7. Дидактические материалы
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Коростелёва Тамара Анатольевна
В данном разделе представлен дидактический материал к урокам русского языка и литературы: практикумы по орфографии и пунктуации, карточки с заданиями, тексты для диктантов,тренинги для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 6

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите подробное изложение.

Мы переехали в Москву на житье после смерти отца по весьма простой причине: всё наше имение было продано с молотка за долги — так-таки решительно всё, исключая одной деревушки, той самой, в которой я теперь вот доживаю своё великолепное существование. Я, признаюсь, даром что был тогда молод, а погрустил о продаже нашего гнезда; то есть по-настоящему я грустил только об одном нашем саде.

С этим садом связаны почти единственные мои светлые воспоминания. Боже мой! Неужели ж этому всему двадцать лет? Кажется, давно ли еду я на моей рыженькой косматой лошадке вдоль старого плетня нашего сада и, приподнявшись на стременах, сры ваю двухцветные листья тополей? Пока человек живёт, он не чувствует своей собственной жизни: она, как звук, становится ему внятною спустя несколько времени.

О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песча ное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и голь цов! И вы, высокие берёзы, с длинными висячими ветками, из-за которых с просёлочной дороги, бывало, неслась унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги, — я посылаю вам моё последнее прости!.. Расставаясь с жизнью, я к вам одним про стираю мои руки. Я бы хотел ещё раз надышаться горькой свеже стью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел ещё раз услышать издали скромное тяканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; ещё раз по лежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; ещё раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струёй бегущего по золотистой траве нашего луга...

(И. С. Тургенев)

    Часть2
Прочитайте текст и выполните задания 2.1—2.10        

(1)На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его сто роной. (2)Я думаю: зачем бередить прошлое? (З)Для чего вспо минать то, что забыто даже моими земляками? (4)Всё ушло на всегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (5)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

(6)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (7)Бегу по лестнице. (8)В заулке озираюсь по сторонам. (9)Никого нет. (10)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

(11)Дом выдался из посада вниз, к реке. (12)Как во сне подхо жу к нашей березе. (13)3дравствуй. (14)Не узнала меня? (15)Высокая стала. (16)Кора лопнула во многих местах. (17)Муравьи бе гают по стволу. (18)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (19)Вершина стала выше трубы. (20)Не бели, пожалуйста, пиджак. (21)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. (22)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (23)Оборвали мы у тебя два больших корня. (24)Несли че рез лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (25)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листоч ки были мелкие, бледные. (26)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу.(27)А где ты взяла эту силу под зимним окном? (28)Надо же так вымахать! (29)Уже выше отцовского дома.

(30)Надо быть современным. (31)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

(32)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (33)И так хорош этот нео глядный зелёный мир моей родины!

(34)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняю щемся мире.

(По В. И. Белову)

|1.|Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?        .

1) Пока человек живёт, он не чувствует своей собственной жизни.

2) Плохое не жалко, а хорошего не вернёшь.        

3) Нет на свете места лучше родного края.        

4) Надо быть современным.        

|2.|В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?        

1)4        2)5        3)30        4)33   |

3.   К какому стилю и типу речи относится текст?        

1) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания        

2) разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания        

3) публицистический стиль; рассуждение        

4) художественный стиль; описание с элементами рассуждения

        

|4.| Какое из предложений связано с предыдущим при помощи синонимов?
1)3        2)5        3)22        4)27

5.   Какое значение имеет слово мир в прочитанном тексте (предложение № 33)?

1) отдельная область Вселенной, планета

2) объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй

3) отдельная область жизни, явлений, предметов

4) согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны

6.   В каком слове буква Е обозначает звук Э (предложение    №34)?

1) почему-то

2) совсем

3) исчезали

4) меняющемся

|7.|   Каков способ образования слова ядовитый (предложение №31)?

1) суффиксальный

2) бессуффиксный

3) сложение целых слов

4) сложение основ

8.   Какой частью речи является слово хорошее в предложении №4?

1) существительное

2) наречие

3) прилагательное

4) категория состояния

9.   В составе какого сложного предложения есть придаточное времени?

