Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Шипелёва Оксана Николаевна

Овладение элементарными знаниями по грамматике необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков,  в воспитании интереса к родному языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи»

4класс (136 часов в год, в неделю 4 часа)

п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во

час

Дата

Планируемые результаты

Коррек

тировка

Знания

Умения

Повторение.  Предложение  

1-2

Предложение.   Употребление простого распространенного предложения.

Правило о правописании предложения

Развивать умения в построении простого и сложного предложения.         Совершенствовать умения и навыки оформления предложения . Учить различать предложения по интонации и читать их с нужной интонацией

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

3-4

Согласование слов в предложении.  Окончание. Большая буква в начале и точка в конце

Уметь изменять слова, данные в начальной форме, по смыслу. Составлять предложения из 3-6 слов, согласуя слова при помощи окончания.  

Раб.сучебником: оглавлением,

вопросами и заданиями к          учебному тексту, схемами.

5

Связь слов в предложении

Связи  слов в предложении

6

   Изменение слова по вопросам. Составление предложений.

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения,

точка – в конце.

У. составлять предложения  с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в нач. форме.

Правильно и осознанно читать вслух

 (с соблюдением интонации, логического уд).

7

Составление предложений по схеме, опорным словам.

Закрепить умение составлять предложения, исправлять деформированный текст, составлять небольшие рассказы.

8

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью учителя.

Оформлять   пись. работы в соответствии с принятыми нормами.

 9-10

Диктант с грамматическим заданием по теме "Предложение».

Работа над ошибками. Составление и запись рассказа.

Формировать умения составлять предложения по картинке, вопросу, на тему.

Звуки и буквы.  

11

Алфавит. Звуки и буквы.

Знать алфавит, располо

жение слов в  алфавите.   Отличие звука от буквы.

Уметь находить слова в словаре.

Упорядочивать информацию по алфавиту.

12-13

Расположение слов в алфавитном порядке.

Знать порядок букв в русской азбуке.

Уметь располагать слова в алфавитном порядке. Уметь слушать учителя. Учить записывать слова в порядке алфавита.

14-15

Гласные и согласные звуки.

Знать гласные и  согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы. Развивать умения  сравнивать пары слов и делать звуко – буквенный  анализ.

Формировать навыки работы со словарём, ориентируясь на знание алфавита.

16-17

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

Знать различие звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании. Уметь чисто и скоро писать.

18

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова

Уметь анализировать слова по звуковому составу. Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

19-20

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Знать правописание мягкого знака на  конце слова

Уметь обозначать мягкость согласных на письме Ь знаком.

Закрепить умение писать слова с мягким знаком в конце, в середине слова

21-23

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

24-26

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Знать значение разделительного мягкого знака.

 Знать правописание слов с  разделительным мягким знаком

Уметь читать  слоги и слова с разделительным Ь знаком. Закрепить правописание слов с разделительным мягким знаком

Находить в учебнике указанные упражнения, задания.

 27-28

Перенос слов с мягким знаком. Закрепление.

Закрепить умение переносить слова с мягким знаком

  Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком.

Применять  изученные правила

29

Контрольный диктант    «Разделительный мягкий знак».

Знать правописание Ь мягкого знака.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты  Списывать  печатный текст.  

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

30

Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам.

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Гласные после шипящих  

31-32

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

2 четверть

33-34

Упражнения в написании гласных после шипящих.

Закрепить правописание гласных после шипящих. Повторить правила.

35

Самостоятельная работа по теме «Гласные после шипящих»

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

 36-37

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Знать парные звонкие и глухие согласные

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

38-39

 Проверка парных звонких и глухих согласных на конце при помощи гласных

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова.

Уметь планировать текущую работу.

40-41

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

Знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

У. проверять написание звонкой и глух.согласной в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родст-х слов.  

Уметь организовать свое рабочее место.

42-44

 Объяснение правильного написания звонких или глухих согласных в середине и в конце слова

45-46

Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине  слова.

 2ч

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила

47

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

Уметь правильно писать слова со звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова поставленных задач. Нацеливать себя на выполнение

Ударные и безударные гласные

48

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Знать о смыслоразличительной роли ударения.

Уметь правильно ставить ударение.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

49

Ударные и безударные гласные.

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь выделять ударные и безударные гласные.

Четко и правильно осознавать цель своей работы.

50

Правописание ударных гласных.

Знать правописание ударных гласных.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Участвовать в диалоге.

51

Правописание безударных гласных.

Знать правописание безударных гласных.

Уметь сопоставлять гласные в ударных и безударных слогах.

Правильно списывать текст с доски или учебника.

52-53

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.

 54

Правописание безударных гласных.

Уметь объяснять правописание безударной гласной.

Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.

 55

Проверка написания слов с безударной гласной.

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова (водá — вóды)

56

Обучение применению правила.

57-58

Упражнения в правописании безударных гласных.

59

Контрольный диктант   «Правописание безударных гласных».

Знать правописание безударных гласных.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты  

60

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Непроверяемые безударные гласные

61

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический  словарь.  

Знать правописание изученных словарных слов.

 Уметь  пользоваться орфографическим словарем.

62

 Правописание непроверяемых безударных гласных или словарных слов.

Знать правописание безударных гласных и изученных словарных слов.

Уметь  дифференцировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Уметь сравнивать, классифицировать.

63

Различение слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с непроверяемой безударной гласной

3 четверть

64

Проверка слов с непроверяемой безударной гласной по словарю.

Уметь пользоваться орфографическим словарем, проверять правописание.

65

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

66

 Р.р. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

. Знать  свой адрес и адреса родных.

Уметь составлять и  писать письма родным под руководством учителя.

Уметь задавать уточняющие вопросы

67

Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила

68

Контрольный диктант   «Непроверяемые безударные гласные»

Знать правописание изученных словарных слов

Уметь писать под диктовку предложения и тексты

Слово.

Названия предметов, действий и признаков 

69-70

Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

 Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

Знать названия предметов, ставить вопросы.

Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов.

Использовать образцы при выполнении домашних заданий.

71

 Употребление слов, обозначающих предмет, в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложении (кого? кому? чему?)    

Знать названия предметов.

Уметь правильно употреблять в речи слова, обозначающие предмет в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложении.

Слушать объяснение учителя.

72

Подбор слов близких и противоположных по смыслу

Учить подбирать слова синонимы и антонимы

73

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обозначение названия предметов.

Уметь изменять слова, обозначающие названия предметов, по вопросам.

 .

 74

Слова, обозначающие действия предметов.

Знать названия действий.

Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  действий.

75

Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обозначение названия действий.

Уметь изменять форму слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

 

76-77

 Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.

Знать названия предметов и действий.

Уметь находить в тексте по вопросам слова, обозначающие названия предметов и действий, правильно согласовывать их в связи друг с другом, правильно выражать свои  мысли (мон. речь).

78

Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?).

Знать названия признаков.

Уметь называть признак (качество) предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Уметь анализировать.

79-80

Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам.

Знать вопросы, на которые отвечают слова, обозначение названия признаков.

Уметь изменять слова, обозначающие названия признаков, по вопросам. Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия  признаков. Планировать текущую работу.

81

Дифференциация слов, обозначающих признаки предметов, по категориям (цвет, размер, форма, вкус, материал, черты характера). Подбор синонимов.

Знать названия признаков и  названия предметов.

Уметь согласовывать слова, обозначающие названия признаков, со словами, обозначающими названия предметов.

82

  Составление описательных рассказов с использованием слов, обозначающих признаки предметов.

Знать названия предметов, действий, признаков.

Закрепить умение составлять рассказы, используя слова-признаки.

83

Дифференциация слов по трем категориям: названия предметов, действий, признаков предметов

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по пройденным темам.

84

Контрольный диктант  «Названия предметов, действий и признаков»

Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденным темам.

85

Работа над ошибками. Р.р. Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам.    

Знать изученные орфограммы

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Имена собственные  

86

Имена собственные. Объяснение.

Знать имена собственные: имена,  фамилии,

Уметь писать имена собственные с большой буквы.

Уметь планировать текущую работу.

87

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,

Знать имена собственные: имена,  фамилии, клички животных, названия городов, сёл, улиц.

88

Большая буква в названиях городов, сёл, улиц.

 89

Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.

Знать имена собственные: названия рек, морей, озер, гор.

Уметь писать имена собственные с большой буквы, объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

 90

Упражнения в правописании имен собственных.

Знать правописание имён собственных.

У. различать имена собственные от имён нарицательных.

Предлоги

91

Предлог как отдельное слово. Роль предлогов.

Знать: предлог - отдельное слово.

Уметь выделять предлог из потока речи.

92

Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до.

Знать правописание предлогов.

Уметь выделять предлоги и писать их раздельно с другими  словами.

Планировать текущую работу.

93

Правильное употребление предлогов в речи.

Знать правописание предлогов

Уметь правильно употреблять предлоги в речи.

Уметь чисто и скоро писать.

94

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.

Уметь раздельно писать предлоги с другими словами.

Уметь правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

95

Контрольный диктант     «Предлоги».

Знать правописание предлогов.

Уметь писать под диктовку предложения и тексты

96

Работа над ошибками.Составление предложений, используя вопросы.

Знать изученные орфограммы

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Разделительный твёрдый знак

97

Разделительный твердый знак.

