Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
    консультация

    Юлия Константиновна Сорокина

    В данном материале расказывается о значении артикуляционной гимнастики, о реализации принципов, применяемых при ее проведении Затрагнивается вопросЫ: о гигиенических требованиях к проведению упражнений, о выработке плавной сильной воздушной струи, об основной стратегической линии в работе по формированию речевой моторики. Приводятся примеры выолнения детьми упражнений и инструкций педагога к ним. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_osnova_proiznosheniya.docx28.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сорокина Ю.К., учитель-логопед

    ГБДОУ Детский сад №29

    Курортного района СПб

    Консультация для воспитателей

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА

    ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

    Вы, конечно,  знаете, что такое артикуляционная гимнастика. Вы даже имеете опыт проведения упражнений, однако, вопросы по-прежнему остаются. С какого упражнения начать? Как подобрать действительно нужные упражнения? Как часто выполнять комплексы гимнастики?.. Человек склонен искать и находить ответы на возникающие вопросы.

    Артикуляционная гимнастика помогает достигать оптимальных результатов в процессе становления звукопроизношения.

    Результатом проведения  артикуляционной гимнастики является плавный естественный (органичный) поступательный процесс вызывания звуков. Да, именно вызывания, а не постановки!

    Именно артикуляционная гимнастика способна в щадящих условиях выработать артикуляционные уклады и позы, так необходимые для правильного произношения звуков родного языка.

    Формирование правильного звукопроизношения предполагает, в том числе, и выработку артикуляторных умений, а именно, воспитание точных, координированных движений и положений органов артикуляции.

    В систему работы артикуляционная гимнастика включается с целью активизации мышц артикуляторного отдела периферического речевого аппарата, выработки тонких целенаправленных движений, воспитания у ребенка полноценной артикуляционной базы, для нормализации мышечного тонуса.

    Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

    1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

    2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

    3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину;

    В процессе проведения артикуляционной гимнастики специалистами реализуются следующие принципы:

    • принцип целенаправленности и регулярности;

    Артикуляция - автоматизированный навык, автоматизм которого приобретается только в процессе занятий и постоянных упражнений, проводимых воспитателем достаточно часто. Кинестетические  ощущения вырабатываются постепенно, именно поэтому комплекс упражнений выполняется в течение длительного времени.

    Все многообразие артикуляционных упражнений можно дифференцировать по различным факторам:

    • по целям проведения (общеразвивающие, специфические),
    • по характеру выполнения движений (статические, динамические),
    • по участию различных отделов периферического речевого аппарата (собственно артикуляционные, для формирования воздушной струи, для координации работы трех отделов периферического речевого аппарата),
    • по количеству участников в ходе выполнения упражнений (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).

    • принцип учета закономерностей формирования движений в онтогенезе;

    Двигательная сфера формируется в направлениях:

    • от общей моторики к мелкой (тонкой), позже к артикуляционной;
    • от общих движений тела через движения мышц лица (мимики), далее к артикуляционным движениям;
    • от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям);
    • от элементарной (грубой) дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации;
    • от освоения отдельных элементов артикуляции к артикуляционному укладу.

    • принцип соблюдения гигиенических требований и методических рекомендаций;

    В процессе работы важно придерживаться следующих гигиенических требований и методических рекомендаций:

    • упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении;
    • упражнения выполняются при свободном удобном  положении тела в пространстве, расправленной грудной клетке;
    • любые движения выполняются легко, плавно, без напряжения, в спокойном темпе;
    • обращается внимание на точность (качество), симметричность, полный объем движений, амплитуду;
    • соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки;
    • используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический;
    • приветствуется использование наглядных материалов.

    Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику в щадящем режиме, предлагая детям умеренную нагрузку. В среднем статические упражнения удерживаются детьми под счет до 5, а динамические – выполняются 3:3, допускается 3-5 повторов.

    При значительном увеличении темпа артикуляторных движений дикция смазывается, восприятие речи затрудняется, поэтому упражнения проводятся в умеренном темпе.

    Педагогам следует помнить, что важен не темп выполнения и количество упражнений, а качество их выполнения. Комплекс артикуляционной гимнастики проводится в течение 5-10 минут.

    • принцип поэтапности.

    Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

    1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

    2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

    3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

    4. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.

    Любое упражнение, предлагаемое ребенку, преследует определенную цель, предназначено для тренировки определенных групп мышц.

    Артикуляционные упражнения могут быть разделены, в зависимости от включенности различных отделов периферического речевого аппарата, на следующие подгруппы:

    • собственно артикуляционные,
    • для формирования воздушной струи,

    Поскольку все звуки речи произносятся в фазе выдоха, выработка плавной направленной сильной воздушной струи проводится до артикуляционной гимнастики.

    Возможно и одновременное проведение таких упражнений в структуре артикуляционной гимнастики, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают мышцы щек, губ, языка.

