Теоретические основы проектирования.
статья по теме

Акимова Алия Харисовна

Включение школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Цель учебного проекта  - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_proektirovaniya.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы проектирования.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но проектно-исследовательская практика - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: Что это? Где это? Зачем это? Какое это?

Включение школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, интеллектуальная недостаточность обучающихся в нашей школе  накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать и эту категорию учащихся  в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности  школьников.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Цель учебного проекта  - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

В проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные умения:

  • навыки коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Регулятивные умения:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • находить несколько вариантов решения проблемы;
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Рефлексивные умения:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в школе.

Начиная работу над проектами, нужно продумать следующие вопросы, на которые требуется дать ответы в первую очередь:

  1. Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
  2. Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
  3. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

При работе над проектом используются следующие этапы:

  1. Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

  1. Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

  1. Информационно – операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как умственно отсталые дети  быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В специальной коррекционной  школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Успешное осуществление проектной деятельности возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Что значит проект для ученика?

Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Роль ученика:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации (книгам, компьютеру, библиотеке, обращение за помощью к другим работникам школы,  создание комфортных условий для работы);
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;

Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Используемая литература.

  1. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Как организовать проектную деятельность младших школьников // Новосибирск, НИПКиПРО, 2006.
  2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе .-М.: Чистые пруды, 2006.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование 2009-№9
  4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  5. Жбанова О. А. Инновационная или традиционная форма обучения?//Начальная школа 2010-№4
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  8. Кутявина Н. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе//Начальная школа 2010-№10
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  10. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
  1. Пахомова Н. Ю. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности //Начальная школа 2010-№11
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  3. Шатилова М. Ю. Селезнева Н. И. Ильина Н. И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы педагогических технологий

В работе дается понятие педагогической технологии, рассматриваются вопросы технологизации образовательного процесса....

Теоретические основы начального курса математики. Тесты

Данная работа содержит разработанные мною тесты по предмету "Теоретические основы начального курса математики" для специальности "Преподавание в начальных классах"...

Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"

Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...

Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»

Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа. Урок по изобразительному искусству для 8 класса. План-конспект и презентация....

Статья Теоретические основы и современные направления рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга

сборник: Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности Международный финансово-экономический форум.2014....

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...