Главные вкладки

    Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»
    консультация на тему

    Ишмуратова Гульнара Ахатовна

    На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  образовательной  программой  Вы должны проводить  занятия,  такие  как  «развитие речи», «обучение грамоте»,  а  речевые  игры   в разных режимных моментах.

    А как вы думаете, почему дети неправильно произносят звуки?

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_artikul_gimnastika.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 2 с. Стерлибашево муниципального  района

    Стерлибашевский  район  Республики  Башкортостан

    Доклад на тему:

    «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»

                                                                                            Составила:

    учитель – логопед

                                                                                                       Ишмуратова Г.А.

    Стерлибашево 2018 год

    Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной, и пальчиковой гимнастики.

    Задачи: 

    1. Обучить воспитателей  методам и приёмам работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

    2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей воспитанников.

    3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

    Материалы и оборудования: Ноутбук, проектор, экран, индивидуальные зеркала, платочки, буклеты, демонстрационные карточки: «Артикуляционная гимнастика», игрушка Квака,  крупа «гречневая»,  одноразовые тарелки.

    Добрый день! Уважаемые коллеги!

    Я продемонстрировала фрагмент логопедического занятия в которую, входит артикуляционная и пальчиковая гимнастика. На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  образовательной  программой  Вы должны проводить  занятия,  такие  как  «развитие речи», «обучение грамоте»,  а  речевые  игры   в разных режимных моментах.

    А как вы думаете, почему дети неправильно произносят звуки?

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

    • Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…  (мяу-мяу – кошка)
    • Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым. (я вас  призываю  всегда  говорить  правильно  и  грамотно)
    • Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).  
    • Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Здесь уже работают учителя-логопеды.   Я Вам советую в детском саду   проводить  артикуляционную  гимнастику,  в  ходе  которой  понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время выполнения гимнастики  ребенок будет видеть себя в зеркале.
    • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут в разных режимных моментах  (утром  во  время  беседы,  на  занятиях,  на  прогулке  во  время  наблюдений  или  во  время  подвижной  игры.).   Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
    • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. (Показываю буклет). Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
    • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
    • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

    • точность движения, плавность,
    • темп выполнения,
    • устойчивость,
    • переход от одного движения к другому. 
    • Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

           Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

          В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться»).

           Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  А логопед  решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога. 

    Пальчиковая гимнастика – это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью). Пальчиковые упражнения, развивают мелкую моторику, координацию движений кистей рук, а значит помогают развитию речи и мышления; развивают память, внимание, воображение, артистизм. Вызывает у ребенка эмоциональный отклик побуждает его озвучивать свои действия. 

    Пальчиковая гимнастика обязательно проводится ежедневно в разные режимные моменты, у каждого воспитателя должна быть картотека пальчиковой гимнастики. Уважаемые  коллеги  помните,  Вы каждый день проводя гимнастику развиваете пальцы, развиваете речь.

    В нашем детском саду в тесном контакте работают воспитатели и специалисты. И только  проводя  ежедневную  совместную  планомерную  работу виден результат моей работы,  работы  воспитателя  и  заинтересованность  родителя  в  развитии  речи  ребенка.  

    Успехов вам в работе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р

    Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....

    Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

    В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"

    Артикуляционная гимнастика -  это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

    Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"...

    Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [Л], [Л‘].

    В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

    Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

    В данном материале расказывается о значении артикуляционной гимнастики, о реализации принципов, применяемых при ее проведении Затрагнивается вопросЫ: о гигиенических требованиях к проведению упражнени...