комплекса оживления.

3.Изменение реакции на нового человека.

4.Нарушение общения с детьми.

5.Измененное отношение к физическому контакту.

6.Измененное отношение к словесному обращению.

7.Особенности  поведения в одиночестве.

8.Особенности отношения к неодушевленному.

Упоминания о состоянии, по описаниям похожем на аутизм, появились еще в 18 веке. Людей с такими признаками описывали как замкнутых, неразговорчивых, но с отличной памятью и выдающимися умственными способностями. Всерьез об аутизме заговорил врач-психиатр Эйген Блейлер в начале ХХ века. Он ввел термин «аутизм», описывая шизофрению, а с 1938 года понятие приобрело современное значение благодаря психиатру Гансу Аспергеру. Спустя 40 лет синдром Аспергера стали выносить отдельным диагнозом. Он отличается от аутизма прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.

Дети и взрослые с аутизмом и синдромом Аспергера нередко могут создавать шедевры искусства, обладать феноменальной памятью и показывать невероятные результаты в обучении. Дело в том, что одной из особенностей проявления аутистического состояния является способность повторять однообразные движения и фокусироваться на каком-либо предмете. Благодаря этому такие люди могут досконально изучить какой-то вопрос, выучить иностранные языки, освоить игру на музыкальных инструментах и прочее. Так, среди знаменитых людей, у которых так или иначе наблюдались признаки аутизма, режиссер Вуди Аллен, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс, музыкант Боб Дилан, писательница Вирджиния Вульф, шестнадцатый президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн и художник Леонардо да Винчи — автор самого знаменитого портрета «Мона Лиза».

Изучением аутизма в нашей стране занимались К.С.Лебединская ,О.С.Никольская  и многие другие авторы.

Классификация О.С.Никольской.

4 основные группы РДА.

Основной показатель-нарушение взаимодействия с внешней средой.

1группа.  Дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя)

2группа. Дети с отвержением внешней среды(стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне).

3группа.  Дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой  речью с фиксацией на пережитые страхи).

4группа. Дети со сверхтормозимостью окружающей среды (застенчивость, сверхранимость).

Детский аутизм — выражается преимущественно в самоотстранённости ребёнка от коллектива, построение стены отчуждения. При этом он стремится упорядочить всё вокруг себя, не любит новизны, может быть агрессивным. Даже если он активен, то преимущественно сам по себе. Общаются аутисты чаще всего с людьми, которым делают исключение. Обычно — один или двое, к примеру, мама и тётя психолог. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами. Существуют атипичные формы, при которых наблюдается умственная отсталость.

Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма.

Практика показывает, что существует определённый водораздел. При необратимом поражении каких-то участков головного мозга не имеет никакого смысла пытаться добиться от ребёнка того, чтобы он стал таким же, как все, как будто бы у него нет и не было расстройства или болезни. В остальных случаях грамотные занятия, часто индивидуальные, могут серьёзно улучшить ситуацию. Ребёнка в состоянии имбецильности нужно воспринимать таким, каким он получился. А вот со многими аутистами, детьми с задержкой психического развития и подозрениями на умственную отсталость лёгкой степени очень даже нужно работать в плане их развития и коррекции ситуации.

Л.Каннер (детский психиатр)считал, что все аутичные дети имеют неповрежденный интеллект. Однако, многочисленные исследования показали, что ¾ аутичных детей проявляют умственную отсталость. При этом уровень вербального и невербального интеллекта   при аутизме может быть различным. Первые проявления необычности малыша, внимательные родители замечают очень рано, по некоторым данным до 1 года. Кто такой ребенок-аутист и какие особенности в развитии и поведении должны насторожить взрослого, для того чтобы вовремя обратиться за медицинской и психологической помощью? По статистике лишь 20% детей имеют легкую форму аутизма, остальные 80% - это тяжелые отклонения с сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, умственная отсталость). В семьях, где появляются такие необычные дети у родителей много вопросов, на которые им необходимо получить ответы, для того чтобы понять своего ребенка и помочь развить его потенциал.

                                    Советы родителям.

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.) Избегать переутомления ребенка

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов. Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

 Опыт работы с детьми с РАС позволил выработать рекомендации к организации обучения данной категории детей.

 1.Этап. Установление первичного контакта. Организация комфортной ситуации общения. Этап начинается с момента первого общения учителя с ребенком.

Особенности реализации этапа:

- Занятия проходят там, где нравится ученику (ему так спокойнее, следовательно достигается максимальная концентрация внимания, повышается устойчивость контакта).

-Обязательно присутствие матери (это успокаивает ребенка, а учитель может предложить ребенку выполнить задание с помощью мамы, поскольку вначале ребенок учителя не «слышит»).

- Четкое обозначение начала и конца занятий (снижает тревожность при смене занятий и видов деятельности).

-Подбор дидактического материала, который нравится ребенку (повышает мотивацию обучения).

-Обучение подстраивается под возможности и желания ученика. На уроке должна оставаться неизменной только тема, содержание и технологии при негативном отношении ребенка могут гибко меняться: дидактический материал, задания, объем задания, временные отношения, учебники. Поэтому у учителя должны быть в запасе несколько вариантов заданий, учебников, разнообразный дидактический материал (гибкость в использовании учебного материала повышает мотивацию, реализует индивидуальные потребности и возможности ребенка).

-Наблюдение ученика за действиями учителя, постепенное включение в общие совместные действия ребенка, обучение воспроизведению по подражанию действиям учителя (установление и поддержание контакта, социализация ребенка).

-Формирование первичных учебных действий: пальцевый захват, удерживание, поворачивание, совмещение предметов, начало овладевания действий с ручкой, карандашом ( развивает мелкую моторику, координацию движений рук, зрительный контроль).