    Среди упражнений, условно обозначенных как упражнения для формирования воздушной струи, можно выделить, например, следующие: «Подуй в трубочку», «Сдуй снежинки с лопаты», «Подуй на желобок» и др.

    • для координации работы трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного, артикуляционного).

    К артикуляционным упражнениям для координации работы трех отделов периферического речевого аппарата, например, можно отнести следующие упражнения, выполняемые на озвученном выдохе:

    • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл – бл - бл».
    • «Печем блинчики». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
    • «Дятел». На выдохе произносится «Д –д – д».
    • «Жук». На выдохе произносится «Ж – ж - ж».

    Можно указать основную стратегическую линию в работе по формированию речевой моторики:

    следует проводить обучение ребенка от выполнения артикуляционного упражнения с помощью педагога (сопряженного, отраженного) к самостоятельному его освоению.

    Любое предлагаемое педагогом упражнение должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка.

    Реализация идеи перехода к самостоятельному выполнению упражнения возможна при поступательном усложнении предъявляемого дидактического материала.

    Это может быть достигнуто благодаря использованию дозированной помощи.

    Можно обозначить некоторые способы такой коррекции:

    • путем формулирования различных по степени развернутости словесных инструкций;
    • за счет активного привлечения наглядного материала (картинки-образы артикуляционных упражнений, профили звуков, артикуляционные муляжи);
    • за счет использования разнообразного лингвистического материала в преддверии упражнения или в качестве сопровождения упражнений (стихи, загадки, потешки, чистоговорки);
    • через изменение условий предъявления материала (табл. № 5).

    Условия предъявления материала постепенно усложняются.

    На начальных этапах работы важно, чтобы ребенок зрительно воспринимал движения и положения органов артикуляции. С целью формирования зрительного контроля  за ходом выполнения упражнений используется зеркало (настенное, индивидуальное). Дети располагаются за столом перед зеркалом.

    На продвинутых этапах работы, по мере выработки кинестетических ощущений, постепенно отказываются от работы перед зеркалом.

    Позднее важно закрепить воспитанные умения, сконцентрироваться на мышечных ощущениях. Для этого предлагают выполнять артикуляторные упражнения с закрытыми глазами.

    По возрастам:

    Младшая

    Средняя

    Старшая

    Подготовительная

    Знакомство с органами артикуляции.

    Развитие подвижности органов артикуляции.

    Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.

    Формирование чёткости движений органов артикуляционного аппарата.

    Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.

    Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.

    Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.

    Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

    В ходе проведения артикуляционных упражнений с дошкольниками особое внимание педагогам следует уделять формулированию инструкций. Инструкция должна быть максимально понятной и короткой для ребенка, содержать последовательные шаги выполнения упражнений.

    Приведем примеры возможных инструкций к артикуляционным упражнениям.

    Упражнение «Заборчик»

    Приготовься. Начинай.

    Улыбнись.

    Покажи зубы.

    Удержи данное положение под счет до трех.

    Закончи.

    Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной.

    Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

    Именно на воспитателя возлагается ответственность за формирование речевой моторики в этом возрасте.

    Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Внимательный отбор артикуляционных упражнений, выстраивание их в необходимой последовательности, формулирование четких инструкций и подача дозированной нагрузки на мышцы речевого аппарата являются важными условиями оптимизации данного направления работы.

    Использование современных технологий в работе с детьми, имеющими недоразвитие фонетической стороны речи, обусловлено значительными переменами в системе дошкольного образования. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

    Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии, занятия с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

    Презентация, созданная на базе программы Microsoft Power Point, позволяет представить воспитанникам информацию с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала, даёт возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях научно, логично, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей, и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-аудиальные и визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

    Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

    Традиционно каждое артикуляционное упражнение предлагается воспитаннику в виде картинки-образа, для старших дошкольников возможно использование профилей звуков, сопровождаются упражнения разнообразным лингвистическим материалом (стихи, загадки, потешки, чистоговорки).

    Целенаправленная работа по формированию артикуляторной моторики в условиях специализированного дошкольного учреждения средствами информационно-коммуникационных технологий будет способствовать преодолению основных механизмов нарушения звукопроизношения.

    Регулярное и систематическое применение артикуляторной гимнастики укрепит мышечный аппарат детей. Благодаря воспитанию правильной артикуляции в будущем у детей выработаются совершенные дикционные навыки.

    Литература:

    1. Речедвигательная ритмика. Составители: А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова. Москва. Редакционно-издательский центр, 2008.
    2. Анищенкова, Е.С. А57        Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. — М.: ACT: Астрель. 2009. — 159, [1] с: ил. (Популярная логопедия).
    1. А.М.Горчакова Лучший способ коррекции звуков – это…2013 © Алла Горчакова www.logo-school.ru
    2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.-32 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения

    Советы родителям по правильному выполнению артикуляционных упражнений....

    «Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

    Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

    Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"...

    Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»

    На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  о...

    Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения

    Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения...

    Консультация для родителей "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"

    Консультация для родителей о важности развития правильного речевого дыхания....