Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
    статья по теме

    Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx16.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения

    Учитель-логопед Шапагина Т.А.

    Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

    Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

    При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в произношеии, занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

    Если произношение звуков нарушено, необходимо тренировать мышцы языка и губ, работу нижней челюсти и мягкого нёба. Для этого и необходима артикуляционная гимнастика.

    Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

     Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

                 В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений.

                 Своевременные занятия артикуляционной гимнастикой помогают некоторым детям самостоятельно научиться произносить звуки правильно без помощи специалиста.  

                 Старания  самого  лучшего  специалиста  не  дадут  каких-либо  положительных  результатов,  если  ежедневно  дома  с  ребёнком  никто  не  занимается.

    Рекомендации к проведению упражнений:

                 Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся!

                   Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

              Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

           Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например: Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?

                    Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

                    Упражнения выполняются от простого к сложному.

             Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя новые игровые приёмы.

                    Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики:

    1.      Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

    2.      Взрослый показывает выполнение упражнения.

    3.      Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4.      Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.

    5.   Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

     Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения!

    Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р

    Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....

    Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

    В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"

    Артикуляционная гимнастика -  это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...

    Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»

    На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  о...

    Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [Л], [Л‘].

    В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

    В данном материале расказывается о значении артикуляционной гимнастики, о реализации принципов, применяемых при ее проведении Затрагнивается вопросЫ: о гигиенических требованиях к проведению упражнени...