1)18        2)24        3)26        4)34

10. Какая характеристика предложения № 5 является верной?    

1) сложносочинённое предложение        

2) сложноподчинённое предложение        

3) сложное бессоюзное предложение        

4) простое предложение        

Часть 3        

Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Нет на свете места краше родного края». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.        

Вариант 7        

Часть 1        

 Прослушайте текст и напишите подробное изложение.        

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши  ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убе дительно просил её об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, ко торая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне её и обе щала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу боль ную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой зна комой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белоку рую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ногами.

(В. Г. Короленко)

Часть2
Прочитайте текст и выполните задания 2.1—2.10

(1)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, — он боялся мели. (2)Пантен сидел рядом, в новой суконной паре, в новой блестящей фуражке, бритый и сми ренно надутый. (3)Он по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

(4)— Теперь, — сказал Грэй, — когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде не большой булочки, я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе. (5)3аметьте, — я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. (6) Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не услышите. (7)Я делаю        то, что существует как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. (8)Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах.        

(9)Он сжато передал моряку то, о чём мы хорошо знаем, закончив объяснение так:        

(10)— Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свой ство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. {11)Она в        том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (12)Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.        

(13)Новая душа будет у него и новая у тебя. (14)Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. (15) Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прошение и — вовремя сказанное, нужное слово. (16)Владеть этим — значит владеть всем, (17)Что до меня, то наше начало — моё и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.        

(А. Грин)

|1.| Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?        

1) Большинство людей слушает голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни.        

2) Люди должны помогать друг другу.        

3) Чудеса можно делать своими руками.

4) Улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное нужное слово — это тоже маленькие чудеса.

2.   В каком предложении текста наиболее полно отражена ос новная мысль?

1) 11        2) 12        3) 13        4) 15

3.   К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль; повествование с элементами описа ния

2) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения

3) разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения

4) публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения

4.   Какое из предложений связано с предыдущим при помощи указательного местоимения?

1)3        2)6        3) 13        4) 16

5.   Какое значение имеет слово прямой в прочитанном тексте (предложение № 3)?

1) ровно идущий в каком-нибудь направлении, без изгибов

2) непосредственно следующий куда-нибудь, соединяющий что-нибудь без промежуточных пунктов

3) явный, открытый

4) правдивый, откровенный, нелицемерный

|6.|   В каком слове все согласные звуки мягкие (предложение № 10)?

1) видите

2) сплетены

3) нехитрую

4) истину

7.   Каков способ образования слова созданных (предложение    № 17)?

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

8.   Какой частью речи является слово только в предложении   №10?        

1) союз        

2) частица        

3) местоимение        

4) категория состояния

        

9.В составе какого сложного предложения есть неполное?

1)1        2)6        3)8        4)11

10. Какая характеристика предложения № 1 является верной?

1) сложносочиненное предложение

2) сложноподчинённое предложение

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) простое предложение

Часть 3

 Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Чудеса надо делать своими ру ками». Используйте информацию из прослушанного и про читанного текстов. Выразите свою позицию поданной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс

Задание 1. Назовите основные темы и жанры древнерусской литературы.

Задание 2. О каком произведении В.Г.Белинский сказал, что это «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения»?

Задание 3 Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком  уже Пугачева"?

Задание 4. Определите название произведения и его автора.

а)        Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б)        Осел останется ослом.

Хотя осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

в)         Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время.

г)         Будь вся жизнь ей светла,

Будь весёлость, как была.

Дней ее подруга.

д)         Ученье - вот чума, учёность - вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Задание 5.  Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума", А. С. Пушкин сказал: "О стихах не говорю - половина должна войти в пословицы". Какие крылатые выражения из комедии Грибоедова вы знаете?

Задание 6.  О каком литературном герое идет речь? Назовите произведе ние и его автора.

а)        "Лгунишка он, картежник, вор".

б)        "Сам ты мешковат, умная голова.

Весь век, сударь, ходишь, развеся уши".

в)        "Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, всё ещё выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты..."

г)        "Лицо у него было очень румяное, с белыми ... подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и зачесанными вперед ви сочками, и та же ласковая улыбка ... была в его блестящих глазах и губах".