-Формирование элементарных навыков самообслуживания. Уроки не считаются оконченными, пока ученик не уберет со стола, а бывает и с пола все вещи и мусор ( ребенок создает комфортные условия обучения и удерживается в рамках структурированной деятельности ).

-Избегание прямого взгляда в глаза ребенку (профилактика агрессии и аутоагрессии ребенка.

Решение задач первого этапа обучения детей с расстройствами аутистического спектра зависит от индивидуальных и типологических особенностей каждого ребенка.

2.Этап. Элементарное освоение учебных стереотипов

Особенности реализации этапа:

-Проведение учебных занятий за одним и тем же столом.

- Четкое обозначение начала и конца занятий.

-Соблюдение правил посадки во время занятий.

-Перемещение выполненных заданий ( слева-направо ).

-Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»

-Постепенное введение и использование элементарных словесных инструкций «Сядь» «Возьми», «Положи» ,«Покажи», «Двигай», «Убери».

- Присутствие матери на занятии с постепенным удалением в соседнее помещение для своевременного оказания помощи ребенку.

-Оказание ребенком помощи учителю в выполнении действий (ученик после выполнения задания помогает убрать материал : по коробкам, пакетам, баночкам).

-Использование визуального плана: последовательность в виде действий предметов, письменных указаний, иллюстраций, фотографий с заданиями, коробок.

Углубление учебных действий:

1.Работа с ручкой, цветными и простым карандашом, клеящим карандашом.

2.Овладевание действиями с пластилином.

3. Использование тетради, альбома по назначению.

3.Этап. Усвоение (расширение) учебных навыков. Обучение строится по выработанному ранее алгоритму.

Особенности реализации этапа:

-Рациональная организация рабочего места.

-Четкое определение временных рамок уроков и перерывов.

-Обучение пониманию просьб – команд, отражающих основные действия: «возьми», «положи», «покажи», «двигай»; затем - «поставь», «отрежь», «пиши», «читай», «открой», «закрой». По мере отработки операций вводятся новые слова – просьбы.

-Формирование понимания речевых инструкций учителя.

-Расширение применения номинативной и глагольной лексики, отражающей эмоциональный, бытовой, предметный опыт ученика.

- Развитие мотивации обучения.

-Побуждение к речевой активности.

- Обучение выражению радости и удовольствия от результата деятельности.

- Присутствие матери на уроках ограничивается.

- Совместное выполнение действий с учителем (сотрудничество), а при повторении изученного - самостоятельные действия (операции).

Совершенствование учебных действий:

1.Отработка алгоритма проведения каждого урока.

2. Овладевание навыками работы с пластилином, ножницами, линейкой, иглой.

3.Формирование умений и навыков правильного использования учебной книгой.

На протяжении всех этапов обучения учителем должны соблюдаться следующие требования к организации образовательной деятельности ребенка с расстройствами аутистического спектра:

1.Не требовать от ребенка тишины на уроке (пусть звучит, по звукам педагог учится определять эмоциональный настрой ученика).

2.Не требовать концентрации внимания (даже если не смотрит на учителя или в нужную педагогу сторону при объяснении, при практической работе ребенок сфокусирует свое внимание на нужном материале).

3.Не отвлекать ребенка своими часто звучащими словами, вопросами (учитель задает четко сформулированные короткие вопросы и не требует немедленного ответа).

4.Строить объяснение ( сначала на уровне показа ) с использованием наглядно – практического метода: в начальных классах по 2- 3минуты, в среднем звене 3- 4 минуты.

5.Использовать при демонстрации (показе) мелкие предметы ( оптимально - умещаются на ладони ребенка) не более альбомного листа.

6. Поощрять ученика, используя словесные, тактильные или вкусовые ощущения.

У разных детей на данные этапы организации образовательной деятельности может затрачиваться разное время. Это зависит от степени умственной отсталости и группы раннего детского аутизма. Переходить от одного этапа к другому возможно лишь при усвоении учеником основных моментов образовательного процесса.

Итогом работы становится выработка коммуникативных форм поведения, освобождение от опеки взрослых, выработка произвольной активности и взаимодействия, овладение учеником оптимального объема знаний, умений, навыков, которые являлись бы действительными, практически ценными, обеспечивали бы самостоятельность ребенку и были бы социально значимыми.

Организация образовательного процесса с детьми с расстройствами аутистического спектра на этом не заканчивается, а переходит в более сложную стадию обучения, которая основывается на выработанных ранее алгоритмах обучения и сотрудничестве с педагогом и специалистами школы.

 Перед обществом по-прежнему стоит проблема принятия людей с ограниченными возможностями. Особенно заметно это в России – стране, где долгое время люди с инвалидностью или особенностями развития были просто «выключены» из социума и проводили всю жизнь в четырёх стенах.

Толерантность как никогда важна в современном мире. Одна из причин нетолерантного отношения, в частности к детям, страдающим ранним детским аутизмом – это готовность неосведомленного человека реагировать предвзято. Вторая – недостаток знаний и низкая информированность населения и отдельных людей о данной проблеме. Поэтому на пути преодоления предвзятости и предубеждений значительное место должно занимать призывы к общественной толерантности. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права, дабы обеспечить осуществление этих прав. Воспитание должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Обращаясь, к реально действующим в некоторых школах программам толерантности «Уроки доброты», убеждаешься, что через школу универсального образования в сознание подрастающего поколения привносятся семена ценного толерантного отношения к жизни.

Библиографический список 1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / под ред. С.А. Моро- зова. М.,1998. 2. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое ру- ководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений / сост. Э.М. Паллот; пер. с англ. Пермь, 2004. 3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.,