Дидактические материалы по теме "Предложение"
учебно-методический материал на тему

Представлена система упражнений для отработки темы "Предложение" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie.docx305.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

  1. Спиши предложения. Подчеркни в них главные  члены (подлежащее и сказуемое).

Ребята пели весёлую песенку. 2. Земля покрылась белым снегом. 3. Вчера дети ходили в театр. 4. В траве промелькнула юркая ящерица. 5. На лесной лужайке резвились медвежата.

  1. Спиши текст. Подчеркни в предложениях главные члены (подлежащее и сказуемое).

Стояли жаркие дни. Мальчики пришли на речку. Солнце палило нещадно. Ребята прыгнули в тёплую воду. Костя заплыл очень далеко. Дима и Артём заволновались. Они замахали другу руками. И тогда Костя поплыл к берегу. Вдоволь накупавшись, мальчики вышли из воды.

  1. Прочитай текст. Раздели его на предложения (расставь точки). Спиши, начинай предложение с большой буквы.

В гостях.

Летом Хрюша и Каркуша часто были у Степашки в деревне рядом с ней находится город Звенигород и деревня Ложки домик Степашки стоит у самого леса рядом река Белая и пруд Озерки Степашка угощает друзей душистым чаем.

Подчеркни большую букву в именах и названиях.

  1. Является или не является группа слов предложением?  Запиши только предложения.

1.   Пришла холодная осень.

2.   День дождь идет весь.

3.   Всюду лужи и грязь.

4.   Деревья стоят голые.

5.   Улететь давно перелетные птицы.

6.   на холодно дворе.

7.   В такую погоду нельзя гулять.

8.   В лес смолкли голоса птиц.

9.   Скоро наступит зима.

  1. Прочитай текст. Спиши, начинай предложение с большой буквы.

Воробей.

Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи и ручейки. Малыши пробежали по луже. Льдинки лопнули. Можно пить воду.

  1. Прочитай текст. Спиши, начинай предложение с большой буквы.  Подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Страшный сон.

Хозяин назвал собаку Теткой. Тетка спала на маленьком коврике у двери. Ей снился страшный сон. Тетка взвизгнула и проснулась от страха. Она разбудила всех жителей дома. Гусь стал грозно шипеть.

  1. Прочитай текст. Спиши, начинай предложение с большой буквы.  Подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

В дороге.

Машина мчалась по дороге к фронту. Луна освещала лесок и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась под шинами. Митя Корнев дремал. Он укрылся шинелью. Скоро показалась деревня Васильки. Там стоял их полк.

  1. Прочитай. Вставь вместо точек слова из данных ниже.

Слова для справок: лето, осень, цветы, земля, кусты, ромашки

... наступила,

 Высохли ...,

 И глядят уныло

 Голые ... .

  1. Прочитай текст. Раздели его на предложения (расставь знаки препинания). Спиши, начинай предложение с большой буквы.

Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат.

  1. Выпиши грамматические основы предложений (только подлежащее и сказуемое).

Образец: дорога чернеет

Чернеет дорога приморского сада. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. У папы капли упали со шляпы. Я увидел на стекле три  капли дождя. Что-то упало в комнате. Три часа у проруби вороны пробыли. Последнюю зиму к нашему дому всё время подбегали три белочки.

  1. Спиши предложения. Подчеркни основу предложения (подлежащее и сказуемое).

Образец: В небе раздавались тревожные крики птиц.

Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.

Тонким льдом покрылась река, как в сказке.

Ночью на небе поблескивала яркая звезда.

Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

  1. Спиши предложения. Подчеркни основу предложения (подлежащее и сказуемое). Второстепенные члены подчеркни пунктиром

Образец: За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.

С шелестом падали с тополей сухие листья.

Горький запах заполнял лес.

Над озером закружило листвой.

Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Распространенными называют предложения, которые имеют в своем составе главные члены предложения и второстепенные, например: Пес съел колбасу.

Нераспространенными называют предложения, которые имеют в своем составе только главные члены предложения, например: Идет дождь.

  1.  Запиши предложения. Определи вид предложений укажи его в скобках (нераспр. / распростр.). Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Падает снег. Стоит чудесный  зимний день. Деревья одеты в белые шубки.

  1.  Запиши предложения. Определи вид предложений укажи его в скобках (нераспр. / распростр.). Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.

  1.  Распространи предложения, добавляя второстепенные члены.

Образец: Пришла долгожданная весна.

Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!

Слова для справок: долгожданная, снежные горы, быстрый, с крыш, звонко, душистые, клейкие, на солнечной опушке, молоденькая, скоро, первые, как первый, весенний.

  1. Спиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.                        

Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

По интонации- восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания –

повествовательное ( о чём – то рассказывает)

вопросительное (спрашивает)

побудительное (побуждает к действию)

Например:

Мама пришла. (повествовательное,невосклицательное)

Мама пришла! (повествовательное, восклицательное)

Мама пришла? (вопросительное, невосклицательное)

  1. Переделай повествовательные предложение в вопросительные с помощью  разных вопросительных слов.

Образец: Что зеленеет на грядке?

На грядке зеленеет укроп.

Что…

Что делает…

Где…

  1. Переделай повествовательные предложение в вопросительные с помощью  разных вопросительных слов.

Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев.

Что…

Какая…

Где…

В какой…

  1.  Прочитай  текст. Подчеркни  грамматическую основу в каждом предложении.

По небу бегут весёлые тучки. Вдруг полил тёплый грибной дождь. На улицу  выбежала Марина. Девочка шлёпала по лужам босыми ногами.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

  1. К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве перепел построил гнездо.

  1. К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве ребята увидели гнездо.

  1.  Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни восклиательный знак в конце предложения.

                         В...сна, в...сна! Как воздух чист!

                         Как ясен небосклон!

                         Своей лазурию ж...вой

                         Слепит мне очи он.

  1.  Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни восклиательный знак в конце предложения.

Хор...шо у нас в...сной! Зацв...тут с...ды — б...лым-б...ло! Утонут мазанки в белых с...дах, будто и нет их. Одни ласточки над с...дами шныряют. Песни щ...бечут.

  1. Спиши текст. Подчеркни знаки препинания в конце предложения.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

  1. Спиши текст. Расставь знаки препинания в конце предложений.

Хорошо иметь чижа

Очень песня хороша

Белка сушит грибы

Ты ходил осенью в парк

  1. Составь предложения различные по цели высказывания, используй слова для справок: стадион, спортсмен, футболист, гимнаст.

Например: Как проехать к стадиону? Ах, какой спортсмен!

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

  1.  Спиши предложения. Подчеркни в них однородные члены.

В лесу росли берёзы, осины, ели, сосны и пихты. Сережа, Денис и Филипп отправились на тренировку. Катя и Надя ныряли и плавали в озере.

  1.  Спиши текст. Подчеркни однородные члены.

Наступила зима. Я перестал брать Пушка на прогулки и держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит.

  1.  Вставь вместо точек подходящие по смыслу союзы, подчеркни однородные члены.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Мультфильм был не цветной … интересный.

Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет.

Булька проболел шесть недель … выздоровел.

  1.  Спишите, подчеркните подлежащее и сказуемое. Найдите слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Синицы, сойки, снегири

Среди осин нашли приют,

Свои сонаты создают

Весь день — с зари и до зари.

  1.  Дополните предложения однородными членами.

Например: В нашем саду растут яблони и груши.

В нашем саду растут яблони и ... . На лугу пестрят ромашки и ... . Сосна и ... остаются зелёными круглый год. В зоопарке мы видели ярких попугаев и ... .

  1. Запишите предложения. Подчеркните однородные члены.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Взяла она части решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай. Медведь прибежал и выворотил дуб с корнями. Вышли на поляну красны девицы да добры молодцы. Запели они песню весёлую.

  1. Запишите предложения. Подчеркните однородные члены. Вставь пропущенные буквы.

З..л..неет, цв..тёт, поёт, бл..стит, звенит и в..с..лится всё живое. Поют в молодой листве сол..вьи, кукушки, скв..рцы. Мухи, осы, шм..ли укрываются в сухие убежища. Цв..тут сосна и ель. По б..регам и поймам сочно зеленеют камыши.

  1. Запишите предложения. Подчеркните однородные члены. Расставь запятые. Вставь пропущенные буквы.  

Ты сиди.. на трибуне ст..диона и смотри.. футбольный матч. К..питан к..манды устремился с мячом к в..ротам пр..тивника. Ты как бы бежи.. за них, и они это чу..ствуют.

  1. Является или не является группа слов предложением?  Запиши только предложения.

1.   Пришла холодная осень.

2.   День дождь идет весь.

3.   Всюду лужи и грязь.

4.   Деревья стоят голые.

5.   Улететь давно перелетные птицы.

6.   на холодно дворе.

7.   В такую погоду нельзя гулять.

8.   В лес смолкли голоса птиц.

9.   Скоро наступит зима.

  1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.  

  1. Составь предложения из слов каждой строки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

 

     Мама, куклу, Оле, подарила

     Тропинке, птенец, по, прыгал

 

  1. Прочитай и выпиши только предложения.  Подчеркни подлежащее и сказуемое.

     Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

 

  1. Прочитай и определи группы слов, которые нельзя назвать предложением. Запиши только предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Наступила осень.

Летят на птицы юг.

Часто идет дождь.

Густой город туман затянул.

Дует резкий, холодный ветер.

По он несет сада дорожкам желтых груды листьев.

Вьется из сизый дымок труб.

Ребята сидят дома.

Скоро наступить зима.

 

  1. Поставь точки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

     За городом красивый парк в парке растут липы, клены и березки на клумбах цветут яркие цветы

  1.  Прочти и закончи предложения.

Ворона каркает, а кукушка   …..        

Петух кукарекает, а  гусь ….. .

Корова мычит, а ласточка …..

Собака лает, а  филин ….. .

Змея ползает, а птица …...

Курица клюёт, а кошка …. .

Слова для справок: кукует, гогочет, щебечет, ухает, летает, лакает.

  1. Поставь точки. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его. Спиши.

     

На тропинку выбежал колючий ежик был теплый день вдруг в кустах они услышали шорох мальчики гуляли в лесу

  1. Исправь ошибки. Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

1.   В субботу в классе. Не было Аллы Ивановой.

2.   Группа школьников. Гуляет в аллеях парка.

3.   Был жаркий день в саду под скамейкой. Спала собака Жучка.

 

  1. Из данных слов составь и запиши предложение

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

Зайка, под, серый, спал, кустом

  1. Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок

на, бумага, и, лежат, клей, партах

ножницы, взяли, дети

фигурки, они, животных, делают

эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

  1. Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки они похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения.

Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения.

Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения

Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

  1. Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка

  1. Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни подлежащее. Подчеркни слово, которое указывает, что говорится в предложении о воде.

В, замёрзла, осенних, ночью, вода, лужах

  1. Прочитай загадку. Напиши отгадку.

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке –

Мы зелёные ______________ .

Составь предложение со словом –отгадкой. Напиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

  1. Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Заметил цыплёнок на земле червячка. Курица ведёт по двору цыплят. Она хвалит сыночка. Пушистые комочки пищат и скачут. Закудахтала квочка. Хвать беднягу!

  1. Прочитай предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Птицы поют на разные голоса.  На грядке зеленеет укроп.

Мама испекла вкусные блины.  Кот поймал мышку.

  1. Прочитай  текст. Подчеркни  подлежащее и сказуемое.

Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Заблестели на листьях капли росы.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

  1. Прочитай  текст. Подчеркни  подлежащее и сказуемое.

По небу бегут весёлые тучки. Вдруг полил тёплый грибной дождь. На улицу  выбежала Светлана. Девочка шлёпала по лужам босыми ногами.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

  1. Прочитай  текст. Подчеркни  подлежащее и сказуемое.

Пёстрый ковёр укрыл поля  и луга. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Капельки росы сверкают на траве.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

  1. Прочти предложение. Составь вопросительные предложения. Запиши их  в тетрадь.

Вчера Игорь написал письмо старшему брату.

Когда …?

Кто …?

Что сделал …?

Что …?

Какому …?

Кому …?

  1. Какой знак надо поставить в конце предложения? Спиши.

Медленно плывут по озеру красивые лебеди…

Какие красивые у них шеи…

В другом конце пруда стоят удивительные птицы…

Вы узнали их…

У Пети поселился маленький лохматый щенок…

Как назвать малыша…

Почему ландыш белый…

В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цвета…

Учись разгадывать загадки природы…

  1. Прочитай. Напиши предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставь нужные знаки препинания - . ? !

 Из-под них показался ежик( ) Какой он запасливый( ) На его иголках зеленели яблоки ( ) В кустах послышался шорох( )

     

    Составь вопросительное предложение к данному рассказу.

  1. Запомни  веселое четверостишие об однородных членах. Спиши.

Если стоят однородные члены, 
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят

  1. Прочитай предложение.  Спиши. Выбери и подчеркни одной чертой  те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.

  1. Прочти предложения. Составь  одно предложение с однородными второстепенными членами предложения.

Соленый ветер дул с моря.

Резкий ветер дул с моря.

Холодный ветер дул с моря.                   

Не смог составить. Спиши. ( Соленый, резкий, холодный ветер дул с моря.)

  1. Выберите и спишите предложения с однородными членами.

 В кабинете у доктора по- прежнему жили ёжики, зайцы и белки.

 Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.  

Ветер весело шумит, судно весело бежит.  

  1. Составь  по картинному плану рассказ о Родине.C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7. Дидактические материалы

В данном разделе представлен дидактический материал к урокам русского языка и литературы: практикумы по орфографии и пунктуации, карточки с заданиями, тексты для диктантов,тренинги для подготовки к ЕГ...

Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"

Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...