д) Он страшно бледен был и худ,

 И слаб, как будто долгий труд,

Болезнь иль голод испытал.

Он на допрос не отвечал..-

Задание 7. Кто и кому давал наставление? Назовите произведение, авто ра, имена персонажей.

"Прощай... Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговари вайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".

Задание 8. Назовите родоначальника русского классицизма.

Задание 9.  В. Г. Белинский характеризует литературное направление: "Это - желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утрачен ном счастья... это мир... населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми ... нако нец, это - любовь, которая питается грустью и которая без грусти име ла бы чем поддержать свое существование".

О каком литературном направлении пишет В. Г. Белинский?

Задание   10. Назовите виды эпических произведения. Кратко охаракте ризуйте их.

Задание  11. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а)        "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

б)        "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

в)        "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

Задание  12.  Из данного ряда произведений выпишите те, которые созда ны А. С. Пушкиным.

а)        "Железная дорога";

б)        "Капитанская дочка";

в)        "Мцыри";

г)        "Ревизор";

д)        "После бала";

е)        "Горе от ума";

ж)        "Недоросль";

з)        "Парадокс";
и)         "Ася";

к)         "Дубровский";

л)         "Руслан и Людмила";

м)         "Хамелеон".

Задание 13. Допишите фамилии русских писателей 18-19 веков.

  1. Николай Михайлович
  2. Николай Семенович
  3. Денис Иванович
  4. Гаврила Романович
  5. Евгений Абрамович

Задание 14. Определите произведение по его началу.

  1. Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н.,- дела давно минувших дней, как видите, я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий.
  2. Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1.        Жития повествуют о жизни людей, которые были признаны церко вью святыми. Например, "Сказание о Борисе и Глебе".

Летописи рассказывают об истории Русского государства, о воинах, о борьбе за объединение Руси, о культурных начинаниях русских князей. Например, "Повесть временных лет".

Хождения описывают путешествия. Например, "Хождение Даниила Игумена".

Воинские повести изображают борьбу русского народа с татаро-монголами. "Повесть о нашествии Батыя на Рязань".

Слово или героическая поэзия (ораторское слово, повесть и песнь) -изображение героических событий. Это взволнованная речь, пронизанная лирическим воодушевлением автора. Например, "Слово о полку Игореве".

2.        "Слово о полку Игореве".

3.Александр Николаевич Радищев.

4. а) М. В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на престол императри цы Елизаветы", 1747 г.

б)        Г. Р. Державин. "Вельможа".

в)        Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (Слова Стародума).

г)        В. А. Жуковский. Баллада "Светлана".

д)        А. С. Грибоедов "Горе от ума" (Слова Фамусова).

5.        "Счастливые часов не наблюдают".

"И дым отечества нам сладок и приятен".

"Свежо предание, а верится с трудом".

"Блажен, кто верует: тепло ему на свете".

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" и др.

6.        а) Антон Антоныч Загорецкин - герой комедий А. С. Грибоедова  «Горе от ума".

б)        Госпожа Простакова (из комедии Фонвизина "Недоросль") говорит о
своем муже.

в)        Андрий - герой повести Н В. Гоголя "Тарас Бульба",

г)        Полковник - отец Вареньки Б. из рассказа Л. Н. Толстого "После бала".

д)        Мцыри - герой поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

7. Андрей Петрович Гринев даёт наставление своему сыну Петру Андреевичу Гринёву. (Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

8. М. В. Ломоносов.

9. Романтизм. (А точнее - консервативней романтизм В. А. Жуковского.)

10.        Эпические произведения делятся на виды: сказка, былина, басня, рассказ, повесть, роман, баллада, поэма.

11.        а) Сентиментализм;

б)        Классицизм;

в)        Романтизм.

12.        А. С. Пушкин: "Капитанская дочка", "Дубровский", "Руслан и Людмила".

13. Карамзин, Лесков, Фонвизин, Державин, Баратынский.

14. Тургенев «Ася», Гоголь «Ночь перед Рождеством»



Предварительный просмотр:

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь – мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…

4) Портрет (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

1)Мост через речку так и (не)построен.