Знать правописание разделительного твердого знака.

Уметь писать слова с разделительным твердым знаком.

Уметь доводить начатую работу до конца.

98

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Родственные слова

99

Понятие о родственных словах. Выделение общей части и установление общности смысла

Знать понятие «родственные слова».

Уметь выделять общую часть родственных слов и устанавливать общность смысла.

100

Выделение корня.

Подбор родственных слов.

Знать понятие «корень».

Уметь выделять общую часть родственных слов – корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи. Уметь анализировать.

101

Правописание согласных в корне слова.

102

Правописание гласных в корне слова. Подбор родственных слов.

У. подбирать родствен.слова и объяснять значение.

103

Определение проверочных слов  в группе родственных слов.

Знать понятие «родственные слова».

У . определять проверочные слова в группе родственных слов.

У.классиф-ть, устанавливать причинно - следственные связи.

4 четверть

104

Р.р. Составление рассказа по сюжетным  картинкам и опорным словам.

105

Контрольный диктант    «Родственные слова».

Уметь писать под диктовку предложения и тексты  после предварительного  анализа

Предложение  

106

Работа над ошибками.

Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.

Знать понятие о предложении

Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения, выделять предложения из потока речи и текста.

107

Предложение как часть текста.

108

 Смысл предложения. Порядок слов в предложении

З. правило написания пред-я: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

109-110

Предложение. Связь слов в предложении.

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь изменять  слова в предложении по смыслу.

111

Изменение слов в предложении по вопросам. Постановка вопросов к словам в предложении.

 Уметь изменять слова в предложении по вопросам.

112

Упражнения в дополнении предложений по вопросам.

Уметь устанавливать связь между словами в предложении по вопросам.

113-114

Распространение предложений.

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь дополнять предложения по вопросам. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

115

Знаки препинания в конце предложения  

Уметь распространять предложения. Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

116

Построение вопросительных предложений.

Знать знаки препинания в конце повествовательных и вопросительных предложений

Уметь при чтении правильно передавать интонацию вопросов и ответов.

117

Восклицательное предложение и его интонационное оформление.

Знать знак препинания в конце вопросительного предложения

( ? ).

Уметь строить вопросительные предложения.

118

Различение предложений. Передача интонации при чтении.

Знать знак препинания в конце восклицательного предложения

( ! ).

Уметь при чтении правильно передавать интонацию восклицательного предложения.

119

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

Знать значение знаков препинания в конце предложений

У. правильно ставить знаки препинания в конце  разных по интонации предложений.

120

Контрольный диктант  

«Знаки препинания в конце предложения».

121

Работа над ошибками. Понятие о сказуемом.  Главные и второстепенные члены предложения.

Знать вопросы, на которые отвечают сказуемые.

Уметь выделять сказуемые в предложениях.

122

Выделение сказуемого в предложении.

123

 Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении.

124-125

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Знать вопросы, на которые отвечают подлежащие.

Уметь выделять подлежащие в предложениях.

Планировать текущую работу.

126-127

Второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения.

Уметь выделять подлежащие и сказуемые в предложениях. Уметь чисто и скоро писать.

128

Контрольный диктант с грамматическим заданием  

Второстепенные члены предложения.

Уметь определять второстепенные члены предложения. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

129

Работа над ошибками. Дополнение предложений  второстепенными словами.

Главные  и второстепенные члены предложения

Уметь писать под диктовку предложения и тексты

130-131

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения.

Знать изученные орфограммы

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

132- 133

Повторение «Правописание безударных гласных»

Главные  и второстепенные члены предложения

Выделять главные и второстеп. члены предложения. Выполнять гр. разбор предложения.

134-135

Повторение «Родственные слова».

Знать правописание безударных гласных.

Уметь проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова.

136

Повторение «Предлоги».

Знать понятия «родственные слова», «корень».

Уметь выделять корень. Подбирать родственные (однокоренные) слова и правильно использовать их в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу «Письмо и развитие речи" в 7классе.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Письмо и развитие речи» в 7 классе на  основе программы  специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» 3 класс

Овладение элементарными знаниями по грамматике необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков,  в в...

Календарно-тематическое планирование по предмету « Чтение и развитие речи» 6 класс

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. На уроках...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» 7 класс

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. На уроках...

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7

Рабочая программа для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...

Методический материал : "Календарно-тематический план по учебному предмету "Чтение и развитие речи"(5класс.ГУО)

Календарно- тематическое планирование по учебному предмету "Чтение и развитие речи"(5класс. ГУО)...

Методический материал " Календарно-тематический план по учебному предмету "Чтение и развитие речи"(6класс. ГУО)

Календарно-тематический план по учебному предмету "Чтение и развитие речи"(6класс. ГУО)...