Главные вкладки

    Психолого-педагогическая диагностика. Методы и приемы.
    учебно-методический материал

    Балтахинов Павел Николаевич

    Задачи :  контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;  оценка школьной зрелости;  выявление причин неуспеваемости;  отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов (профильное обучение);  решение проблемы учеников с отклоняющимся, девиантным поведением, конфликтных, агрессивных и т. п.; выявление одаренных детей;  профессиональная ориентация и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologo-ped_har_ka.docx18.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики

    обучающегося

    1. Общие сведения об обучающемся:

    ● фамилия, имя, отчество, возраст;

    ● место обучения, осваиваемая профессия, специальность;

    ● состояние здоровья;

    ● состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

    Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.

    2. Направленность личности обучающегося

    Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:

    ● интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);

    ● ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

    ● независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);

    ● профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

    ● самооценка, уровень притязаний.

    Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).

    3. Индивидуальный опыт обучающегося

    Индивидуальный опыт – это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.

    Могут быть представлены следующие сведения:

    ● уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

    ● успеваемость по различным предметам;

    ● отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).

    Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

    4. Характеристика психических процессов обучающегося

    Психические процессы – это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.

    Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:

    ● внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));

    ● память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);

    ● мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);

    ● воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);

    ● эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);

    ● воображение (яркость представлений, пространственные представления).

    Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).

    5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося

    Индивидуально-психологические особенности – это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.

    Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:

    ● темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);

    ● характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;

    ● способности (интеллектуальные, творческие).

    Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).

    6. Обучающийся в структуре межличностных отношений

    Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:

    ● особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);

    ● ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

    ● особенности поведения в конфликтных ситуациях;

    ● положение обучающегося в группе, его социометрический статус;

    ● способность к эмпатии;

    ● уровень агрессивности;

    ● коммуникативные и организаторские склонности;

    ● характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

    ● участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.

    Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования

    стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).

    7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся

    В данном пункте необходимо отразить следующие вопросы:

    ● какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;

    ● насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

    ● какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств

    личности следует воспрепятствовать;

    ● на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;

    ● какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.

    Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...

    Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

    Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....

    Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

    Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....

    Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

    В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

    Семинар по теме: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции».

    Семинар на тему: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы   коррекции»....

    «Психолого-педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».

    Детские  музыкальные  школы, являясь самым  массовым  звеном в системе  музыкального  образования, призваны  практически решать ответственные  задачи...