2) Им (не)чем было гордиться.

3) Обладать (не)дюжинной силой.

4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь – мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…

4) Портрет (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

1)Мост через речку так и (не)построен.

2) Им (не)чем было гордиться.

3) Обладать (не)дюжинной силой.

4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь – мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…

4) Портрет (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

1)Мост через речку так и (не)построен.

2) Им (не)чем было гордиться.

3) Обладать (не)дюжинной силой.

4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь – мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…

4) Портрет (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

1)Мост через речку так и (не)построен.

2) Им (не)чем было гордиться.

3) Обладать (не)дюжинной силой.

4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь – мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…

4) Портрет (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

1)Мост через речку так и (не)построен.

2) Им (не)чем было гордиться.

3) Обладать (не)дюжинной силой.

4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.



Предварительный просмотр:

Солнечные запахи сирени,                                    Мой светлый край, в берёзовом приволье,

Тишина над речкой Челновой,                             В снегах российских заметён зимой.

И берёзок острые колени                                      Там, где морозы, вырвавшись на волю,

Светятся над поймой заливной.                          Куют мосты над речкой Челновой.                  

Самые обычные пейзажи-                                    Где у сосны мохнатые ресницы  

Простота и сдержанность во всём.                      Украсит иней звонким серебром,

Только их – ведь это детство наше! –                  Где прочитаем первую страницу

Мы в сердцах и памяти несём.                             О том, что Родиной своей мы назовём.

Г.Зайцев                                                                                 И.Чанова

К себе тянут берёзы так сильно,                            Родная Сосновка!

Наш сосновский знакомый бугор,                                 К тебе я стремлюсь!                                            

Где цветов полевых изобилье                                Тебе свой привет посылаю!

И зелёным коврищем простор.                                              Тебя я люблю!

Где Сосновка вся как на ладони,                           И природой горжусь,

Будто в чаще зелёной стоит.                                          С тобой лишь я счастлив бываю!

Сердце щемит от радостной боли                          Любовь к тем местам

И знакомою стрункой звенит.                                         В детстве мне привилась,

Здесь приятно и очень здорово,                              Их сердцем своим понимаю!

Переполнена счастьем душа.                                  Особый тот запах в орешнике нашем,

Это родина, всё в ней дорого.                                          Его я всей грудью вдыхаю!

Всем Сосновка моя хороша!                                    И голос кукушки в Цыгановой роще  

К.Дробышева                                                           Из тысячи звуков узнаю!                                                                                  

                                                                                                     В.Глазов



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ № 1                                                              

Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.

1)Вставьте пропущенные буквы ( прописные ).

Непогр…шимый, угр…жать, изв…нение, ч…столюбие, ч…стотность, ч…стоплотный, дост…яние, об…жание, погл…щение, вообр…жение, укр…тить, сокр…тить, пок…рить, пок…рать, св…тотатство, пок…яние, пок…ление, неисс…каемый, вопл…тить, вышк…лить, разр…дить рассаду, разр…дить ружьё, ум…лять о пощаде, ум…лять значение, прив…дение к общему знаменателю, прив…дение в старом замке, выт…снить из очереди, т…снёная кожа, осв…щение храма, осв…щение в квартире, в…н…грет, д…лина, р…внина, сан…торий, хор…ография, заинд…велый, к…рбюратор, сув…р…нитет, в…ртуоз, серт…фикат, эст…када, пл…вец, попл…вок, недор…сль, отр…сль, возр…ст, р…стовщик, неср…вненный, р…внение, подр…вняться в строю, подр…внять волосы, безотл…гательный, пол…г, обл…жной, з…рница, выг…рание, скл…нение, к…сание, м…кание, непром…каемый, тв…рение, утв…рь, бл…стеть, бл…стающий, соч…тание, пост…лить, отт…реть, закл…нать, отн…мать

       Тире  между подлежащим и сказуемым, тире в неполных предложениях.

2)Вставьте тире, где это необходимо.

1)Хлеб в пути не тяжесть. 2)Трактор в поле что танк в бою. 3)Лучший способ избавиться от врага сделать его другом. 4)Этот парень неплохой игрок! 5)Неплохой игрок этот парень! 6)Охранять природу значит охранять Родину. 7)Съездить на море моя мечта. 8) Семь загадочное число. 9)Иванов теперь известный врач. 10)Риск, как известно, дело благородное. 11)Храбрые познаются в битве, друзья в несчастье. 12)Птице крылья, человеку разум. 13)Воздух был неподвижен, вода тоже. 14)В сухие дни надо поливать грядки, а в жаркие укрывать. 15)Татьяна в лес, медведь за ней.

3)Выполните следующие задания.

А.Среди предложений 1-15 найдите безличные, запишите их номера.

В.Выпишите из предложений 1-15 все местоимения.

С.Укажите способ образования слова ХРАБРЫЕ.



Предварительный просмотр:

Русский язык – это интересно!

Школа по-гречески значит «досуг»? Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы  мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые  настоящие занятия…

Из книги «Занимательная грамматика»

Как научиться писать без ошибок? Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Не пожалейте времени и познакомьтесь с нашей страницей. Занятные истории, смешные стихотворения, экскурсы в историю языка, мнемонические фразы помогут сделать знакомые правила живыми, весёлыми, запоминающимися. Сиюминутной стопроцентной грамотности не гарантируем, а улыбка и хорошее настроение -  это тоже немало.

Сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Да ты же сам знаешь, джазист!

Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик.

Когда пишется –чик? Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.

Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист.

Надежда поможет?

Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.

О пользе щей

Как запомнить буквы, соответствующие  глухим согласным? Поможет предложение: «Фока, хочешь поесть щец?»

А буквы, соответствующие звонким согласным, можно с помощью фразы: «Мы же не забывали друга».

Не вся правда

Ученик допустил ошибку в слове ПОДЛИННЫЙ. Учитель подчеркнул слово, а рядом написал: «Линь – орудие пытки?». Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре», У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) верёвка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые учёные полагают, что было такое верёвочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесённые под пыткой, называли подлинными.

Вот бы знать наперечёт!

Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки:

Слитно пишутся предлоги:

НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,

Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:

ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.

Уж сколько раз твердили миру…

Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов, относящихся ко второму спряжению. Вот один из них:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е- спрягать нельзя.

Перед тем как сварить…

В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них неизбежны. Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его корне букву О и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову ВОР?» не смущаясь отвечают: «Наверное…»

Чтобы запомнить, как пишется это слово, послушайте такую историю.

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Три буквы

Правописание сложных существительных с первым корнем ПОЛ- можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:

  1. Прописную букву;
  2. О или другую гласную букву;
  3. Л.

Искусство побеждать

Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

О голодном интеллигенте

Известно, как трудно научиться правильно писать слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент». Эффект поразительный!



Предварительный просмотр:

Слово о словарях

Многие знают: листать словари огромное удо вольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пуль сом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками. 

В. М. Песков

В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстро го накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надежных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари признаны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства.

В условиях интенсивного развития русского языка, который, по словам А. М. Горького, «обогащается с быстротой поражаю щей», даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.

Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть литератур ными нормами, богатством такого развитого языка, каким яв ляется русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т. е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания (например: толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописа нии, произношении и т. п.).

Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Французский писатель Анатоль Франс называл словарь «вселенной, располо женной в алфавитном порядке». Он рассказывает, как однажды Шарль Бодлер, в ту пору молодой и малоизвест ный поэт, пришёл к маститому поэту — Теофилю Готье. Тот спросил Бодлера: «Читаете ли вы словари?». Молодой поэт ответил, что да, читает охотно. И Готье стал горячо говорить Бодлеру, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного может почерпнуть он из чтения словарей.

Читать словари? Что за странность! Ведь это не роман, не детектив. Как же можно их читать? Словарь нужен, если не знаешь, как пишется или произно сится слово...

Между тем словари — это не толь ко справочники, но и элемент нацио нальной культуры: ведь в слове запечат лены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексиче ских запасов языка собрано в словарях. Создание словарей — задача особой отрасли лингвистической науки, лек сикографии (от греч. «1ехikos» — «слово» и «grapho» — «пишу»).

Отечественная лексикография имеет большую историю. Ранний словарный период славяно-русской лексикографии берет начало в XI в., когда начали создавать элементарно составлявшиеся списки небольшого числа непонятных слов. Самый старый из дошедших до нас словариков этого типа насчитывает всего 174 слова; он приложен к Кормчей книге 1282 г.

Современное «лексикографическое хозяйство» представляет со бой поистине словарную индустрию с обилием больших и малых словарей, несущих самую разнообразную информацию. Их созда нием заняты большие коллективы ученых, применяющих компью терную технику в лексикографической практике. (И.В.Протченко)

         Диктант «Проверяю себя»                                                                                                     Слово о словарях

  1. В словаре находятся все книги: суть лишь в том, чтобы извлекать эти книги из него. (Вольтер.)

2) Я сказал, что люблю словари. Каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами бесчисленного множества людей. Чтение словаря доставляет мне больше развлечения, удовольствия и волнений, нежели чтение «Трех мушкетеров». (Франс.)

3) На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпанная повесть. (Маршак.)

 4) Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (Супрун.)

5) Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли. (Жуковский.)

6) Очень немногие слова «знают» год своего рождения, например: луноход (1959), космонавт (1961).

 7) Необходимо широкое знакомство со всем запасом богатейшего нашего словаря, и необходимо уменье выбирать из него наиболее точные, ясные и сильные слова. (Горький.)

 8) Гордостью отечественной лексико графии по праву считаются Толковые словари В. И. Даля, Д. Н. Ушако ва к С. И. Ожегова. Из современных толковых словарей русского языка самым популярным и авторитетным является лексикографический труд профессора Сергея Ивановича Ожегова, который выдержал с 1949 по 1986 г. 18 изданий и вышел общим тиражом в несколько миллионов эк земпляров. Все, кому по роду занятий приходится обращаться к Слова рю С. И Ожегова за справками, как правило, в кратчайший срок находят нужную информацию.

 9) Прежде чем на книжной полке появится новый Словарь, через руки лексикографов пройдут тысячи книг, журналов, газет, ранее изданных словарей. Будут составлены картотеки на словар ные статьи, проверены факты употребления тех или иных слов и выраже ний. Кроме лексикографов, с материалами Словаря поработают научные редакторы, ученые-рецензенты, корректоры, полиграфисты, транспортни ки, продавцы книжных магазинов. Поистине большой труд многих людей необходим, чтобы в вашу школьную или домашнюю библиотеку пришла книга с названием Словарь.

10) Помните: словари – это самые верные друзья и самые надежные помощники тех, кто стремится постичь глу бины и тонкости великого и могучего русского языка.



Предварительный просмотр:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

(И.С. Тургенев)

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Г. Паустовский

1. Мы прочитали рассказ и смутились, всё было скомкано и неразборчиво.

2. Я прочитал рассказ и онемел, это была прозрачная литая проза.

Это чудо, - сказал я.

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной.

 О. Мандельштам

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,    

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

А.А. Фет

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова…

А.А. Фет

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

А. Блок

Становилось свежо и мне пора было отправляться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли пробравшись сквозь чащобу ивняка я вышел на берег хорошо знакомой мне речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку которую друзья в шутку прозвали китайской джонкой. Перед отплытием я проверил содержимое моего холщового дорожного мешочка. Все было на месте банка свиной тушенки копченая и сушеная рыба буханка черного хлеба сгущенное молоко молоток крепкой бечевки и немало других вещей нужных в дороге. Не забыл я и свое старинное шомпольное ружьецо.

Отъехав от берега я опустил весла и лодку тихо понесло по течению. Плыви мой челн по воле волн вспомнилось мне. Через три часа за поворотом реки  показались отчетливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золоченые купола церкви но до города по моим расчетам было еще довольно далеко. Но вот и первые дома городской окраины. Привязав лодку за сучок дерева направляюсь в город.

Пройдя несколько шагов по мощенной булыжником улице я спросил как пройти в парикмахерскую. Но прежде чем отправиться к цирюльнику я решил починить уже промокавшие сапоги или чеботы как сказал бы мой приятель. Оказалось что в мастерской можно было не только отремонтировать обувь но и отгладить мой сильно потертый чесучовый пиджак. Сапожник носивший фамилию Коцюбинский был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Одет он был в новую кумачовую рубаху с дешевыми перламутровыми пуговками. Что-то необыкновенно привлекательное было в четких движениях его мускулистых рук и в том что все он называл ласкательными именами каблучок щеточка.

Несколько дольше задержал меня портной. Красавец и щеголь он по-видимому прежде всего интересовался своей внешностью а потом уже работой. Осмотрев каждый шов пиджака и убедившись что пуговицы целы он приступил к утюжке.

Утолив голод в ближайшем кафе где к моим услугам оказались свекольный борщок печенка с тушеной картошкой и боржом я отправился бродить по городу. Мое внимание привлекла дощатая эстрада на базарной площади. Выступление жонглера подходило к концу. Его сменила танцовщица худенькая женщина с рыжеватой челкой спускающейся на лоб и с желтым шелковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец она уступила место клоуну. Но бедняга был лишен таланта и вероятно не понимал что он совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.

Справа от сцены располагались торговые лавчонки в которых можно было купить и плитку шоколада и жареного цыпленка и грибы прямо с кошелкой и крыжовник за грошовую цену.

Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко я расположился на ночевку на берегу реки подостлав побольше сена и укрывшись старым плащом.

(По Нагибину).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

.Пользуясь справочным материалом (см. раздел "Консультация"), выполни следующие задания, связанные с нарушением норм словоупотребления.

А.Выберите правильный вариант, удалив неверный ответ.

1)Команда, непрерывно работая (обрела, приобрела) своё лицо. 2)В короткий срок удалось (освоить, усвоить) многие методики исследования.3)Письмо дошло до (адресата, адресанта) вовремя. 4)Этот руководитель всегда проявляет (внимательность, внимание) к людям. 5)Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету. 6)Нужно уметь находить (скрытые, скрытные) резервы производства. 7)В озере (отображались, отражались) прибрежные деревья и кустарники. 8)Стены побелены извёсткой, а снизу выкрашены (масленой,масляной) краской. 9)(Надев, одев) очки, он долго читает бюллетени. 10)На утренней (проверке, поверке) не была выкрикнута его фамилия.

В.Выпишите номера предложений, соответствующие нормам литературного языка.

1)Всем пришлось работать напряжённо, чтобы в срок выполнить срочную работу. 2)Корабли приближались все ближе и ближе к берегу. 3)Все недочёты были устранены к намеченному сроку. 4Техника позволяет облегчить трудоёмкие процессы производства. 5)Новая техника помогает сделать более лёгким трудоёмкий труд рабочих. 6)Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. 7)Это две большие разницы. 8)В нём заговорила его собственная гордость. 9)Большая часть студентов уже прошла практику. 10)Мы сделали большую половину работы.

С.Выпишите номера предложений с речевой избыточностью.

1)Долгие и продолжительные аплодисменты. 2)Информационное сообщение. 3)Памятный сувенир. 4)Мужественный и смелый человек. 5)По песку ступали ступни её ног. 6)Грусть-тоска меня съедает. 7)Это был первый дебют начинающего актёра. 8)Он был патриотом своей Родины. 9)Расцвели белые цветы. 10)На рабочем месте необходимо беречь каждую минуту времени.

Д. Исправьте предложения с речевой недостаточностью.

1)Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2)За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает выговора. 3)В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4)День рождения начнётся в три часа.5)Москвичи обеспечены жильём лучше, чем в целом по стране. 6)Для закупок современного искусства у музея не хватает средств. 7)Сравните показатели первой таблицы с седьмой. 8)Внимательно слушают ребята о героизме русских солдат.9)Объём чистой продукции может и обычно выражается в денежном измерении. 10)Если взглянуть на город с птичьего полёта, то дома покажутся светлыми островками в зелёном пространстве.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"

Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в 5 классе.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочих листов,лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»  в 5 классе....